Preview

Oriental Studies

Расширенный поиск

Искупленный дважды: толмач Ставропольского войска Афанасий Шорин (опыт реконструкции нетипичной биографии крещеного калмыка второй трети XVIII в.)

https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-876-889

Аннотация

Введение. Статья посвящена биографической реконструкции. Впервые в историографии на примере жизни персоналии, в качестве которой выступает толмач Афанасий Иванович Шорин, изучено место крещёной калмыцкой знати в политике Российской империи раннего Нового времени. В работе прослежено становление общения российской власти со степной элитой указанного периода, выявлены важные детали подобного процесса. Цель исследования — воссоздание документальной биографии героя в политико-дипломатическом контексте, сформировавшемся в данную эпоху на степных юго-восточных окраинах государства и прилегающих территориях. Материалы и методы. Исследование основано на материале документов российских центральных и местных учреждений, отразивших этапы биографии представителя социальной верхушки Ставропольского калмыцкого войска (с 1745 г. — корпуса), расквартированного близ крепости Ставрополь-на-Волге. Научный инструментарий работы охватил методы источниковедения и археографии, позволившие провести систематический анализ источников и выявить их связи, отражающие перипетии судьбы персоналии. Результаты. Историографический раздел текста обозначил важность проблематики истории этноконфессиональных групп, разрешаемой на материалах реконструируемой биографии. В содержательной части присутствует изложение этапов жизни индивида. Наибольшее место уделено фиксации следующих биографических вех: социальный статус, перспективы военной карьеры, попытки к бегству и отказ от строевой службы, двукратное прощение этих провинностей российскими инстанциями — дань заслугам предков, зачисление в Коллегию Иностранных дел, гражданская служба в Ставрополе-на-Волге, выполнение в конце 1750-х гг. важной политической миссии. Выявлено, как и почему жизненная траектория, весьма необычная для человека подобного круга и происхождения, отразила процессы взаимодействия российской стороны с кочевниками степных юго-восточных окраин и сопредельных территорий. Также подчеркнута значимость ойратского фактора для государства до и после падения Джунгарии и упразднения Калмыцкого ханства. Параллельно дана характеристика настроений ставропольского правящего звена, подчеркнута его неудовлетворенность своим положением к концу 1760-х гг. из-за ограничений, продиктованных сословной политикой властей. В статье проведена мысль, что именно внутреннее недовольство толкнуло высшую страту войска на участие в Пугачевщине. Заключение. В итоге автор констатирует, что крещеная калмыцкая аристократия и близкие к ней слои калмыцкого общества сыграли заметную роль во внешней и вероисповедной политике при Елизавете Петровне и в начале царствования Екатерины II, чем и объяснялось повышенное внимание к ним сверху. Но по истечении избранного хронологического периода их востребованность в рамках пограничного военно-политического уклада, соответственно, их субъектность оказалась во многом исчерпанной.

Об авторе

Андрей Сергеевич Ряжев
Калмыцкий научный центр РАН
Россия
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник


Список литературы

1. Абдилдабекова 2010 — Абдилдабекова А. М. Модели империй и их применимость к Казахстану в составе Российской Империи // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: История России. 2010. № 1. С. 164–177.

2. Арапов 2008 — Арапов Д. Ю. Ислам в архивных материалах высших государственных учреждений Российской империи (1721–1917 гг.) // Ab Imperio. 2008. № 4. C. 253–266.

3. Беликов 1971 — Беликов Т. И. Участие калмыков в Крестьянской войне под руководством Е. И. Пугачева (1773–1775 гг.). Элиста: Калмиздат, 1971. 167 с.

4. Беликов 1978 — Беликов Т. И. Ф. И. Дербетев — сподвижник Е. И. Пугачева Элиста: Калм. кн. изд-во, 1978. 103 с.

5. Васильев 2017 — Васильев Д. В. Массовые народные движения как инструмент российской региональной политики в Казахской степи в конце XVIII в. (на примере движения Сырыма Датова) // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. 2017. № 1. С. 31–43.

6. Вовк, Шебалин 2016 — Вовк И. В., Шебалин И. А. «Присяга» и «подданство» в политической практике казахской элиты в 30–40-е гг. XVIII в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (105). С. 193–197.

7. Джунджузов 2013 — Джунджузов С. В. «Пугачевское замешательство» и Ставропольское калмыцкое войско // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 2 (103). С. 49–53.

8. Джунджузов 2020 — Джунджузов С. В. Правовое регулирование поселения калмыков в Оренбурге в 40-е годы XVIII века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (33). С. 80–89.

9. Джунджузов, Любичанковский 2017 —Джунджузов С. В., Любичанковский С. В. Миссионерская деятельность Никодима Ленкеевича в Калмыцком ханстве (1725–1734 годы) // Новый исторический вестник. 2017. № 3 (53). С. 172–191.

10. Джунджузов, Любичанковский 2018 — Джунджузов С. В., Любичанковский С. В. Влияние имперской политики аккультурации на формирование и эволюцию властной элиты у ставропольских крещеных калмыков (1737–1842 гг.) // Былые годы. 2018. Т. 49. № 3. С. 970–979.

11. Дорджиева 2008 — Дорджиева Е. В. Конфессиональный вопрос в имперской политике по отношению к традиционной калмыцкой элите в XVIII веке // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. Т. 10. № 4 (26). С. 975–982.

12. Ибнеева 2009 — Ибнеева Г. В. Имперская политика Екатерины II в зеркале венценосных путешествий. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 467, [1] с.

13. Миллер 2006 — Миллер А. И. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М.: НЛО, 2006. 248 с.

14. Петухов 2014 — Петухов А. В. Христианизация народов Среднего Поволжья в середине XVIII века в освещении современной американской историографии // Вестник Чувашского университета. 2014. № 4. С. 64–70.

15. Смирнов 2007 — Смирнов Ю. Н. Современные подходы к истории восстания 1773–1775 гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5/3 (55). С. 158–166.

16. Тебаев 2009 — Тебаев Д. Б. Проблема присоединения Степного края в XVIII—XIX вв. в современной российской историографии // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: История России. 2009. № 5. С. 265–271.

17. Торопицын 2015 — Торопицын И. В. Астраханские юртовские татары в политико-административной системе взаимоотношений России с калмыками в ХVII–ХVIIІ вв. // Кочевые народы Центральной Евразии ХVIII–XIX вв.: сравнительно-исторический анализ политики Российской империи. Алматы: Қазақ университетi, 2015. C. 155–179.

18. Третьякова, Мыслицкая 2015 — Третьякова Д. В., Мыслицкая Л. А. П. И. Рычков о волжских ставропольских калмыках: историко-ландшафтные и лингвогеографические наблюдения в «Топографии Оренбургской» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 256–262.

19. Ходарковский 2019 — Ходарковский М. Степные рубежи России. Как создавалась колониальная империя. 1500–1800. М.: НЛО, 2019. 352 с.

20. Goryaev, Lidzhiev, Avliev 2019 — Goryaev M., Lidzhiev A., Avliev V. Christianization of Non-Russian Peoples: Missionary Activity of Orthodox Church in Kalmyk Plain // International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism». The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Vol. LXXVI. 1136–1142.

21. Frank 2001 — Frank, Allen J. Muslim Religious Institutions in Imperial Russia: The Islamic World of Novouzensk District and the Kazakh Inner Horde, 1780–1910. Leiden; Boston; Köln: E. J. Brill Academic Publishers, 2001. VIII, 341 p.

22. LeDonne 2008 — LeDonne J. P. Russia’s eastern theater, 1650‒1850 springboard or strategic backyard? // Cahiers du monde russe. 2008. Vol. 49. No. 1. Pp. 17–46.

23. Werth 2002 — Werth, Paul W. At the Margins of Orthodoxy. Mission, Governance and Confessional Politics in Russia’s Volga — Kama Region, 1827–1905. Ithaca; London: Cornell University Press, 2002. XIV, 269 p.

24. Werth 2013 — Werth, Paul W. The Qazaq Steppe and Islamic Administrative Exceptionalism: A Comparison with Buddhism Among Buriats // Islam, society and states across the Qazaq Steppe (18th – early 20th centuries). Wien: Austrian Academy of Sciences Press, 2013. Pp. 119–142.


Рецензия

Для цитирования:


Ряжев А.С. Искупленный дважды: толмач Ставропольского войска Афанасий Шорин (опыт реконструкции нетипичной биографии крещеного калмыка второй трети XVIII в.). Oriental Studies. 2020;13(4):876-889. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-876-889

For citation:


Ryazhev A. He Who Was Redeemed Twice: Afanasy Shorin, a Stavropol Host Interpreter. Reconstructing a Non-Typical Biography of the Kalmyk Christian, Second Third of the 18thcentury. Oriental Studies. 2020;13(4):876-889. (In Russ.) https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-876-889

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 License.


ISSN 2619-0990 (Print)
ISSN 2619-1008 (Online)