Журналов:     Статей:        

Наследие и современность. 2023; 6: 245-254

Примордиальный мир советского сиротства в дневниковых записях воспитателей детских домов

Литвин А. А., Попович Е. О.

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-3-245-254

Аннотация

В статье анализируются дневниковые записи воспитателей детских домов и степень отражения в них повседневных практик воспитанников и сотрудников детских домов, для этого приводятся выдержки из дневника воспитателей детского дома №10 опытно показательной школы при Кряшенском педагогическом техникуме. Делается вывод, что дневники воспитателей позволяют, будучи изучены в достаточном количестве, представить панораму структур повседневности в заведениях советской системы социального призрения.

Список литературы

1. Педагогическая энциклопедия. М., 1964. Т.1. С. 194.

2. Гринберг А.Ф. Рассказы беспризорных о себе / А.Ф. Гринберг. М., 1925. 149 с.

3. Маслинская С. Г. Гринберг Анна Филипповна (1882--?) / С. Г. Маслинская // Детские чтения. 2013. Т. 3, № 1. С. 8-11. EDN UMYKNZ.

4. Осипова И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления. Нижний Новгород: Изд во НИСОЦ, 2009. 32 с.

5. Ханипова И. И. Дневник жизни детского дома: история детской повседневности 1920 х гг. В воспоминаниях очевидцев / И. И. Ханипова // Историческая этнология. 2019. Т. 4. № 2. С. 320-338.

6. ГА РТ. Ф. Р 900. Оп. 1. Д. 109.

7. 6.ГА РТ. Ф. Р 900. Оп. 1. Д. 110.

8. Смирнова Т.М. Дети страны Советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917 1940 гг. / Т. М. Смирнова. Москва: Ин т российской истории РАН; Санкт Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2015. С 153.

9. Малькевич В.Л. Советский проект: начало. В 3-х книгах. М.: АИРО XXI. 2019.

10. Бухараев В.М. «Эра иллюзий» перед лицом научной логики: Карамболь Ивана Грозного в историческом сознании // Исторические записки Казанского государственного университета. Т. 150. Кн. 1. Гуманитарные науки. 2008. С. 65-73.

11. Бухараев В.М., Жигунин В.Д. «Замещенное» познание: историческая мысль против моноидеологии (60-80-е годы XX в.) // Россия в XX веке. Судьбы исторической науки. М.: Наука, 1996. С. 552-563.

12. Бухараев В.М. «Краткий курс истории ВКП(б)» последняя остановка красного энциклопедизма. // История и историки в Казанском университете. Ч. 2. Казань, 2005. С. 218-225.

13. Бухараев В.М. Идеальный учебник большевизма. Традиция и лингвокультура «Краткого курса истории ВКП(б)» // Новый мир истории России. М.: 2001. С. 316-333.

14. Ханипова И. И. Кряшенский детский дом: история возникновения и деятельно-сти / И. И. Ханипова // Кряшенское историческое обозрение. 2020. № 2. С. 141-169.

Heritage and Modern Times. 2023; 6: 245-254

The primordial world of soviet orphanhood in the diary entries of the educators of orphanages

Litvin A. A., Popovich E. O.

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-3-245-254

Abstract

The article analyzes the diary entries of the educators of orphanages and the degree of reflection in them of the daily practices of the pupils and employees of orphanages, for this purpose excerpts from the diary of the educators of the orphanage № 10 of the experimental demonstration school at the Kryashen Pedagogical College are given. It is concluded, that the diaries of educators allow, having been studied in sufficient quantity, to present a panorama of the structures of everyday life in institutions of the Soviet system of social care.

References

1. Pedagogicheskaya entsiklopediya. M., 1964. T.1. S. 194.

2. Grinberg A.F. Rasskazy besprizornykh o sebe / A.F. Grinberg. M., 1925. 149 s.

3. Maslinskaya S. G. Grinberg Anna Filippovna (1882--?) / S. G. Maslinskaya // Detskie chteniya. 2013. T. 3, № 1. S. 8-11. EDN UMYKNZ.

4. Osipova I.I. Sotsial'noe sirotstvo: teoreticheskii analiz i praktika preodoleniya. Nizhnii Novgorod: Izd vo NISOTs, 2009. 32 s.

5. Khanipova I. I. Dnevnik zhizni detskogo doma: istoriya detskoi povsednevnosti 1920 kh gg. V vospominaniyakh ochevidtsev / I. I. Khanipova // Istoricheskaya etnologiya. 2019. T. 4. № 2. S. 320-338.

6. GA RT. F. R 900. Op. 1. D. 109.

7. 6.GA RT. F. R 900. Op. 1. D. 110.

8. Smirnova T.M. Deti strany Sovetov: ot gosudarstvennoi politiki k realiyam povsednevnoi zhizni. 1917 1940 gg. / T. M. Smirnova. Moskva: In t rossiiskoi istorii RAN; Sankt Peterburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2015. S 153.

9. Mal'kevich V.L. Sovetskii proekt: nachalo. V 3-kh knigakh. M.: AIRO XXI. 2019.

10. Bukharaev V.M. «Era illyuzii» pered litsom nauchnoi logiki: Karambol' Ivana Groznogo v istoricheskom soznanii // Istoricheskie zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. T. 150. Kn. 1. Gumanitarnye nauki. 2008. S. 65-73.

11. Bukharaev V.M., Zhigunin V.D. «Zameshchennoe» poznanie: istoricheskaya mysl' protiv monoideologii (60-80-e gody XX v.) // Rossiya v XX veke. Sud'by istoricheskoi nauki. M.: Nauka, 1996. S. 552-563.

12. Bukharaev V.M. «Kratkii kurs istorii VKP(b)» poslednyaya ostanovka krasnogo entsiklopedizma. // Istoriya i istoriki v Kazanskom universitete. Ch. 2. Kazan', 2005. S. 218-225.

13. Bukharaev V.M. Ideal'nyi uchebnik bol'shevizma. Traditsiya i lingvokul'tura «Kratkogo kursa istorii VKP(b)» // Novyi mir istorii Rossii. M.: 2001. S. 316-333.

14. Khanipova I. I. Kryashenskii detskii dom: istoriya vozniknoveniya i deyatel'no-sti / I. I. Khanipova // Kryashenskoe istoricheskoe obozrenie. 2020. № 2. S. 141-169.