Журналов:     Статей:        

Валеология: Здоровье, Болезнь, Выздоровление. 2019; : 211-214

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ПАЦИЕНТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

ТУРАР О. А., ТУРСЫНБЕТ Е. А.

Аннотация

   Процесс реформирования национальной системы здравоохранения Республики Казахстан, пути реализации которого изложены в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы (далее – Государственная программа), преследует основную цель - укрепление здоровья населения, что в свою очередь может быть достигнуто организацией интегрированного подхода к профилактике заболеваний и реализацией
мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

   Государственная программа предполагает совершенствование организации оказания медицинской помощи путем модернизации и приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи. Данное направление предусматривает как внедрение современных технологий управления очередями, так и совершенствование существующих форм организации работы поликлиники.

   Для обеспечения максимальной доступности и улучшения качества медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи населению предполагается проведение модернизации управления организациями ПМСП путем совершенствования операционного менеджмента, создание региональных и локальных call-центров, а также внедрение возможности записи на прием к врачу через Интернет.

   Вопрос управления очередями в медицинских организациях периодически поднимается среди ученых и организаторов здравоохранения. Например, некоторые зарубежные ученые по результатам целенаправленных исследований пришли к выводу, что теория массового обслуживания может быть ценным инструментом для определения потребностей в кадрах медицинских организаций [1].

   В Казахстане в рамках реализации Государственной программы в ряде поликлиник уже внедрены электронные системы управления очередями. Однако, пока отсутствуют научно обоснованные данные об улучшении деятельности медицинской организаций или об отсутствии эффективности применения таких технологий.

Список литературы

1. Tucker J. B., et al. The Journal of Trauma/ 46 (1) : 71. – 1999. – С. 9.

2. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение / В. А. Медик, В. К. Юрьев. – ГЭОТАР-Медиа. – 2016. – С. 177.

3. Алимов Д. В. Визуализация и анализ потока пациентов в комплексном лечебно-профилактическом учреждении / Д. В. Алимов [и др.] // Тр. междунар. конф. «Программные системы: теория и приложения». – ИПС РАН. – Переславль-Залесский. – 2004. – В 2 т. / Под ред. С. М. Абрамова. - М.: Физматлит. - Т. 2. – С. 103-116.

4. Кучеренко В. З., 2000; Вартанян Ф. Е., 2004; Грищенко Р. В., 2005; Щепин В. О., 2005; ВОЗ: Женева, 2007.

5. Степчук М. А. Развитие перспективных направлений амбулаторной помощи / М. А. Степчук // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». – № 6. – 2014.

6. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы.

7. Первичная медико-санитарная помощь сегодня актуальнее, чем когда-либо. – Доклад о состоянии здравоохранения в мире. – 2008. – С. 47.

8. Jarvis P. R. Improving emergency department patient flow / Jarvis P. R. // Сlinical and Experimental Emergency Medicine. – 2016. – №3 (2). – С. 63-68.

9. Ansell D. Interventions to reduce wait times for primary care appointments: a systematic review / Crispo James A. G., Simard B., Bjerre L. M.// BMC Health Services Research. – 2017. – № 1. – С. 295

10. Wait Time Alliance. Time to close the gap [Электронный ресурс] // Report Card on Wait Times in Canada June 2014. – 2015. – Режим доступа: http://www.waittimealliance.ca/wp-content/uploads/2014/06/FINAL-EN-WTA-Report-Card.pdf.

11. Азанов В. Г. Структурно-функциональная модель управления потоками пациентов региональной консультативной поликлиники / В. Г. Азанов // Системы и средства информатики. – 2016. – № 1. – С. 13-29.

12. Володина Н. П. Cовершенствование управления потоками пациентов в первичной медико-санитарной помощи [Электронный ресурс] / Н. П. Володина, А. И. Камышников // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2017. – №1 (09). – Режим доступа: http://regiongmu.ru/wp-content/uploads/2017/04/ RegionGMU010109.pdf

13. Azraii A. B. An assessment of patient waiting and consultation time in a primary healthcare clinic / Kamaruddin K. N., Ariffin F. // Malaysian Family Physician. – 2017. – №12 (1). – С. 14-21.

14. Hassali M. A. Assessment of general public satisfaction with public healthcare services in Kedah, Malaysia / Alrasheedy A. A., Ab Razak B. A.// Academy of Management Journal. – 2014. – № 7 (1). – С. 35-44.

15. Pillay D. I. Hospital waiting time: the forgotten premise of healthcare service delivery/ Ghazali R. J., Manaf N. H. // International Journal of Health Care Quality Assurance. – 2011. – № 24 (7). – С. 506-522.

16. Su S. Managing a mixed registration type appointment system in outpatient clinics/ Su S., Shih C. L. // International Journal of Medical Informatics. – 2003. – № 70. – С. 31-40.

17. Tang S. H. Use of simulation to solve outpatient clinic problems: a review of the literature/ Tang S. H., Pah P. S., Manohara A. // The South African Journal of Industrial Engineering. – 2013. – №24 (3). – С. 27-42.

18. Klassen K. J. Scheduling outpatient appointments in a dynamic environment/ Klassen K. J., Rohleder T. R. // Journal of Operations Management. – 1996. – № 14. – С. 83-101.

Valeology: Health - Illnes - recovery. 2019; : 211-214

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PATIENTS FLOWS MANAGEMENT PROCESS IN WORLD PRACTICE

TURAR O. A., TURSYNBET E. A.

Abstract

   In this work we considered current problems of operational management in the organizations of the primary health care (PHC). We described technologies and methods of patients flows management used in the out-patient and polyclinic organizations of foreign countries and considered the major factors which affecting on efficiency of process of patients flows management in the medical organizations of PHC.

References

1. Tucker J. B., et al. The Journal of Trauma/ 46 (1) : 71. – 1999. – S. 9.

2. Medik V. A. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie / V. A. Medik, V. K. Yur'ev. – GEOTAR-Media. – 2016. – S. 177.

3. Alimov D. V. Vizualizatsiya i analiz potoka patsientov v kompleksnom lechebno-profilakticheskom uchrezhdenii / D. V. Alimov [i dr.] // Tr. mezhdunar. konf. «Programmnye sistemy: teoriya i prilozheniya». – IPS RAN. – Pereslavl'-Zalesskii. – 2004. – V 2 t. / Pod red. S. M. Abramova. - M.: Fizmatlit. - T. 2. – S. 103-116.

4. Kucherenko V. Z., 2000; Vartanyan F. E., 2004; Grishchenko R. V., 2005; Shchepin V. O., 2005; VOZ: Zheneva, 2007.

5. Stepchuk M. A. Razvitie perspektivnykh napravlenii ambulatornoi pomoshchi / M. A. Stepchuk // Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya». – № 6. – 2014.

6. Gosudarstvennaya programma razvitiya zdravookhraneniya Respubliki Kazakhstan «Densaulyқ» na 2016-2019 gody.

7. Pervichnaya mediko-sanitarnaya pomoshch' segodnya aktual'nee, chem kogda-libo. – Doklad o sostoyanii zdravookhraneniya v mire. – 2008. – S. 47.

8. Jarvis P. R. Improving emergency department patient flow / Jarvis P. R. // Slinical and Experimental Emergency Medicine. – 2016. – №3 (2). – S. 63-68.

9. Ansell D. Interventions to reduce wait times for primary care appointments: a systematic review / Crispo James A. G., Simard B., Bjerre L. M.// BMC Health Services Research. – 2017. – № 1. – S. 295

10. Wait Time Alliance. Time to close the gap [Elektronnyi resurs] // Report Card on Wait Times in Canada June 2014. – 2015. – Rezhim dostupa: http://www.waittimealliance.ca/wp-content/uploads/2014/06/FINAL-EN-WTA-Report-Card.pdf.

11. Azanov V. G. Strukturno-funktsional'naya model' upravleniya potokami patsientov regional'noi konsul'tativnoi polikliniki / V. G. Azanov // Sistemy i sredstva informatiki. – 2016. – № 1. – S. 13-29.

12. Volodina N. P. Covershenstvovanie upravleniya potokami patsientov v pervichnoi mediko-sanitarnoi pomoshchi [Elektronnyi resurs] / N. P. Volodina, A. I. Kamyshnikov // Region: gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. – 2017. – №1 (09). – Rezhim dostupa: http://regiongmu.ru/wp-content/uploads/2017/04/ RegionGMU010109.pdf

13. Azraii A. B. An assessment of patient waiting and consultation time in a primary healthcare clinic / Kamaruddin K. N., Ariffin F. // Malaysian Family Physician. – 2017. – №12 (1). – S. 14-21.

14. Hassali M. A. Assessment of general public satisfaction with public healthcare services in Kedah, Malaysia / Alrasheedy A. A., Ab Razak B. A.// Academy of Management Journal. – 2014. – № 7 (1). – S. 35-44.

15. Pillay D. I. Hospital waiting time: the forgotten premise of healthcare service delivery/ Ghazali R. J., Manaf N. H. // International Journal of Health Care Quality Assurance. – 2011. – № 24 (7). – S. 506-522.

16. Su S. Managing a mixed registration type appointment system in outpatient clinics/ Su S., Shih C. L. // International Journal of Medical Informatics. – 2003. – № 70. – S. 31-40.

17. Tang S. H. Use of simulation to solve outpatient clinic problems: a review of the literature/ Tang S. H., Pah P. S., Manohara A. // The South African Journal of Industrial Engineering. – 2013. – №24 (3). – S. 27-42.

18. Klassen K. J. Scheduling outpatient appointments in a dynamic environment/ Klassen K. J., Rohleder T. R. // Journal of Operations Management. – 1996. – № 14. – S. 83-101.