Журналов:     Статей:        

Валеология: Здоровье, Болезнь, Выздоровление. 2020; : 187-192

МОДЕЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

МУКАТАЕВА Ж. М., ДИНМУХАМЕДОВА А. С., АХМЕТОВА А. А., ЗЕКЕНОВА Л. Ш., КУЗЕНБАЕВА А. Е.

Аннотация

   В статье рассматриваются морфофункциональные показатели участников образовательного процесса – учащихся и учителей. Показаны методологические и методические подходы к оценке здоровья. На основе компьютерных электронных карт здоровья проведен мониторинг здоровья. Предлагается модель системы организации здоровьесберегающей деятельности в среднем образовании на уровне территории, региона и образовательного учреждения, основе компьютеризации процесса мониторинга здоровья всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Назарбаев Н. А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана / Н. А. Назарбаев. – Алматы, 1997. - С. 17.

2. Баскаев Р. Мониторинг в образовании: определение показателей / Р. Баскаев // Учитель. – 2006. – № 6. – С. 20–22.

3. Васильков В. Мониторинг здоровья: технология, содержание, использование результатов / В. Васильков // Нар. образование. – 2009. – № 9. – С. 181–184.

4. Гостев А. Г. Формирование здоровьесберегающих ценностных ориентаций подростков в образовательно-развивающем пространстве лицея / А. Г. Гостев, Т. А. Бондарчук // Сибирский педагогический журнал. - № 1. - 2012 – С. 43-49.

5. Герьянская Н. О. Совершенствование профессионально-личностного здоровья учителя в образовательном процессе учреждений дополнительного профессионального образования: Автореферат диссертации / Н. О. Герьянская. – Новосибирск, 2010. – 20 с.

6. Дуйсембин К. Нейробиология / К. Дуйсембин, С. Т. Толеузанов, А. А. Маутенбаев. – Алматы: Қазақ университетi, 2009. - 220 с.

7. Куанышбекова Р. Т. Симптоматическая артериальная гипертензия у детей и подростков: Учебное пособие для врачей-педиатров / Р. Т. Куанышбекова, С. Я. Березовская, К. Б. Жактаева. - Алматы, 2007. - 36 с.

8. Куц А. С. Оценочные таблицы физического развития и двигательной подготовленности школьников Северного Казахстана / А. С. Куц. – Павлодар, 1975. – 113 с.

9. Камматов К. К. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы у школьниц: Материалы VI съезда физиологов Казахстана с международным участием / К. К. Камматов. – Караганда: Изд-во КГМА, 2007. – С. 280-282.

10. Лигута В. Ф. Физическая подготовленность городских и сельских школьниц Хабаровского края / В. Ф. Лигута, А. В. Лигута // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. - № 51-5. – С. 228-237.

11. Ефимова Н. В. Оценка физической подготовленности учащихся Иркутской области (по данным мониторинга) / Н. В. Ефимова, И. В. Мыльникова, А. Г. Иванов // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 7-4. –С. 675-678.

12. Гузик Е. О. Мониторинг здоровья школьников г. Минска / Е. О. Гузик [и др.] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. - № 1 – С. 10-17.

13. Johnson R. K., Lamb M., Anderson H., Pieters-Arroyo M., Anderson B. T., Bolaños G. A., Asturias E. J. The global school-based student health survey as a tool to guide adolescent health interventions in rural Guatemala // BMC Public Health. – 2019. - Vol. 22. №19 (1). Р. 226.

14. Параничева Т. М. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности / Т. М. Параничева [и др.] // Новые исследования. – 2016. - № 4 (49). – С. 71-84.

15. Айзман Р. И. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей / Р. И. Айзман [и др.] – Москва: ОАО «Компания АСТШ», 2006. - 166 с.

16. Айзман Р. И. Методологические принципы и методические подходы к организации мониторинга здоровья обучающихся и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций / Р. И. Айзман // Вестник педагогических инноваций. - 2019. - № 1 (53). - С. 5-13.

17. Кобринский Б. А. Мониторинг состояния здоровья детей с использованием современных компьютерных технологий: состояние и перспективы / Б. А. Кобринский // Российский вестник перинатологии и педиатрии – 2009. – № 1 – С. 6-11

18. Фролов С. В. Результаты регионального мониторинга здоровья школьников / С. В. Фролов, М. А. Лядов, А. Ю. Козлова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2013. – Т. 58, № 2. – С. 80-84.

19. Hosseinpoor A. R., Nambiar D., Schlotheuber A., Reidpath D., Ross Z.. Health Equity Assessment Toolkit (HEAT): software for exploring and comparing healthinequalities in countries // BMC Med Res Methodol. – 2016 - Vol. 16. №1. Р. 141.

20. Hosseinpoor A. R., Schlotheuber A., Nambiar D., Ross Z. Health Equity Assessment Toolkit Plus (HEAT Plus): software for exploring and comparing healthinequalities using uploaded datasets // Glob Health Action. – 2018. - Vol. 11. № 1. Р. 144.

21. Hosseinpoor A. R., Bergen N., Schlotheuber A., Grove J.. Measuring health inequalities in the context of sustainable development goals // Bull World Health Organ. – 2018. - Vol. 96. № 9. Р. 654-659.

22. Kim H. H., Chun J. Nicotine Tob Res. Examining the Effects of Parental Influence on Adolescent Smoking Behaviors: A Multilevel Analysis of the Global School-Based Student Health Survey (2003-2011) // Nicotine Tob Res. – 2016. – Vol. 18. № 5. Р. 934-42.

23. Pozza F. S., Nucci L. B., Enes C. C. Identifying Overweight and Obesity in Brazilian Schoolchildren, 2014 // J Public Health Manag Pract. – 2018. - Vol. 24. № 3. Р. 204-210.

24. Guhn M., Janus M., Enns J., Bronell M., Forer B., Duku E., Muhajarine N., Raos R. Examining the social determinants of children's developmental health: protocol for building a pan-Canadian population-based monitoring system for early childhood development // BMJ Open. – 2016. - Vol. 6.№ 4.Р. 27-37.

25. Pega F., Valentine N. B., Rasanathan K., Hosseinpoor A. R., Torgersen T. P., Ramanathan V., Posayanonda T., Röbbel N., Kalboussi Y., Rehkopf D. H., Dora C., Montesinos E. R. V., Neira M. P. The need to monitor actions on the social determinants of health // Bull World Health Organ. – 2017. - Vol. 95. № 11. Р. 784-787.

26. Penman-Aguilar A., Talih M., Huang D., Moonesinghe R., Bouye K., Beckles G. J. Measurement of Health Disparities, Health Inequities, and Social Determinants of Health to Support the Advancement of Health Equity // Public Health Manag Pract. – 2016. - Vol. 22. № 1. Р. 33-42.

27. Pedrana L., Pamponet M., Walker R., Costa F., Rasella D. Scoping review: national monitoring frameworks for social determinants of health and healthequity // Glob Health Action. – 2016. - Vol. 9. Р. 28-31.

28. Айзман Р. И. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ: методическое пособие / Р. И. Айзман [и др.] – Новосибирск: Изд. ООО Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2008. - 124 с.

29. Айзман Р. И. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ: методическое пособие / Р. И. Айзман [и др.] – Новосибирск: Изд. ООО Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», 2008. -124 с.

30. Айзман Р. И. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера и программных средств / Р. И. Айзман [и др.] // Народное образование. – 2010. - № 6. – С. 147-155.

Valeology: Health - Illnes - recovery. 2020; : 187-192

MODEL FORECASTING THE RISK OF DEVELOPMENT OF HEALTH DISORDERS BASED ON COMPUTER PROGRAMS

MUKATAEVA ZH. M., DINMUKHAMEDOVA A. S., AHMETOVA A. A., ZEKENOVA L. SH., KUZENBAYEVA A. YE.

Abstract

   The article discusses the morphological and functional indicators of the participants in the educational process - students and teachers. Methodological approaches to assessing health are shown. Based on computer electronic health cards, health monitoring was carried out. A model of the organization of health-saving activities in secondary education at the level of the territory, region and educational institution is proposed on the basis of computerization of the health monitoring process of all participants in the educational process.

References

1. Nazarbaev N. A. Kazakhstan-2030. Protsvetanie, bezopasnost' i uluchshenie blagosostoyaniya vsekh kazakhstantsev. Poslanie Prezidenta strany narodu Kazakhstana / N. A. Nazarbaev. – Almaty, 1997. - S. 17.

2. Baskaev R. Monitoring v obrazovanii: opredelenie pokazatelei / R. Baskaev // Uchitel'. – 2006. – № 6. – S. 20–22.

3. Vasil'kov V. Monitoring zdorov'ya: tekhnologiya, soderzhanie, ispol'zovanie rezul'tatov / V. Vasil'kov // Nar. obrazovanie. – 2009. – № 9. – S. 181–184.

4. Gostev A. G. Formirovanie zdorov'esberegayushchikh tsennostnykh orientatsii podrostkov v obrazovatel'no-razvivayushchem prostranstve litseya / A. G. Gostev, T. A. Bondarchuk // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. - № 1. - 2012 – S. 43-49.

5. Ger'yanskaya N. O. Sovershenstvovanie professional'no-lichnostnogo zdorov'ya uchitelya v obrazovatel'nom protsesse uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: Avtoreferat dissertatsii / N. O. Ger'yanskaya. – Novosibirsk, 2010. – 20 s.

6. Duisembin K. Neirobiologiya / K. Duisembin, S. T. Toleuzanov, A. A. Mautenbaev. – Almaty: Қazaқ universiteti, 2009. - 220 s.

7. Kuanyshbekova R. T. Simptomaticheskaya arterial'naya gipertenziya u detei i podrostkov: Uchebnoe posobie dlya vrachei-pediatrov / R. T. Kuanyshbekova, S. Ya. Berezovskaya, K. B. Zhaktaeva. - Almaty, 2007. - 36 s.

8. Kuts A. S. Otsenochnye tablitsy fizicheskogo razvitiya i dvigatel'noi podgotovlennosti shkol'nikov Severnogo Kazakhstana / A. S. Kuts. – Pavlodar, 1975. – 113 s.

9. Kammatov K. K. Vozrastnye osobennosti serdechno-sosudistoi sistemy u shkol'nits: Materialy VI s\"ezda fiziologov Kazakhstana s mezhdunarodnym uchastiem / K. K. Kammatov. – Karaganda: Izd-vo KGMA, 2007. – S. 280-282.

10. Liguta V. F. Fizicheskaya podgotovlennost' gorodskikh i sel'skikh shkol'nits Khabarovskogo kraya / V. F. Liguta, A. V. Liguta // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. – 2016. - № 51-5. – S. 228-237.

11. Efimova N. V. Otsenka fizicheskoi podgotovlennosti uchashchikhsya Irkutskoi oblasti (po dannym monitoringa) / N. V. Efimova, I. V. Myl'nikova, A. G. Ivanov // Fundamental'nye issledovaniya. – 2015. - № 7-4. –S. 675-678.

12. Guzik E. O. Monitoring zdorov'ya shkol'nikov g. Minska / E. O. Guzik [i dr.] // Voprosy shkol'noi i universitetskoi meditsiny i zdorov'ya. – 2013. - № 1 – S. 10-17.

13. Johnson R. K., Lamb M., Anderson H., Pieters-Arroyo M., Anderson B. T., Bolaños G. A., Asturias E. J. The global school-based student health survey as a tool to guide adolescent health interventions in rural Guatemala // BMC Public Health. – 2019. - Vol. 22. №19 (1). R. 226.

14. Paranicheva T. M. Uchebnaya, vneuchebnaya i obshchaya nagruzka, rezhim dnya starsheklassnikov pri intellektual'nykh nagruzkakh povyshennoi intensivnosti / T. M. Paranicheva [i dr.] // Novye issledovaniya. – 2016. - № 4 (49). – S. 71-84.

15. Aizman R. I. Kompleksnaya otsenka sostoyaniya zdorov'ya i razvitiya detei / R. I. Aizman [i dr.] – Moskva: OAO «Kompaniya ASTSh», 2006. - 166 s.

16. Aizman R. I. Metodologicheskie printsipy i metodicheskie podkhody k organizatsii monitoringa zdorov'ya obuchayushchikhsya i zdorov'esberegayushchei deyatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsii / R. I. Aizman // Vestnik pedagogicheskikh innovatsii. - 2019. - № 1 (53). - S. 5-13.

17. Kobrinskii B. A. Monitoring sostoyaniya zdorov'ya detei s ispol'zovaniem sovremennykh komp'yuternykh tekhnologii: sostoyanie i perspektivy / B. A. Kobrinskii // Rossiiskii vestnik perinatologii i pediatrii – 2009. – № 1 – S. 6-11

18. Frolov S. V. Rezul'taty regional'nogo monitoringa zdorov'ya shkol'nikov / S. V. Frolov, M. A. Lyadov, A. Yu. Kozlova // Rossiiskii vestnik perinatologii i pediatrii. – 2013. – T. 58, № 2. – S. 80-84.

19. Hosseinpoor A. R., Nambiar D., Schlotheuber A., Reidpath D., Ross Z.. Health Equity Assessment Toolkit (HEAT): software for exploring and comparing healthinequalities in countries // BMC Med Res Methodol. – 2016 - Vol. 16. №1. R. 141.

20. Hosseinpoor A. R., Schlotheuber A., Nambiar D., Ross Z. Health Equity Assessment Toolkit Plus (HEAT Plus): software for exploring and comparing healthinequalities using uploaded datasets // Glob Health Action. – 2018. - Vol. 11. № 1. R. 144.

21. Hosseinpoor A. R., Bergen N., Schlotheuber A., Grove J.. Measuring health inequalities in the context of sustainable development goals // Bull World Health Organ. – 2018. - Vol. 96. № 9. R. 654-659.

22. Kim H. H., Chun J. Nicotine Tob Res. Examining the Effects of Parental Influence on Adolescent Smoking Behaviors: A Multilevel Analysis of the Global School-Based Student Health Survey (2003-2011) // Nicotine Tob Res. – 2016. – Vol. 18. № 5. R. 934-42.

23. Pozza F. S., Nucci L. B., Enes C. C. Identifying Overweight and Obesity in Brazilian Schoolchildren, 2014 // J Public Health Manag Pract. – 2018. - Vol. 24. № 3. R. 204-210.

24. Guhn M., Janus M., Enns J., Bronell M., Forer B., Duku E., Muhajarine N., Raos R. Examining the social determinants of children's developmental health: protocol for building a pan-Canadian population-based monitoring system for early childhood development // BMJ Open. – 2016. - Vol. 6.№ 4.R. 27-37.

25. Pega F., Valentine N. B., Rasanathan K., Hosseinpoor A. R., Torgersen T. P., Ramanathan V., Posayanonda T., Röbbel N., Kalboussi Y., Rehkopf D. H., Dora C., Montesinos E. R. V., Neira M. P. The need to monitor actions on the social determinants of health // Bull World Health Organ. – 2017. - Vol. 95. № 11. R. 784-787.

26. Penman-Aguilar A., Talih M., Huang D., Moonesinghe R., Bouye K., Beckles G. J. Measurement of Health Disparities, Health Inequities, and Social Determinants of Health to Support the Advancement of Health Equity // Public Health Manag Pract. – 2016. - Vol. 22. № 1. R. 33-42.

27. Pedrana L., Pamponet M., Walker R., Costa F., Rasella D. Scoping review: national monitoring frameworks for social determinants of health and healthequity // Glob Health Action. – 2016. - Vol. 9. R. 28-31.

28. Aizman R. I. Metodika kompleksnoi otsenki zdorov'ya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol: metodicheskoe posobie / R. I. Aizman [i dr.] – Novosibirsk: Izd. OOO Reklamno-izdatel'skaya firma «Novosibirsk», 2008. - 124 s.

29. Aizman R. I. Metodika kompleksnoi otsenki zdorov'ya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol: metodicheskoe posobie / R. I. Aizman [i dr.] – Novosibirsk: Izd. OOO Reklamno-izdatel'skaya firma «Novosibirsk», 2008. -124 s.

30. Aizman R. I. Monitoring zdorov'ya uchashchikhsya i pedagogov s primeneniem komp'yutera i programmnykh sredstv / R. I. Aizman [i dr.] // Narodnoe obrazovanie. – 2010. - № 6. – S. 147-155.