Журналов:     Статей:        

Наследие и современность. 2023; 6: 186-204

Аспекты историко-культурного исследования веретена

Геворгян Л. П.

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-2-186-204

Аннотация

В статье на основе археологических, мифологических, этнографических и лингвистических данных рассмотрены веретёна. Сравнительный анализ веретён из коллекций музеев Армении дает возможность проследить трансформацию вещи в техническом и смысловом аспектах.

Накопленные человечеством на протяжении тысячелетий результаты культурной и духовной деятельности воспринимаются современным человеком как ценность, наследие, которое надо сохранить и передать будущим поколениям. Объекты, имеющие историко-культурную ценность, составляют основу современной культуры. Однако, с течением времени они трансформируются и со смысловой, и с технической точек зрения. Являясь вещественным атрибутом исторической памяти, они выступают в качестве посредников в «общении» с отдалёнными во времени или пространстве культурами, соотносятся в сознании человека с принадлежностью к той или иной культуре, являются символом человеческих отношений.

Исследователь, опираясь на свидетельства исторических, археологических, этнографических овеществленных источников (артефактуальная информация), должен комплектовать и изучать культуру, как прошлого, так и настоящего, не исключая функционирующую действительность, для сохранения их в общественной «системе памяти», что позволит говорить о корнях и трансформации элемента культуры, о воздействии на формирование мировоззрения и национальной идентичности.

Список литературы

1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов по специальности «Истории», М., ACT: Астрель, 2007. 350 с.

2. Иванов В. Древнебалканский и общеиндоевропейский текст мифа о героеубийце пса и евразийские параллели, в кн: Избранные труды по семантике и истории культуры, т. V. Мифология и фольклор. М. 2009. 107 с.

3. Иванов В., Топоров В. Исследования в области славянских древностей. М., АН СССР, 1974. 341 с.

4. Иванов В. В., Топоров В.Н. Суденицы // Мифологический словарь (гл. ред. Е.М. Мелетинский), М., изд-во Советская энциклопедия, 1990. 709 с.

5. Зограбян А. Головки веретена как обменная монета, рукопись в печати, (на арм. яз.).

6. Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества, М., Иностранная литература, 1954. 490 с.

7. Аракелян Б. Н. Города и ремесла в Армении, IX–XIII вв., т. 1. Изд-во АН Арм ССР, Ереван, 1954. 375 с. (на арм. яз.).

8. 8. Еганян Л. Головки веретён раннебронзового века из Мец Сепасара и их ритуально-культовый контекст // «Пo ту сторону арагаца: Археологические исследования посвященные памяти Телемака Хачатряна, Ереван, 2018. 334 с. (на арм. яз.).

9. Пилипосян А.С., Геворгян Л.П., Абгарян А.А., Закян А.С. Мецамор, Историкоархеологический очерк, Ереван, из-во «Лусабац», 2015. 120 с. (на арм. яз.).

10. Симонян А. Шенгавит. Рядовое поселение или город? // Серия «Историкокультурное наследие», ежегодник «Памятник», т.8, с. 5‒54. (на арм. яз.).

11. Пилипосян А.С., Геворгян Л.П., Закян А.С. Материальная культура Саруханского некрополя «Пали так» (II‒I тыс. до н.э.). Ереван, 201. 82 с. (на арм. яз.).

12. Геворгян А.Б. Ремесла и быт в армянских миниатюрах, Ереван, изд-во Айастан, 1978. ‒158 с. (на арм. яз.).

13. Абрамян В.А. Ремесла в Армении, IV‒XVIII вв. Изд-во АН Арм.ССР, Ереван, 1956. 288 с. (на арм. яз.).

14. Мелконян У., Карапетян И., Мириджанян Д., Ованнисян О. Археологические раскопки 2007‒2008 гг. Цахкадзорского некрополя «Хачер» // Эчмиадзин 2013, стр. 91‒ 101, (на арм. яз.).

15. Спасский И.Г. Русская монетная система. Денежное обращение в XII‒XIV вв., Москва, 1957. С. 46. http://www.a-saida.jp/spravki/spassky01/spassky01.htm [дата обр. 17.05.2023].

16. Мартиросян Г. Фарн горного истока, богиня утренней зари и ритуал жертвоприношения головы и меха // Каменные стелы-вишапы, Ереван, 2015. Из-во ИАЭ НАН РА, 2015. Стр. 136‒170 (на арм. яз.).

17. Пиотровский Б.Б. Археология Закавказья. Л., 1949. 131 с.

18. Robert A., Oden Jr., The Persistence of Canaanite Religion, in: “The Biblical Archae-ologist”, vol. 39, № 1, Chicago (March) 1976, Publisher: The University of Chicago Press on be-half The American Society of Overseas Research, pp. 31‒19.

19. Купер Дж. Энциклопедия символов, книга IV, М., Изд-во «Золотой век», 1995. 399 с.

20. Авилова Л. И. Серебряный топор и золотое веретено (о семантике некоторых орудий труда в эпоху бронзы на Ближнем Востоке) // Древность: историческое знание и специфика источника, вып. IV, М., 2009.

21. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции, Ереван, 1979. https://www.booksite.ru/fulltext/kun/kun_n_a/index.htm

22. Карев В. М. Судьба // Мифы народов мира, энциклопедия в двух томах, М., 1982, Т. 2. 720 с.

23. Лосев А.Ф. Мойры // Мифы народов мира, т. 2, М., 1991, с. 169.

24. Киквидзе Я.А. Земледелие и земледельческий культ в древней Грузии. Тбилиси, Мецниереба, 1988. 267 с.

25. Барсегян А. Элементы, связанные с ритуалом плодородия в раннеземледельческой культуре Армении // Сборник научных статей. Общественные науки, № 3, Ереван, 2012, Из-во ЕГУ. 210 с. (на арм. яз.).

26. Гомер, Илиада, песнь XX, с. 131, https://онлайн-читать.рф/гомер-илиада/ [дата обр. 17.05.2023].

27. Гамкрелидзе Т., Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропрйцы, т. 2, Тбилиси, 1984. 890 с.

28. Потебня А.А. Собрание трудов. Символ и миф в народной культуре. М. 2000. 481 с.

29. Мелeтинский Е. Норны // Мифы народов мира, энциклопедия в двух томах, М., 1982, с. 226.

30. Толстой Х.И. Веретено // Славянская мифология, энциклопедический словарь, М., Международные отношения, 2002. 512 с. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE; [дата обр. 17.05.2023].

31. Еганян Л. Глиняный идол из Мец Сепасара (на арм. яз.) http://www.shirakcenter.sci.am/pictures/gitashkhatutiunner/2016/05.pdf

32. Петросян А. Е. Древнейший армянский бог грозы, хуррито-урартский Тешшуб / Тейшеба и греческий Тесей: образ и имя // Вопросы ономастики. 2023, Т. 20, № 1. С. 9–28.

33. Словарь топонимов Армении и соседних регионов, Ереван, изд. Ереванского университета, 1988. 991 с. (на арм. яз.).

34. Сукиасян А. Словарь синонимов армянского языка, Ереван, изд-во АН Арм. ССР, 1967. https://bararanonline.com/իլիկ [дата обр. 17.05.2023].

35. Веретено // Большая российская энциклопедия, гл. ред. Ю. С. Осипов. М., Большая российская энциклопедия, 2004‒2017. https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/1908610 [дата обр. 17.05.2023]

36. Лалаян Е. Домашнее хозяйство в Васпуракане, Ткачество Шатаха // Этнографический журнал, Книга XXV, том. 2, Тифлис, 1913. С. 116‒196. (на арм. яз.).

37. Армянское домашнее хозяйство и ремесла, Справочник (под ред. Д. Вардуняна), Ереван, 2002. 35 с. (на арм яз.).

38. Прядение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 т., СПб., 1890‒1907. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 [дата обр. 17.05.2023].

39. Саркисян О. Балу. Его обычаи, образовательное и познавательное состояние и диалект. Каир, 1932 (на арм. яз.) https://studfile.net/preview/16488309/

40. Беловинский Л.В. Веретено // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа, XVIII ‒ начало XIX вв. (Под ред. Н. Ерёминой), М., 2007, Издательство Эксмо. 784 с.

41. Петоян В. Этнография Саснуна. Ереван, 1965. 199 с. (на арм. яз.).

42. Базеян К., Аганян Г. Александрополь. Этнографические очерки (этнографическое исследование) // Археологические и историко-этнографические исследования Ширака, Ереван, изд. «Наука», 2015. С. 7‒117. (на арм. яз.).

43. Темурчян В. Армяне Гамирка (историографическое исследование), Этнография и фольклор армян, вып. 1, Ереван, изд-во АН Арм. ССР, 1970. 201 (на арм. яз.).

44. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии, Академический проект», М., 2017. 799 с.

45. Лисициан Ст. Армяне Нагорного Карабаха (этнографический обзор), Армянская этнография и фольклор, вып. 12, Ереван, 1981. С. 9‒83. (на арм. яз.).

46. Голан A. Миф и символ, М., Русслит, 1993. 375 с.

47. Авагян С., Арчак // Армянская этнография и фольклор, Вып. 8. Изд-во АН Арм. ССР, Ереван, 1978. 186 с. (на арм. яз.).

48. Лалаян Е. Джавахк. Праздники // Этнографический журнал, Книга 2, Тифлис, 1897, стр. 245‒278. (на арм. яз.).

49. Новые советы эзотерического клуба «Ключ». Будущее начинается сегодня https://m.facebook.com/rus.esoteric.club/photos/a.419558964778708/796542623747005/?type=3&locale2=ar_AR [дата обр. 17.05.2023].

50. Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности (пер. с немецкого М. М. Сокольской), М., Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

51. Герни О. Р. Хетты (перевод с англ. Н. Лозинской и Н. Толстого), М. 1987. 234 с. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st031.shtml [дата обр. 17.05.2023].

52. Байбурин А. Этнографический музей: семиотика и идеология // Неприкосновенный запас № 1(33), 2004. http://magazines.russ.ru/nz/2004/1/bab13.html [дата обр. 17.05.2023].

53. Еганян Л. Культ овцы и бескровное жертвоприношение (о предметах с ритуальными функциями) (на арм. яз.) http://www.shirakcenter.sci.am/pictures/gitashkhatutiunner/2018/21%20p/05%20%D4%BC%D5%A1%D6%80%D5%AB%D5%BD%D5%A1%20%D4%B5%D5%A3%D5%A1%D5%B6%D5%B5%D5%A1%D5%B6.pdf [дата обр. 17.05.2023].

54. Казарян Р. С. Словарь синонимов древнеармянского языка, Ереван, Из-во ЕГУ, 2006. 704 с. (на арм. яз.).

55. Barbara S. Lesko, The Great Gоddesses of Egypt, Oklahoma, Publisher: University of Oklahoma Press, 1999. 319 p.

Heritage and Modern Times. 2023; 6: 186-204

Aspects of the historical-cultural research of spindle

Gevorgyan L. P.

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-2-186-204

Abstract

The topic of thearicle is a spindle, research is based on archaeological, mythological, ethnographic and linguistic data. Comparative analysis of spindles from the Armenian museums’ collections makes it possible to trace the transformation of spindle in technical and semantic aspects.

The results of cultural and spiritual activity, accumulated by humanity over the millennia are perceived by modern man as a value, a heritage that must be preserved and transferred to future  generations.  Objects  of  historical  and  cultural  value  form  the  basis  of  modern  culture. However,  over  time,  they  are  transformed  both  from  a  semantic  and  technical  point  of  view. Being a real attribute of historical memory, they act as intermediaries in "communication" with cultures distant in time or space, correlate in the mind of a person with belonging to a particular culture, are a symbol of human relations.

The  researcher,  relying  on  the  evidence  of  historical,  archaeological,  ethnographic reestablished sources (artifactual information), must complete and study culture, both past and present, without excluding functioning reality, in order to preserve them in the public "memory system," which will allow us to talk about the roots and transformation of the cultural element, about the impact on the formation of worldview and national identity.

References

1. Alekseev V. P., Pershits A. I. Istoriya pervobytnogo obshchestva. Uchebnik dlya studentov vuzov po spetsial'nosti «Istorii», M., ACT: Astrel', 2007. 350 s.

2. Ivanov V. Drevnebalkanskii i obshcheindoevropeiskii tekst mifa o geroeubiitse psa i evraziiskie paralleli, v kn: Izbrannye trudy po semantike i istorii kul'tury, t. V. Mifologiya i fol'klor. M. 2009. 107 s.

3. Ivanov V., Toporov V. Issledovaniya v oblasti slavyanskikh drevnostei. M., AN SSSR, 1974. 341 s.

4. Ivanov V. V., Toporov V.N. Sudenitsy // Mifologicheskii slovar' (gl. red. E.M. Meletinskii), M., izd-vo Sovetskaya entsiklopediya, 1990. 709 s.

5. Zograbyan A. Golovki veretena kak obmennaya moneta, rukopis' v pechati, (na arm. yaz.).

6. Lips Yu. Proiskhozhdenie veshchei. Iz istorii kul'tury chelovechestva, M., Inostrannaya literatura, 1954. 490 s.

7. Arakelyan B. N. Goroda i remesla v Armenii, IX–XIII vv., t. 1. Izd-vo AN Arm SSR, Erevan, 1954. 375 s. (na arm. yaz.).

8. 8. Eganyan L. Golovki vereten rannebronzovogo veka iz Mets Sepasara i ikh ritual'no-kul'tovyi kontekst // «Po tu storonu aragatsa: Arkheologicheskie issledovaniya posvyashchennye pamyati Telemaka Khachatryana, Erevan, 2018. 334 s. (na arm. yaz.).

9. Piliposyan A.S., Gevorgyan L.P., Abgaryan A.A., Zakyan A.S. Metsamor, Istorikoarkheologicheskii ocherk, Erevan, iz-vo «Lusabats», 2015. 120 s. (na arm. yaz.).

10. Simonyan A. Shengavit. Ryadovoe poselenie ili gorod? // Seriya «Istorikokul'turnoe nasledie», ezhegodnik «Pamyatnik», t.8, s. 5‒54. (na arm. yaz.).

11. Piliposyan A.S., Gevorgyan L.P., Zakyan A.S. Material'naya kul'tura Sarukhanskogo nekropolya «Pali tak» (II‒I tys. do n.e.). Erevan, 201. 82 s. (na arm. yaz.).

12. Gevorgyan A.B. Remesla i byt v armyanskikh miniatyurakh, Erevan, izd-vo Aiastan, 1978. ‒158 s. (na arm. yaz.).

13. Abramyan V.A. Remesla v Armenii, IV‒XVIII vv. Izd-vo AN Arm.SSR, Erevan, 1956. 288 s. (na arm. yaz.).

14. Melkonyan U., Karapetyan I., Miridzhanyan D., Ovannisyan O. Arkheologicheskie raskopki 2007‒2008 gg. Tsakhkadzorskogo nekropolya «Khacher» // Echmiadzin 2013, str. 91‒ 101, (na arm. yaz.).

15. Spasskii I.G. Russkaya monetnaya sistema. Denezhnoe obrashchenie v XII‒XIV vv., Moskva, 1957. S. 46. http://www.a-saida.jp/spravki/spassky01/spassky01.htm [data obr. 17.05.2023].

16. Martirosyan G. Farn gornogo istoka, boginya utrennei zari i ritual zhertvoprinosheniya golovy i mekha // Kamennye stely-vishapy, Erevan, 2015. Iz-vo IAE NAN RA, 2015. Str. 136‒170 (na arm. yaz.).

17. Piotrovskii B.B. Arkheologiya Zakavkaz'ya. L., 1949. 131 s.

18. Robert A., Oden Jr., The Persistence of Canaanite Religion, in: “The Biblical Archae-ologist”, vol. 39, № 1, Chicago (March) 1976, Publisher: The University of Chicago Press on be-half The American Society of Overseas Research, pp. 31‒19.

19. Kuper Dzh. Entsiklopediya simvolov, kniga IV, M., Izd-vo «Zolotoi vek», 1995. 399 s.

20. Avilova L. I. Serebryanyi topor i zolotoe vereteno (o semantike nekotorykh orudii truda v epokhu bronzy na Blizhnem Vostoke) // Drevnost': istoricheskoe znanie i spetsifika istochnika, vyp. IV, M., 2009.

21. Kun N. A. Legendy i mify Drevnei Gretsii, Erevan, 1979. https://www.booksite.ru/fulltext/kun/kun_n_a/index.htm

22. Karev V. M. Sud'ba // Mify narodov mira, entsiklopediya v dvukh tomakh, M., 1982, T. 2. 720 s.

23. Losev A.F. Moiry // Mify narodov mira, t. 2, M., 1991, s. 169.

24. Kikvidze Ya.A. Zemledelie i zemledel'cheskii kul't v drevnei Gruzii. Tbilisi, Metsniereba, 1988. 267 s.

25. Barsegyan A. Elementy, svyazannye s ritualom plodorodiya v rannezemledel'cheskoi kul'ture Armenii // Sbornik nauchnykh statei. Obshchestvennye nauki, № 3, Erevan, 2012, Iz-vo EGU. 210 s. (na arm. yaz.).

26. Gomer, Iliada, pesn' XX, s. 131, https://onlain-chitat'.rf/gomer-iliada/ [data obr. 17.05.2023].

27. Gamkrelidze T., Ivanov V. Indoevropeiskii yazyk i indoevropritsy, t. 2, Tbilisi, 1984. 890 s.

28. Potebnya A.A. Sobranie trudov. Simvol i mif v narodnoi kul'ture. M. 2000. 481 s.

29. Meletinskii E. Norny // Mify narodov mira, entsiklopediya v dvukh tomakh, M., 1982, s. 226.

30. Tolstoi Kh.I. Vereteno // Slavyanskaya mifologiya, entsiklopedicheskii slovar', M., Mezhdunarodnye otnosheniya, 2002. 512 s. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BE; [data obr. 17.05.2023].

31. Eganyan L. Glinyanyi idol iz Mets Sepasara (na arm. yaz.) http://www.shirakcenter.sci.am/pictures/gitashkhatutiunner/2016/05.pdf

32. Petrosyan A. E. Drevneishii armyanskii bog grozy, khurrito-urartskii Teshshub / Teisheba i grecheskii Tesei: obraz i imya // Voprosy onomastiki. 2023, T. 20, № 1. S. 9–28.

33. Slovar' toponimov Armenii i sosednikh regionov, Erevan, izd. Erevanskogo universiteta, 1988. 991 s. (na arm. yaz.).

34. Sukiasyan A. Slovar' sinonimov armyanskogo yazyka, Erevan, izd-vo AN Arm. SSR, 1967. https://bararanonline.com/իլիկ [data obr. 17.05.2023].

35. Vereteno // Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya, gl. red. Yu. S. Osipov. M., Bol'shaya rossiiskaya entsiklopediya, 2004‒2017. https://old.bigenc.ru/technology_and_technique/text/1908610 [data obr. 17.05.2023]

36. Lalayan E. Domashnee khozyaistvo v Vaspurakane, Tkachestvo Shatakha // Etnograficheskii zhurnal, Kniga XXV, tom. 2, Tiflis, 1913. S. 116‒196. (na arm. yaz.).

37. Armyanskoe domashnee khozyaistvo i remesla, Spravochnik (pod red. D. Vardunyana), Erevan, 2002. 35 s. (na arm yaz.).

38. Pryadenie // Entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona v 86 t., SPb., 1890‒1907. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 [data obr. 17.05.2023].

39. Sarkisyan O. Balu. Ego obychai, obrazovatel'noe i poznavatel'noe sostoyanie i dialekt. Kair, 1932 (na arm. yaz.) https://studfile.net/preview/16488309/

40. Belovinskii L.V. Vereteno // Illyustrirovannyi entsiklopedicheskii istoriko-bytovoi slovar' russkogo naroda, XVIII ‒ nachalo XIX vv. (Pod red. N. Ereminoi), M., 2007, Izdatel'stvo Eksmo. 784 s.

41. Petoyan V. Etnografiya Sasnuna. Erevan, 1965. 199 s. (na arm. yaz.).

42. Bazeyan K., Aganyan G. Aleksandropol'. Etnograficheskie ocherki (etnograficheskoe issledovanie) // Arkheologicheskie i istoriko-etnograficheskie issledovaniya Shiraka, Erevan, izd. «Nauka», 2015. S. 7‒117. (na arm. yaz.).

43. Temurchyan V. Armyane Gamirka (istoriograficheskoe issledovanie), Etnografiya i fol'klor armyan, vyp. 1, Erevan, izd-vo AN Arm. SSR, 1970. 201 (na arm. yaz.).

44. Frezer Dzh. Zolotaya vetv'. Issledovanie magii i religii, Akademicheskii proekt», M., 2017. 799 s.

45. Lisitsian St. Armyane Nagornogo Karabakha (etnograficheskii obzor), Armyanskaya etnografiya i fol'klor, vyp. 12, Erevan, 1981. S. 9‒83. (na arm. yaz.).

46. Golan A. Mif i simvol, M., Russlit, 1993. 375 s.

47. Avagyan S., Archak // Armyanskaya etnografiya i fol'klor, Vyp. 8. Izd-vo AN Arm. SSR, Erevan, 1978. 186 s. (na arm. yaz.).

48. Lalayan E. Dzhavakhk. Prazdniki // Etnograficheskii zhurnal, Kniga 2, Tiflis, 1897, str. 245‒278. (na arm. yaz.).

49. Novye sovety ezotericheskogo kluba «Klyuch». Budushchee nachinaetsya segodnya https://m.facebook.com/rus.esoteric.club/photos/a.419558964778708/796542623747005/?type=3&locale2=ar_AR [data obr. 17.05.2023].

50. Assman Yan. Kul'turnaya pamyat'. Pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti (per. s nemetskogo M. M. Sokol'skoi), M., Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. 368 s.

51. Gerni O. R. Khetty (perevod s angl. N. Lozinskoi i N. Tolstogo), M. 1987. 234 s. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st031.shtml [data obr. 17.05.2023].

52. Baiburin A. Etnograficheskii muzei: semiotika i ideologiya // Neprikosnovennyi zapas № 1(33), 2004. http://magazines.russ.ru/nz/2004/1/bab13.html [data obr. 17.05.2023].

53. Eganyan L. Kul't ovtsy i beskrovnoe zhertvoprinoshenie (o predmetakh s ritual'nymi funktsiyami) (na arm. yaz.) http://www.shirakcenter.sci.am/pictures/gitashkhatutiunner/2018/21%20p/05%20%D4%BC%D5%A1%D6%80%D5%AB%D5%BD%D5%A1%20%D4%B5%D5%A3%D5%A1%D5%B6%D5%B5%D5%A1%D5%B6.pdf [data obr. 17.05.2023].

54. Kazaryan R. S. Slovar' sinonimov drevnearmyanskogo yazyka, Erevan, Iz-vo EGU, 2006. 704 s. (na arm. yaz.).

55. Barbara S. Lesko, The Great Goddesses of Egypt, Oklahoma, Publisher: University of Oklahoma Press, 1999. 319 p.