Журналов:     Статей:        

Наследие и современность. 2021; 4: 149-159

Неизвестные страницы истории государства саба в контексте современной и библейской археологии

Федяев А. П., Валеев Р. М., Федяева Р. Х.

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2021-4-2-149-159

Аннотация

В государстве Саба за 2 тыс. лет до возникновения ислама существовало неизвестное науке монотеистическое учение, сторонников которого называли первыми аравийскими пророками (ханифами) и фактически приравнивали к мусульманам. Данный вывод был получен с помощью современной методологии познания — фрактального подхода, методов герменевтики, логико-смыслового анализа, абдукции и др. Результаты исследования показали, что в конце XV в. до н. э. египетская религия Солнца (атонизм) была воспринята в Сабейском государстве, где правил царь Ятаамар, и стала духовной основой этой цивилизации. После конфликта с государством Израиль (X в. до н. э.) царица Савская была вынуждена признать власть царя Соломона и его религию. Во время возрождения этого государства в VIII в. до н. э. атонизм вновь был объявлен официальной религией вплоть до V в. н. э. Данная религиозная доктрина, возникшая в эпоху правления фараона Эхнатона (1436—1402 гг. до н. э.), не исчезла вскоре после его смерти (как утверждают современные египтологи), и сегодня представлена в верованиях общины мандеев (южный Ирак) и их священном писании Джинзе.

Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4. Гл. Ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия. 1987.1600 с.

2. Церен Э. Библейские холмы // Пер. с нем. Н.В. Шафранской; прим. Д.П. Каллистова. Спб.: Литера. 2002. 512 с.

3. Порохова И.В. Коран: перевод смыслов и комментарии. Аль-Фуркан, Дамаск, 1419 г. по Хиджра. 797 с.

4. Пиотровский М.Б. Йеминитский халиф на 40 дней // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Л.: АН СССР, 1969. С. 61-63.

5. Пиотровский М. Арабские племена в предании о йеменском царе Ас-Аде Аль-Камиле // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. М.: Наука, 1972. С. 108-111.

6. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука,1991. 315 с.

7. Федяев А.П. Исход: метатеоретический анализ // Вестник КазГуки, № 4, 2012, с. 39-44.

8. Piotrovsky Mikhail В. Late ancient and early medieval Yemen: settlement traditions and innovations // The Byzantine and Islamic Near East. II. G.R.D. King and Averil Cameron. Newjersey. 1994. P. 213-220.

9. Пиотровский М.Б. Новая хроника из расулидского Йемена (рецензия) // Палестинский сборник. Выл. 27 (90). История и филология. М.: АН СССР, 1970. С. 140-143.

10. Перепелкин ЮМ. Переворот Амен-Хотпа IV. ч. 2. М.: Наука,1984. 272 с.

11. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.: Клышников, Комаров и К, 1992. 508 с.

Heritage and Modern Times. 2021; 4: 149-159

Unknown pages of the state of sheba history in the context of modern and biblical archaeology

Fedyaev A. , Valeev R. , Fedyaeva R.

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2021-4-2-149-159

Abstract

In the Sheba state, 2 thousand years before the emergence of Islam, there was a monotheistic doctrine unknown to science, whose supporters were called the first Arabian prophets (hanifas) and actually equated with Muslims. This conclusion was obtained using the modern methodology of cognition — fractal approach, hermeneutics methods, logic-semantic analysis, abdication, etc. The results of the study showed, that at the end of the 15th century ВС the Egyptian religion of the Sun ('Monism) was perceived in the Sheba state, where King Yataamar ruled, and became the spiritual basis of this 157 civilization. After the conflict with the state of Israel (loth century ВС), the Queen of Sheba was forced to recognize the power of King Solomon and his religion. During the revival of this state in the VIII century ВС, Atonism was again declared the official religion until the V century ВС. This religious doctrine, which arose during the reign of Pharaoh Akhenaten (1436—1402 ВС), did not disappear shortly after his death (according to modern Egyptologists), and today is represented in the beliefs of the Mandei community (southern Iraq) and their scripture by Jinze.

References

1. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar'. Izd. 4. Gl. Red. A.M. Prokhorov. M.: Sovetskaya entsiklopediya. 1987.1600 s.

2. Tseren E. Bibleiskie kholmy // Per. s nem. N.V. Shafranskoi; prim. D.P. Kallistova. Spb.: Litera. 2002. 512 s.

3. Porokhova I.V. Koran: perevod smyslov i kommentarii. Al'-Furkan, Damask, 1419 g. po Khidzhra. 797 s.

4. Piotrovskii M.B. Ieminitskii khalif na 40 dnei // Pis'mennye pamyatniki i problemy istorii kul'tury narodov Vostoka. L.: AN SSSR, 1969. S. 61-63.

5. Piotrovskii M. Arabskie plemena v predanii o iemenskom tsare As-Ade Al'-Kamile // Pis'mennye pamyatniki i problemy istorii kul'tury narodov Vostoka. M.: Nauka, 1972. S. 108-111.

6. Islam: entsiklopedicheskii slovar'. M.: Nauka,1991. 315 s.

7. Fedyaev A.P. Iskhod: metateoreticheskii analiz // Vestnik KazGuki, № 4, 2012, s. 39-44.

8. Piotrovsky Mikhail V. Late ancient and early medieval Yemen: settlement traditions and innovations // The Byzantine and Islamic Near East. II. G.R.D. King and Averil Cameron. Newjersey. 1994. P. 213-220.

9. Piotrovskii M.B. Novaya khronika iz rasulidskogo Iemena (retsenziya) // Palestinskii sbornik. Vyl. 27 (90). Istoriya i filologiya. M.: AN SSSR, 1970. S. 140-143.

10. Perepelkin YuM. Perevorot Amen-Khotpa IV. ch. 2. M.: Nauka,1984. 272 s.

11. Gumilev L.N. Drevnyaya Rus' i velikaya step'. M.: Klyshnikov, Komarov i K, 1992. 508 s.