Журналов:     Статей:        

Журнал МедиАль. 2018; : 95-98

Игровое биоуправление и стратегии совладающего поведения детей в семьях лиц опасных профессий

Киворкова А. Ю., Соловьев А. Г.

Аннотация

Введение. Семьи представителей экстремальных профессий испытывают большое воздействие различных экстремальных ситуаций, связанных со спецификой профессиональной деятельности. Отличительной особенностью эмоционального состояния детей профессиональных военнослужащих является наличие очень высокой тревожности, связанной с ожиданием опасности. Цель исследования: обоснование применения у детей представителей опасных профессий тренингов игрового биоуправления для обучения навыкам оптимального функционирования в различных стрессовых ситуациях. Материал и методы . Особенности психологической коррекции детей в семьях лиц опасных профессий для обучения их навыкам оптимального функционирования в различных стрессовых ситуациях с применением игрового биоуправления. Результаты и обсуждение . Для реализации поставленной задачи детям необходимо было сформировать умение произвольно переходить в состояние спокойного бодрствования, которое сопровождалось снижением частоты сердечных сокращений. Авторами показано, что использование тренингов приводит к повышению уровня функционального состояния центральной нервной системы и формируется индивидуальный способ преодоления напряжения, способствующий развитию саморегуляции. Заключение. Включение в реабилитационную программу сеансов игрового биоуправления позволяет достичь ряда положительных эффектов: выработать усидчивость, повысить способность к концентрации внимания, снизить уровень тревожности, повысить самооценку и мотивацию к обучению.
Список литературы

1. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 130 с

2. Киворкова А.Ю. Медико-психологическая реабилитация жен военнослужащих: Методич. рекомендации / А.Ю. Киворкова, А.Г. Соловьев, О.И. Боев. - Ессентуки: Изд-во «Бланкиздат», 2013. - 38 с

3. Ушаков И.Б. Стресс смертельно опасных состояний - особый вид стресса / И.Б. Ушаков, И.А. Бубеев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2011. - № 4. - С. 5-8

4. Sogomonyan F., Cooper J.L. Trauma faced by children of military families. Brief report. NCCP Mailman School of Public Health at Columbia University, 2010.

5. Локтаева С.А. Проявление личностных свойств детей при различных типах детско-родительских отношений в семьях профессиональных военнослужащих / С.А. Локтаева // Вестник РУДН. - 2010.- № 4. - С. 94-99.

6. Соловьев А.Г. Коррекция психоэмоционального состояния жен военнослужащих с применением биологической обратной связи / А.Г. Соловьев, А.Ю. Киворкова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2015. - № 4. - С. 102-105

7. Даниленко Е.Н., Джафарова О.А., Мажирина К.Г. Оценка адаптивных возможностей у младших школьников средствами технологии игрового сибирской медицины. - 2013.- № 2. - С. 147-153

8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 304 с

9. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. 2-е изд., перераб. и доп. Иваново: ИГМА, 2002. 290 с

MediAl. 2018; : 95-98

Game biofeedback and coping strategies of children in families of persons with hazardous occupations

Kivorkova A. Yu., Soloviev A. G.

Abstract

Introduction. Families the representatives of dangerous professions are greatly affected by various extreme situations related to the specifics of professional activity. A distinctive feature the emotional state of professional soldiers children is the presence in very high anxiety associated with the expectation of danger. The purpose of the study: to show the method how to train inclusion the biofeedback technology the optimal functioning in various stressful situations the anxious children from dangerous professions family. Material and methods. To achieve this task, children needed to relax, and decrease the heart rate. The results and discussion. In the result of the study shows that using the biofeedback leads to raising the level of functional state of the central nervous system and promoting the development of self-regulation. The conclusion. Inclusion biofeedback sessions in the rehabilitation program allows to reach a number of positive effects: to develop assiduity, increase the ability to concentrate, reduce anxiety, increase self-rating and motivation to study.
References

1. Tseluiko V.M. Psikhologiya sovremennoi sem'i / V.M. Tseluiko. - M.: VLADOS, 2004. - 130 s

2. Kivorkova A.Yu. Mediko-psikhologicheskaya reabilitatsiya zhen voennosluzhashchikh: Metodich. rekomendatsii / A.Yu. Kivorkova, A.G. Solov'ev, O.I. Boev. - Essentuki: Izd-vo «Blankizdat», 2013. - 38 s

3. Ushakov I.B. Stress smertel'no opasnykh sostoyanii - osobyi vid stressa / I.B. Ushakov, I.A. Bubeev // Mediko-biologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychainykh situatsiyakh. - 2011. - № 4. - S. 5-8

4. Sogomonyan F., Cooper J.L. Trauma faced by children of military families. Brief report. NCCP Mailman School of Public Health at Columbia University, 2010.

5. Loktaeva S.A. Proyavlenie lichnostnykh svoistv detei pri razlichnykh tipakh detsko-roditel'skikh otnoshenii v sem'yakh professional'nykh voennosluzhashchikh / S.A. Loktaeva // Vestnik RUDN. - 2010.- № 4. - S. 94-99.

6. Solov'ev A.G. Korrektsiya psikhoemotsional'nogo sostoyaniya zhen voennosluzhashchikh s primeneniem biologicheskoi obratnoi svyazi / A.G. Solov'ev, A.Yu. Kivorkova // Sibirskii vestnik psikhiatrii i narkologii. - 2015. - № 4. - S. 102-105

7. Danilenko E.N., Dzhafarova O.A., Mazhirina K.G. Otsenka adaptivnykh vozmozhnostei u mladshikh shkol'nikov sredstvami tekhnologii igrovogo sibirskoi meditsiny. - 2013.- № 2. - S. 147-153

8. Prikhozhan A.M. Trevozhnost' u detei i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. - M.: Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut; Voronezh: NPO «MODEK», 2000. 304 s

9. Mikhailov V.M. Variabel'nost' ritma serdtsa: opyt prakticheskogo primeneniya metoda. 2-e izd., pererab. i dop. Ivanovo: IGMA, 2002. 290 s