Журналов:     Статей:        

Валеология: Здоровье, Болезнь, Выздоровление. 2020; : 394-402

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ТАТАЕВА Р. К., ПАРАМУРЫЗ Д. С., КАРИМБАЕВА Б. Ш., ЕГЕМБЕРДИЕВА А. Р.

Аннотация

   В обзорной статье рассматриваются проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в университете. Авторы рассматривают множественность факторов, определяющих степень адаптации обучающихся, и приводят результаты анкетирования студентов в период адаптации, проведенного в вузах различного профиля.

Список литературы

1. Зайцева О. В. Нет стрессу: психолог о том, как адаптироваться первокурсникам / О. В. Зайцева // Студенческая газета «Студень». – Режим доступа: http://studen-online.ru/universities/1772.

2. Авдеюк О. А. Адаптация первокурсников к обучению в ВУЗе и роль довузовской формы образования в этом процессе / О. А. Авдеюк // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 47-53.

3. Вишневский Ю. Р. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Ю. Р. Вишневский // Университетское управление. – 2001. – № 4. – С. 23-27.

4. Татаева Р. К. Особенности социально-психологической адаптации студентов Казахстанско-Американского свободного университета / Р. К. Татаева, М. М. Байбулова, Ж. Е. Темирханова // Вестник ЕНУ им. Л. Н. Гумилева. Серия: Биологические науки. – 2019. - № 1. – С. 47-57.

5. Гаркави, Л. Х. Активационная терапия. Антистрессорные реакции активации и тренировки и их использование для оздоровления, профилактики и лечения / Л. Х. Гаркави / Д: Изд_во Рост. Ун-та, 2006. – 256 с.

6. Николаев Е. Л. Кризис и суицид: клинико-психологический анализ аутоагрессивного поведения / Е. Л. Николаев // Суицидология. – 2015. – Том 6, № 3 (20). - С. 54-60.

7. Войцех В. Ф. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи / В. Ф. Войцех, Е. В. Гальцев // Социальная и клиническая психиатрия. – 2009. – № 2. – С. 17-25

8. Резник С. Р. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы / С. Р. Резник, М. В. Черниковская, Е. В. Носова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2017. – № 2 (2). – С. 25-29

9. Ермаченко Н. А. Субъективно-значимые ценности студентов педагогического вуза / Н. А. Ермаченко // Актуальные проблемы психологии образования : коллективная монография. – 2015. – С. 99–117.

10. Вишневский Ю. Р. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Ю. Р. Вишневскимй // Университетское управление. – 2001. – № 4.

11. Ермаченко Н. А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе / Н. А. Ермаченко, О. В. Зайцева, В. А. Середа // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 2.

12. Монахова Л. Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе / Л. Ю. Монахова // Современные адаптивные системы образования взрослых : сб. трудов. – СПб.: ИОВ РАО. - 2002. - С. 152.

13. Рожкова Л. К. Факторы социализации: роль образования / Л. К. Рожкова // Молодой ученый. - 2015. - № 18. - С. 316-318.

14. Хицкая В. Ю. Учет когнитивных стилей как средство адаптации студентов первого курса к обучению в вузе: монография / В. Ю. Хицкая. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та. - 2008. - С. 128.

15. Каневская Т. М. Проблема адаптации первокурсников педагогического ВУЗа (из опыта работы УрГПУ) : мат-лы междунар. науч. конф. «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: психология здоровья и здорового образа жизни» / Т. М. Каневская. - Минск: Изд-во БГУ. - 2011. - С. 155-157.

16. Савункина А. А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников / А. А. Савункина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 277-279.

17. Ермаченко Н. А. Субъективно-значимые ценности студентов педагогического вуза / Н. А. Ермаченко // Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. - 2015. - С. 99-117.

18. Албитова Е. П. Педагогическая поддержка студентов-первокурсников как средство их адаптации к вузовскому образованию / Е. П. Албитова, Г. И. Рогалева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 1. – С. 150-151.

19. Иванова З. И. Воспитательный потенциал образовательной среды учреждения для формирования активной жизненной позиции обучающихся / З. И. Иванова //Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О. М. Поповой. – 2016. – С. 50–55.

20. Адольф В. А. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт / В. А. Адольф, Н. Ф. Пилипчевская //Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 146.

21. Чикина Т. Е. Диагностика как средство адаптации первокурсников к изучению математики в вузе / Т. Е. Чикина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Modern Research of Social Problems. – 2016. – № 1 (57).

22. Бороздина А. В. «Рука помощи», или Как организовать и провести кураторский час / А. В. Бороздина. – Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе: Материалы конф. проф.-препод. состава и аспирантов по итогам науч.-исслед., учеб.-метод. и воспитат. работы ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2015. – Вып. 5. – С. 20–22.

23. Иванова З. И. Условия успешной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе / З. И. Иванова, А. В. Бороздина, А. В. Самышин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.: Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 17, Вып. 3. – С. 348–353.

24. Невьянцева Н. Н. Управление процессом адаптации студентов младших курсов: опыт, традиции и инновации / Н. Н. Невьянцева // Дискуссия. – 2016. – № 1 (64).

25. Шаталова А. Г. Управление персоналом на производстве: учебник / А. Г. Шаталова. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 546 с.

26. Сухова О. В. Трудовой потенциал выпускника-отличника вуза в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития / О. В. Сухова, М. О. Брезгина // Дискуссия. – 2015. – No 10 (62). – С. 75-80.

27. Меренков А. В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного: монография / А. В. Меренков. – Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007. – 280 с.

28. Меренков А. В. Самоопределение российской семьи: монография / А. В. Меренков, Ф. А. Мустаева. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2013. – 221 с.

29. Адольф В. А. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт / В. А. Адольф, Н. Ф. Пилипчевская // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 146.

30. Заборина М. А. Педагогическая поддержка студентов первого года обучения в адаптации к образовательному процессу вуза / М. А. Заборина // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – № 2-2.

31. Авдонина Н. С. Проектирование системы организационно-педагогических условий образовательной деятельности на основании модели развития профессиональной идентичности / Н. С. Авдонина // Инновации в образовании. – 2018. – No 3. – С. 5–21.

32. Hsu J., Hamilton K., Wang J. Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners // International Journal of Innovation and Learning. 2015. Vol. 17, iss. 1. P. 111–133.

33. Nemetch B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Audit Learning and Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. P. 97–103.

34. Голубева Н. М. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза / Н. М. Голубева, А. А. Голованова // Известия Саратовского университета. Серия: «Акмеология образования. Психология развития». – 2014. – Т. 3, Вып. 2 (10). – С. 125–130.

35. Сыромицкая И. А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза / И. А. Сыромицкая. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2008. – 199 с.

36. Kokkos A. The Challenges of Audult Education in the Modern World // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 19–24.

Valeology: Health - Illnes - recovery. 2020; : 394-402

PROBLEMS OF ADAPTATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

TATAYEVA R. K., PARAMURYS D. S., KARIMBAYEVA B. SH., EGEMBERDYEVA A. R.

Abstract

   The review article discusses the problems of adapting freshmen to the conditions of study at the university. The authors consider the multiplicity of factors that determine the degree of adaptation of students, and provide the results of a survey of students during the adaptation period conducted in universities of various profiles.

References

1. Zaitseva O. V. Net stressu: psikholog o tom, kak adaptirovat'sya pervokursnikam / O. V. Zaitseva // Studencheskaya gazeta «Studen'». – Rezhim dostupa: http://studen-online.ru/universities/1772.

2. Avdeyuk O. A. Adaptatsiya pervokursnikov k obucheniyu v VUZe i rol' dovuzovskoi formy obrazovaniya v etom protsesse / O. A. Avdeyuk // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. – 2011. – № 4. – S. 47-53.

3. Vishnevskii Yu. R. Adaptatsiya pervokursnikov: problemy i tendentsii / Yu. R. Vishnevskii // Universitetskoe upravlenie. – 2001. – № 4. – S. 23-27.

4. Tataeva R. K. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii studentov Kazakhstansko-Amerikanskogo svobodnogo universiteta / R. K. Tataeva, M. M. Baibulova, Zh. E. Temirkhanova // Vestnik ENU im. L. N. Gumileva. Seriya: Biologicheskie nauki. – 2019. - № 1. – S. 47-57.

5. Garkavi, L. Kh. Aktivatsionnaya terapiya. Antistressornye reaktsii aktivatsii i trenirovki i ikh ispol'zovanie dlya ozdorovleniya, profilaktiki i lecheniya / L. Kh. Garkavi / D: Izd_vo Rost. Un-ta, 2006. – 256 s.

6. Nikolaev E. L. Krizis i suitsid: kliniko-psikhologicheskii analiz autoagressivnogo povedeniya / E. L. Nikolaev // Suitsidologiya. – 2015. – Tom 6, № 3 (20). - S. 54-60.

7. Voitsekh V. F. Narushenie adaptatsii i suitsidal'noe povedenie u molodezhi / V. F. Voitsekh, E. V. Gal'tsev // Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya. – 2009. – № 2. – S. 17-25

8. Reznik S. R. Adaptatsiya studentov-pervokursnikov k usloviyam obucheniya v universitete: opyt, problemy, perspektivy / S. R. Reznik, M. V. Chernikovskaya, E. V. Nosova // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. – 2017. – № 2 (2). – S. 25-29

9. Ermachenko N. A. Sub\"ektivno-znachimye tsennosti studentov pedagogicheskogo vuza / N. A. Ermachenko // Aktual'nye problemy psikhologii obrazovaniya : kollektivnaya monografiya. – 2015. – S. 99–117.

10. Vishnevskii Yu. R. Adaptatsiya pervokursnikov: problemy i tendentsii / Yu. R. Vishnevskimi // Universitetskoe upravlenie. – 2001. – № 4.

11. Ermachenko N. A. Issledovanie osobennostei adaptatsii pervokursnikov k usloviyam obucheniya v pedagogicheskom vuze / N. A. Ermachenko, O. V. Zaitseva, V. A. Sereda // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2017. – № 2.

12. Monakhova L. Yu. Adaptatsiya studentov k protsessu obucheniya v vysshei shkole / L. Yu. Monakhova // Sovremennye adaptivnye sistemy obrazovaniya vzroslykh : sb. trudov. – SPb.: IOV RAO. - 2002. - S. 152.

13. Rozhkova L. K. Faktory sotsializatsii: rol' obrazovaniya / L. K. Rozhkova // Molodoi uchenyi. - 2015. - № 18. - S. 316-318.

14. Khitskaya V. Yu. Uchet kognitivnykh stilei kak sredstvo adaptatsii studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze: monografiya / V. Yu. Khitskaya. - Irkutsk : Izd-vo Irkut. un-ta. - 2008. - S. 128.

15. Kanevskaya T. M. Problema adaptatsii pervokursnikov pedagogicheskogo VUZa (iz opyta raboty UrGPU) : mat-ly mezhdunar. nauch. konf. «Psikhosotsial'naya adaptatsiya v transformiruyushchemsya obshchestve: psikhologiya zdorov'ya i zdorovogo obraza zhizni» / T. M. Kanevskaya. - Minsk: Izd-vo BGU. - 2011. - S. 155-157.

16. Savunkina A. A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya studentov-pervokursnikov / A. A. Savunkina // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2014. - № 10. - S. 277-279.

17. Ermachenko N. A. Sub\"ektivno-znachimye tsennosti studentov pedagogicheskogo vuza / N. A. Ermachenko // Aktual'nye problemy psikhologii obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. - 2015. - S. 99-117.

18. Albitova E. P. Pedagogicheskaya podderzhka studentov-pervokursnikov kak sredstvo ikh adaptatsii k vuzovskomu obrazovaniyu / E. P. Albitova, G. I. Rogaleva // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2013. – № 1. – S. 150-151.

19. Ivanova Z. I. Vospitatel'nyi potentsial obrazovatel'noi sredy uchrezhdeniya dlya formirovaniya aktivnoi zhiznennoi pozitsii obuchayushchikhsya / Z. I. Ivanova //Aktual'nye problemy vospitaniya v obrazovatel'nom protsesse vuza : sb. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. / pod red. O. M. Popovoi. – 2016. – S. 50–55.

20. Adol'f V. A. T'yutorskoe soprovozhdenie studentov: prakticheskii opyt / V. A. Adol'f, N. F. Pilipchevskaya //Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2011. – № 4. – S. 146.

21. Chikina T. E. Diagnostika kak sredstvo adaptatsii pervokursnikov k izucheniyu matematiki v vuze / T. E. Chikina // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) / Modern Research of Social Problems. – 2016. – № 1 (57).

22. Borozdina A. V. «Ruka pomoshchi», ili Kak organizovat' i provesti kuratorskii chas / A. V. Borozdina. – Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya v vysshei agrarnoi shkole: Materialy konf. prof.-prepod. sostava i aspirantov po itogam nauch.-issled., ucheb.-metod. i vospitat. raboty FGBOU VPO «Saratovskii GAU». – Saratov, 2015. – Vyp. 5. – S. 20–22.

23. Ivanova Z. I. Usloviya uspeshnoi adaptatsii studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze / Z. I. Ivanova, A. V. Borozdina, A. V. Samyshin // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser.: Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. – 2017. – T. 17, Vyp. 3. – S. 348–353.

24. Nev'yantseva N. N. Upravlenie protsessom adaptatsii studentov mladshikh kursov: opyt, traditsii i innovatsii / N. N. Nev'yantseva // Diskussiya. – 2016. – № 1 (64).

25. Shatalova A. G. Upravlenie personalom na proizvodstve: uchebnik / A. G. Shatalova. – Ekaterinburg: Izd-vo UrGUPS, 2013. – 546 s.

26. Sukhova O. V. Trudovoi potentsial vypusknika-otlichnika vuza v ramkakh realizatsii gosudarstvennoi strategii innovatsionnogo razvitiya / O. V. Sukhova, M. O. Brezgina // Diskussiya. – 2015. – No 10 (62). – S. 75-80.

27. Merenkov A. V. Chelovek: vzaimosvyaz' prirodnogo i sotsiokul'turnogo: monografiya / A. V. Merenkov. – Ekaterinburg: Izd-vo UGGU, 2007. – 280 s.

28. Merenkov A. V. Samoopredelenie rossiiskoi sem'i: monografiya / A. V. Merenkov, F. A. Mustaeva. – Magnitogorsk: Izd-vo MaGU, 2013. – 221 s.

29. Adol'f V. A. T'yutorskoe soprovozhdenie studentov: prakticheskii opyt / V. A. Adol'f, N. F. Pilipchevskaya // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2011. – № 4. – S. 146.

30. Zaborina M. A. Pedagogicheskaya podderzhka studentov pervogo goda obucheniya v adaptatsii k obrazovatel'nomu protsessu vuza / M. A. Zaborina // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – № 2-2.

31. Avdonina N. S. Proektirovanie sistemy organizatsionno-pedagogicheskikh uslovii obrazovatel'noi deyatel'nosti na osnovanii modeli razvitiya professional'noi identichnosti / N. S. Avdonina // Innovatsii v obrazovanii. – 2018. – No 3. – S. 5–21.

32. Hsu J., Hamilton K., Wang J. Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners // International Journal of Innovation and Learning. 2015. Vol. 17, iss. 1. P. 111–133.

33. Nemetch B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Audit Learning and Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. P. 97–103.

34. Golubeva N. M. Faktory adaptatsii studentov k obrazovatel'noi srede vuza / N. M. Golubeva, A. A. Golovanova // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya: «Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya». – 2014. – T. 3, Vyp. 2 (10). – S. 125–130.

35. Syromitskaya I. A. Sotsial'noe partnerstvo kak faktor professional'noi adaptatsii studenta pedagogicheskogo vuza / I. A. Syromitskaya. – Orsk: Izd-vo OGTI, 2008. – 199 s.

36. Kokkos A. The Challenges of Audult Education in the Modern World // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 19–24.