Журналов:     Статей:        

Валеология: Здоровье, Болезнь, Выздоровление. 2020; : 145-153

ИССЛЕДОВАНИЕ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ГОРОДА НУР-СУЛТАН

МУКАТАЕВА Ж. М., ДИНМУХАМЕДОВА А. С., УЛЕКЕШОВА Г. Х., ЖАКУПОВ М. К., КУЗЕНБАЕВА А. Е.

Аннотация

   В статье рассмотрены морфофункциональные показатели учителей. Физическое здоровье учителей средних общеобразовательных школ в среднем соответствовало норме, однако в индивидуальных показателях имело место повышение индекса массы тела, ухудшение гемодинамических показателей и показателей кардиореспираторной системы. Установлено, что показатели частоты сердечных сокращений, систолического давления, диастолического давления в онтогенезе имеют динамику увеличения. Пульсовое давление у мужчин увеличивается до 50 лет, а затем снижается. Пульсовое давление у женщин уменьшается в 31-40 лет, затем в 41-60 увеличивается, а в 61-70 уменьшается. Показатели ЖЕЛ находятся в пределах нормы как у мужчин, так и у женщин. Для всех педагогов независимо от пола характерна симпатикотония.

Список литературы

1. Муханова Г. Б. Современное образования в Казахстане и за рубежом / Г. Б. Муханова // Вестник КазНПУ. – 2017. – Алматы. – https://articlekz.com/article/19416.

2. Scheuch K., Haufe E., Seibt R. Teachers Health. Dtsch Arztebl Int. 2015 – 112 (20) – Р. 347-56. doi: 10.3238/arztebl.2015.0347.

3. Isaksson P., Marklund B., Haraldsson K. Promoting mental health in Swedish preschool-teacher views. Health Promot Int. 2017. - № 1. - 32 (1). – Р. 53-61. doi: 10.1093/heapro/dat084.

4. Bennett A. E., Cunningham C., Johnston Molloy C. An evaluation of factors which can affect the implementation of a health promotion programme under the Schools for Health in Europe framework. Eval Program Plann. 2016 - № 50 –Р. 4. doi: 10.1016/j.evalprogplan.2016.04.005.

5. Pearson M., Chilton R., Wyatt K., Abraham C., Ford T., Woods H. B., Anderson R. Implementing health promotion programmes in schools: a realist systematic review of research and experience in the United Kingdom. Implement Sci. 2015 - № 28 (10). – Р. 149. doi: 10.1186/s13012-015-0338-6.

6. Seibt R., Spitzer S., Druschke D., Scheuch K., Hinz A. Predictors of mental health in female teachers. Int J Occup Med Environ Health. 2013; 26: 556–56

7. Weber A., Weltle D., Lederer P. [Illness related early pensioning of high school teachers]. Versicherungsmedizin. 2002 - № 54 (2). – Р. 75-83.

8. Bauer J., Stamm A., Virnich K. et al. Correlation between burnout syndrome and psychological and psychosomatic symptoms among teachers. Int Arch Occup Environ Health. 2006; 79: 199–204

9. Безруких М. М. Анализ здоровьесберегающей среды в учреждениях общего образования / М. М. Безруких // Валеология. – 2005. - № 4. - С. 85-92.

10. Артамонова Е. И. Экологическая культура учителя / Е. И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 2. - С. 22-28.

11. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. — СПб: Речь, 2006. — 200 с.

12. Введенский, В. Н. Педагогическая профессия как социальный институт / В. Н. Введенский // Педагогика. – 2006. - № 2. - С. 59-62.

13. Тришкина Л. И. Формирование культуры здоровья педагогов как инновационная деятельность школы: Автореферат на соскание уч. степени канд. педагогических наук (13.00.01) / Л. И. Тришкина. – Спб., 2004. - С. 19.

14. Колмогорова Л. C. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья / Л. С. Колмогорова // Начальная школа. – 2007. - № 6. - С. 1823

15. Митина Л. M. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Л. М. Митина // Народное образование. – 1998. - № 9-10. - С. 166-170.

16. Москвина Н. Б. Педагогическое обеспечение трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителей в ресурс развития: монография / Н. Б. Москвина. – Хабаровск: Хабаровский государственный педагогический университет, 2005. – 346 с.

17. Пожарская Е. Н. Антропоцентрическая парадигма образования – основа здоровьесберегающей педагогической модели современной школы / Е. Н. Пожарская // Валеология. - 2007. - № 2. - С. 47-50.

18. Seibt R., Ulbricht S., Rehm U., Steputat A., Scheuch K. Dresden: Selbstverlag der Technischen Universität Dresden; 2011. Arbeitsmedizinische Vorsorgeuntersuchungen - Bericht zur Gesundheit von Lehrerinnen und Lehrern der Sächsischen Bildungsagentur 2010.

19. Weber A., Weltle D., Lederer P. Frühinvalidität im Lehrerberuf: Sozial- und arbeitsmedizinische Aspekte. Dtsch Arztebl. 2004; 101: A850–A-859.

20. Айзман Р. И. Методология и методика мониторинга здоровья населения с использованием тестовых нагрузок и компьютерных технологий / Р. И. Айзман [и др.] // Медицина труда и экология человека. – 2015. - № 4. – С. 15-21.

Valeology: Health - Illnes - recovery. 2020; : 145-153

RESEARCH OF MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS OF TEACHERS OF SECONDARY SCHOOLS OF THE CITY OF NUR-SULTAN

MUKATAEVA ZH. M., DINMUKHAMEDOVA A. S., ULEKESHOVA G. CH., ZHAKUPOV M. K., KUZENBAYEVA A. YE.

Abstract

   The article considers the morphological and functional indicators of teachers. The physical health of teachers in secondary schools on average corresponded to the norm, however, in individual indicators there was an increase in body mass index, deterioration in hemodynamic parameters and indicators of the cardiorespiratory system. It was found that indicators of heart rate, systolic pressure, diastolic pressure in ontogenesis have an increase dynamics. Pulse pressure in men increases to 50 years, and then decreases. Pulse pressure in women decreases at 31-40 years, then increases at 41-60, and decreases at 61-70. Indicators of VC are within normal limits for both men and women. All teachers, regardless of gender, are characterized by sympathicotonia.

References

1. Mukhanova G. B. Sovremennoe obrazovaniya v Kazakhstane i za rubezhom / G. B. Mukhanova // Vestnik KazNPU. – 2017. – Almaty. – https://articlekz.com/article/19416.

2. Scheuch K., Haufe E., Seibt R. Teachers Health. Dtsch Arztebl Int. 2015 – 112 (20) – R. 347-56. doi: 10.3238/arztebl.2015.0347.

3. Isaksson P., Marklund B., Haraldsson K. Promoting mental health in Swedish preschool-teacher views. Health Promot Int. 2017. - № 1. - 32 (1). – R. 53-61. doi: 10.1093/heapro/dat084.

4. Bennett A. E., Cunningham C., Johnston Molloy C. An evaluation of factors which can affect the implementation of a health promotion programme under the Schools for Health in Europe framework. Eval Program Plann. 2016 - № 50 –R. 4. doi: 10.1016/j.evalprogplan.2016.04.005.

5. Pearson M., Chilton R., Wyatt K., Abraham C., Ford T., Woods H. B., Anderson R. Implementing health promotion programmes in schools: a realist systematic review of research and experience in the United Kingdom. Implement Sci. 2015 - № 28 (10). – R. 149. doi: 10.1186/s13012-015-0338-6.

6. Seibt R., Spitzer S., Druschke D., Scheuch K., Hinz A. Predictors of mental health in female teachers. Int J Occup Med Environ Health. 2013; 26: 556–56

7. Weber A., Weltle D., Lederer P. [Illness related early pensioning of high school teachers]. Versicherungsmedizin. 2002 - № 54 (2). – R. 75-83.

8. Bauer J., Stamm A., Virnich K. et al. Correlation between burnout syndrome and psychological and psychosomatic symptoms among teachers. Int Arch Occup Environ Health. 2006; 79: 199–204

9. Bezrukikh M. M. Analiz zdorov'esberegayushchei sredy v uchrezhdeniyakh obshchego obrazovaniya / M. M. Bezrukikh // Valeologiya. – 2005. - № 4. - S. 85-92.

10. Artamonova E. I. Ekologicheskaya kul'tura uchitelya / E. I. Artamonova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2005. - № 2. - S. 22-28.

11. Ageeva I. A. Uspeshnyi uchitel': treningovye i korrektsionnye programmy / I. A. Ageeva. — SPb: Rech', 2006. — 200 s.

12. Vvedenskii, V. N. Pedagogicheskaya professiya kak sotsial'nyi institut / V. N. Vvedenskii // Pedagogika. – 2006. - № 2. - S. 59-62.

13. Trishkina L. I. Formirovanie kul'tury zdorov'ya pedagogov kak innovatsionnaya deyatel'nost' shkoly: Avtoreferat na soskanie uch. stepeni kand. pedagogicheskikh nauk (13.00.01) / L. I. Trishkina. – Spb., 2004. - S. 19.

14. Kolmogorova L. C. Psikhologicheskaya kul'tura kak uslovie i sredstvo sokhraneniya psikhicheskogo zdorov'ya / L. S. Kolmogorova // Nachal'naya shkola. – 2007. - № 6. - S. 1823

15. Mitina L. M. Professional'noe zdorov'e uchitelya: strategiya, kontseptsiya, tekhnologiya / L. M. Mitina // Narodnoe obrazovanie. – 1998. - № 9-10. - S. 166-170.

16. Moskvina N. B. Pedagogicheskoe obespechenie transformatsii riska lichnostno-professional'nykh deformatsii uchitelei v resurs razvitiya: monografiya / N. B. Moskvina. – Khabarovsk: Khabarovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2005. – 346 s.

17. Pozharskaya E. N. Antropotsentricheskaya paradigma obrazovaniya – osnova zdorov'esberegayushchei pedagogicheskoi modeli sovremennoi shkoly / E. N. Pozharskaya // Valeologiya. - 2007. - № 2. - S. 47-50.

18. Seibt R., Ulbricht S., Rehm U., Steputat A., Scheuch K. Dresden: Selbstverlag der Technischen Universität Dresden; 2011. Arbeitsmedizinische Vorsorgeuntersuchungen - Bericht zur Gesundheit von Lehrerinnen und Lehrern der Sächsischen Bildungsagentur 2010.

19. Weber A., Weltle D., Lederer P. Frühinvalidität im Lehrerberuf: Sozial- und arbeitsmedizinische Aspekte. Dtsch Arztebl. 2004; 101: A850–A-859.

20. Aizman R. I. Metodologiya i metodika monitoringa zdorov'ya naseleniya s ispol'zovaniem testovykh nagruzok i komp'yuternykh tekhnologii / R. I. Aizman [i dr.] // Meditsina truda i ekologiya cheloveka. – 2015. - № 4. – S. 15-21.