Журналов:     Статей:        

История: факты и символы. 2020; : 35-50

КРУШЕНИЕ МЕЧТЫ О ВЛАДИМИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ (О ПРИЧИНАХ ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕУДАЧИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО)

Гайденко П. И.

https://doi.org/10.24888/2410-4205-2020-22-1-35-50

Аннотация

Вторая половина XII в. в истории русского христианства ознаменовалась важным событием, имевшим большое значение для развития древнерусского государства. Андреем Юрьевичем Боголюбским была предпринята попытка создать в своих владениях собственную митрополию с центром во Владимире-на-Клязьме. Отмеченное событие может рассматриваться в контексте процессов, связанных с избранием в 1147 г. в Киеве на митрополию Климента Смолятича. Рост политической самостоятельности отдельных княжеских ветвей и отдельных земель нашел выражение в процессах политической автономизации. Судя по всему, Андрей не ставил перед собой цель отделиться от Константинополя. Его решение учредить во Владимире митрополию, скорее всего, было вызвано желанием князя заявить о своей независимости от Киева. Несмотря на все предпринятые усилия, проект Андрея Боголюбского потерпел неудачу. Патриарх отказал князю в поддержке, а византийский император даже не ответил на просьбу князя. Вскоре в Киеве был жестоко казнен Владимирский епископ Феодор. В то время, как политические мотивы Андрея подвергались исследованию, церковная сторона вопроса недостаточно освещена в научной литературе. Между тем, нормы церковного права вполне ясно регламентируют условия и порядок учреждения митрополий. Таким правом обладали патриарх и император. С формальной точки зрения, Андрей имел права на создание собственной митрополии. Однако князь получил отказ. Мотивы этого отказа не вполне ясны. В представленной статье предпринята попытка рассмотреть претензии Андрея Боголюбского в контексте норм церковного права.
Список литературы

1. Аверьянов К. А. О численности населения Древней Руси // Studia internationalia: Материалы V международной научной конференции «Западный регион России в международных отношениях X-XX вв.» (29 июня-1 июля 2016 г.) / под ред. С. И. Михальченко и А. А. Чубур. Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2016. С. 5-12.

2. Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 118-139.

3. Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. М.: Водолей Publishers, 2007. 320 с.

4. Воронин Н. Н. Зодчество Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. В 13 т. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 340-395.

5. Высоцкий А. М. Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв. Sic et non // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб, 2002. С. 255-263.

6. Гайденко П. И. Священная иерархия Древней Руси: (XI-XIII вв.): Зарисовки власти и повседневности. М.: «Университетская книга», 2014. 212 с.

7. Гайденко П. И. Симония: дары или покупка? О некоторых особенностях каноническо-правового сознания Древней Руси // Христианское чтение. 2018. № 6. С. 85-100.

8. Гайденко П. I. Кiлька зауважень про митрополичий центр у Володимирi на Волинi в периiод «Климентовоȉ смути» (чому Володимир-Волинський не став у другiй половинi XII ст. митрополiєю?) // Православ҆я в Украȉнi: Збiрник за матерiалами VIII Мiжнародноȉ науковоȉ конференцiȉ «Украȉнська Церква в iсторiȉ украȉнського державотворення». До 100-лiття Украȉнськоȉ революцiȉ, державного органу в справах релiгiй та боротьби за автокефалiю / Пiд ред. д. богосл. н., проф., митрополита Переяславського i Бiлоцерковського Епiфанiя (Думенка), д.iст.н. Г. В. Папакiна, Н. М. Куковальськоȉ та iн. Киȉв: Киȉвська православна богословська академiя, 2018. С. 174-184.

9. Галимов Т. Р. Русская церковная иерархия в княжеских междоусобицах середины XII - первой трети XIII вв. // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2012. Вып. 52. № 25 (279). С. 104-114.

10. Гладкая М. С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире. Владимир: Владимирская областная универсальная научная библиотека, 2018. Вып. 7. 1008 с.; Вып. 8. 872 с.

11. Гладкая М. С. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: восточный фасад. М.: Индрик, 2009. 396 с.

12. Гладкая М. С. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире: опыт комплексного исследования. М.: Индрик, 2009. 288 с.

13. Головко А. Б. Христианизация восточно-славянского общества и внешняя политика Древней Руси в XI - первой трети XIII века // Вопросы истории. 1988. № 9. С. 59-71.

14. Грамота константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к великому князю владимирскому Андрею Боголюбскому // Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права: Ч. 1: Памятники XI-XV в. СПб., 1880. Стб. 63-76.

15. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М.: Аспект-Пресс, 2001. 339 с.

16. Данилевский И. Н. Повесть временных лет: Герменевтические основы изучения летописных текстов. М.: Аспект-Пресс, 2004. 383 с.

17. Даркевич В. П. Образ царя Давида во Владимиро-Суздальской скульптуре // Краткие сообщения Института археологии. 1964. Вып. 99. С. 46-53.

18. Заграевский С. В. К вопросу о мотивации масштабного строительства Юрия Долгорукого в 1152 году и Андрея Боголюбского в 1158 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zagraevsky.com/6666.htm, свободный (дата обращения: 10.09.2019).

19. Зубов Д. В., Пирогов В. И. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времён до 1735 года. М.: Институт Русского Афона, 2016. 336 с.

20. Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? / РАН Ин-т славяноведения. М.: Языки славянской культуры, 2003. 376 с.

21. Ищенко А. С. Чью славу «переял» Переяславль? (о происхождении и семантике названия города) // Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы: сб. науч. ст. / Под ред. П. Я. Циткилова; Новочерк. инж.-мелиор. ин-т им. А. К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ, Каф. истории, философии и социальных технологий. Новочеркасск, 2017. С. 11-15.

22. Карташев А. В. Собрание сочинений: В 2 т.: Т. 1. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Терра, 1992. 686 с.

23. Костромин К. А., прот. Ещё раз о возникновении туровской епископии (о статье Т. Ю. Фоминой «Туровская епископия: этапы становления и развития (XI-XIII вв.) // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 243-253») // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 243-253.

24. Котышев Д. М. Печати киевских митрополитов XI-XII вв. // Русская религиозность: проблемы изучения / сост. А. И. Алексеев и А. С. Лавров; Фонд по изучению истории Русской Православной церкви во имя Святителя Димитрия Ростовского. СПб.: Журнал Нева, 2000. С. 61-73.

25. Котышев Д. М. «Се буди Матерь градомъ Русьскимъ»: Проблема столичного статуса Киева середины XI - начала XII века // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2011. № 6. С. 153-163.

26. Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Киевской Руси // История русского искусства / [АН СССР. Ин-т истории искусств; под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева, В. С. Кеменова]: В 13 т.: М.: АН СССР, 1953. Т. 1. С. 155-232.

27. Лидов А. М. Видение храма и града. О иерусалимской символике скульптурных икон на фресках русских храмов XII-XIII веков // Cahiers du Monde russe, 53/2-3. Avril-septembre 2012, P. 301-318.

28. Лидов А. М. О символическом замысле скульптурной декорации Владимиро-Суздальских храмов XII-XIII вв. // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII в./ Отв. ред. О. С. Этингоф. СПб: Дм. Буланин, 1997. С. 172-184.

29. Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви / Пер. с англ. под общ. ред. Ю. А. Вестеля. Киев: Центр православной книги, 2007. 352 с.

30. Мейендорф И., прот. Церковь в истории: статьи по истории Церкви / Пер. с англ., фр., сост. И. В. Мамаладзе; авт. предисл. и науч. ред. П. Б. Михайлов. М.: ПСТГУ; Эксмо, 2018. XXXII, 1010 с.

31. Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Историко-археологическое исследование. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2010. 364 с.

32. Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования) / ИВИ РАН. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. 528 с.

33. Назаренко А. В. Церковная политика Андрея Боголюбского // «Хвалам достойный..» Андрей Боголюбский в русской истории и культуре. Международная научная конференция (Владимир, 5-6 июля 2011 года). Владимир: ГВСМЗ, 2013. С. 10-33.

34. Новаковская-Бухман С. М. Подвиг Давида в скульптуре Дмитриевского собора во Владимире // Страницы истории отечественного искусства XII - первой половины XIX в. СПб.: Б.и., 2003. С. 5-13.

35. Новаковская-Бухман С. М. Сцена коронации и прообраз Евхаристии в скульптуре Дмитриевского собора во Владимире // Страницы истории отечественного искусства XII - первой половины XIX в. СПб.: Б.и., 2003. С. 14-24.

36. Петрухин В. Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1: Древняя Русь. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 11-412.

37. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки славянской культуры, 2001. 496 с.

38. Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки славянской культуры, 2001. 648 с.

39. Полное собрание русских летописей. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М.: Языки славянской культуры, 2000. 288 с.

40. Поппэ А. Русские митрополии константинопольской патриархии // Византийский Временник. М.: Наука,1968. Т. 28. С. 97-108; 1969. Т. 29. С. 95-104.

41. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа далматинско-истрийского: В 2 т. СПб., 1912. Т. 1. 641 с.

42. Правило 38. Шестой Вселенский Собор - Константинопольский, Трулльский // Канонические правила Православной церкви с толкованиями [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-shestoj-vselenskij-sobor-konstantinopolskij/#0_38 , свободный (дата обращения: 10.09.2019).

43. Пчёлов Е. Почему княжеский съезд 1097 года состоялся в Любече? // Древняя Русь в IX - XI веках: контексты летописных текстов / Отв. ред. Е. П. Токарева. Зимовники: Зимовниковский краеведческий музей, 2016. С. 141-145.

44. Ричка В. М. Блукаюча столиця (до питання про появу столиці у середньовічній Русі) // Український історичний журнал. 2008. № 3. С. 13-17.

45. Ричка В. М. «Галич - другий Київ»: середньовічна формула чи історіографічна метафора? // Український історичний журнал. 2006. № 1. С. 4-13.

46. Ричка В. М. «Київ - Другий Єрусалим» (з історії політичної думки та ідеології середньовічної Русі). Київ: Інститут історії України НАН України, 2005. 243 с

47. Солнцев Н. И. К вопросу об обосновании причин создания архитектурного комплекса во Владимире-на-Клязьме // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 3, 2016. C. 86-93.

48. Стефанович П. С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI веках. М. Индрик, 2012. 656 с.

49. Толочко А. П. Клим Смолятич после низвержения из митрополии // Хорошие дни. Памяти Александра Степановича Хорошева / ред.-сост. А. Е. Мусин. Великий Новгород; СПб.; М.: Леоп Арт, 2009. С. 547-551.

50. Ульянов О. Г. Венчание на царство Владимира Святого и утверждение царского титула Ивана Грозного в грамоте Константинопольского патриарха Иоасафа II // Историк и общество. Исторический факт и политическая полемика / Отв. ред. М. П. Айзенштат. М.: ИВИ РАН, 2011. С. 80-97.

51. Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М.: Языки русской культуры, 1998. 680 с.

52. Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Митрополит Климент Смолятич и его послания // Slověne = Словѣне. International Journal of Slavic Studies. 2017. Vol. V.1. (с. 171-218).

53. Фомина Т. Ю. Епископии Юго-Западной Руси: этапы становления и развития (X-XIII вв.) // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 393-411.

54. Фомина Т. Ю. Епископская власть в домонгольской Руси: истоки, становление, развитие. М.: Университетская книга, 2014. 360 с.

55. Фомина Т. Ю. Туровская епископия: этапы становления и развития (XI-XIII вв.) // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 243-253.

56. Щавелёв А. С. Съезды князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 г. Политические институты Древней Руси. М.: ИВИ РАН. Восточная литература, 2006. С. 268-278.

57. Юсупович А. «Богу же изволившю Данилъ созда градъ Холмъ»: когда и как Холм стал столичным городом // ROSSICA ANTIQUA. 2014. № 1. C. 44-62.

58. Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. В 2 т.: Т. 1: Печати X - начала XIII в. М.: Наука, 1970. 326 с.

History: facts and symbols. 2020; : 35-50

КРУШЕНИЕ МЕЧТЫ О ВЛАДИМИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ (О ПРИЧИНАХ ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕУДАЧИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО)

Gaydenko P. I.

https://doi.org/10.24888/2410-4205-2020-22-1-35-50

Abstract

The second half of the XII century in the history of Russian Christianity was marked by an important event that was of great importance for the development of the ancient Russian state. Andrei Yuryevich Bogolyubsky made an attempt to create his own metropolis in his possessions with a center in Vladimir-on-Klyazma. The noted event can be considered in the context of the processes associated with the election in 1147 in Kiev to the Metropolitanate of Clement Smolyatich. The growth of political independence of individual princely branches and individual lands found expression in the processes of political autonomy. Apparently, Andrew did not set himself the goal of separating from Constantinople. His decision to establish a metropolitanate in Vladimir most likely was caused by the prince’s desire to declare his independence from Kiev. Despite all the efforts made, the project of Andrei Bogolyubsky failed. The patriarch refused to support the prince, and the Byzantine emperor did not even answer the prince's request. Soon in Kiev, Vladimir Bishop Theodore was brutally executed. While Andrei’s political motives were investigated, the church side of the issue is not adequately covered in the scientific literature. Meanwhile, the norms of church law quite clearly regulate the conditions and procedure for the establishment of metropolises. This right belonged to the patriarch and emperor. From a formal point of view, Andrei had the right to create his own metropolis. However, the prince was refused. The motives for this failure are not entirely clear. The article presents an attempt to consider the claims of Andrei Bogolyubsky in the context of church law.
References

1. Aver'yanov K. A. O chislennosti naseleniya Drevnei Rusi // Studia internationalia: Materialy V mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Zapadnyi region Rossii v mezhdunarodnykh otnosheniyakh X-XX vv.» (29 iyunya-1 iyulya 2016 g.) / pod red. S. I. Mikhal'chenko i A. A. Chubur. Bryansk: RIO Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016. S. 5-12.

2. Vinogradov A. Yu., Zheltov M. S. «Pervaya eres' na Rusi»: russkie spory 1160-kh godov ob otmene posta v prazdnichnye dni // Drevnyaya Rus': Voprosy medievistiki. 2018. № 3 (73). S. 118-139.

3. Voronin N. N. Andrei Bogolyubskii. M.: Vodolei Publishers, 2007. 320 s.

4. Voronin N. N. Zodchestvo Vladimiro-Suzdal'skoi Rusi // Istoriya russkogo iskusstva. V 13 t. T. 1. M.: Izd-vo AN SSSR, 1953. S. 340-395.

5. Vysotskii A. M. Khram Iezekiilya kak istochnik naruzhnogo skul'pturnogo dekora vladimiro-suzdal'skikh khramov XII-XIII vv. Sic et non // Drevnerusskoe iskusstvo. Rus' i strany vizantiiskogo mira. XII vek. SPb, 2002. S. 255-263.

6. Gaidenko P. I. Svyashchennaya ierarkhiya Drevnei Rusi: (XI-XIII vv.): Zarisovki vlasti i povsednevnosti. M.: «Universitetskaya kniga», 2014. 212 s.

7. Gaidenko P. I. Simoniya: dary ili pokupka? O nekotorykh osobennostyakh kanonichesko-pravovogo soznaniya Drevnei Rusi // Khristianskoe chtenie. 2018. № 6. S. 85-100.

8. Gaidenko P. I. Kil'ka zauvazhen' pro mitropolichii tsentr u Volodimiri na Volini v periiod «Klimentovoȉ smuti» (chomu Volodimir-Volins'kii ne stav u drugii polovini XII st. mitropoliєyu?) // Pravoslav҆ya v Ukraȉni: Zbirnik za materialami VIII Mizhnarodnoȉ naukovoȉ konferentsiȉ «Ukraȉns'ka Tserkva v istoriȉ ukraȉns'kogo derzhavotvorennya». Do 100-littya Ukraȉns'koȉ revolyutsiȉ, derzhavnogo organu v spravakh religii ta borot'bi za avtokefaliyu / Pid red. d. bogosl. n., prof., mitropolita Pereyaslavs'kogo i Bilotserkovs'kogo Epifaniya (Dumenka), d.ist.n. G. V. Papakina, N. M. Kukoval's'koȉ ta in. Kiȉv: Kiȉvs'ka pravoslavna bogoslovs'ka akademiya, 2018. S. 174-184.

9. Galimov T. R. Russkaya tserkovnaya ierarkhiya v knyazheskikh mezhdousobitsakh serediny XII - pervoi treti XIII vv. // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2012. Vyp. 52. № 25 (279). S. 104-114.

10. Gladkaya M. S. Katalog belokamennoi rez'by Dmitrievskogo sobora vo Vladimire. Vladimir: Vladimirskaya oblastnaya universal'naya nauchnaya biblioteka, 2018. Vyp. 7. 1008 s.; Vyp. 8. 872 s.

11. Gladkaya M. S. Katalog belokamennoi rez'by Dmitrievskogo sobora vo Vladimire: vostochnyi fasad. M.: Indrik, 2009. 396 s.

12. Gladkaya M. S. Rel'efy Dmitrievskogo sobora vo Vladimire: opyt kompleksnogo issledovaniya. M.: Indrik, 2009. 288 s.

13. Golovko A. B. Khristianizatsiya vostochno-slavyanskogo obshchestva i vneshnyaya politika Drevnei Rusi v XI - pervoi treti XIII veka // Voprosy istorii. 1988. № 9. S. 59-71.

14. Gramota konstantinopol'skogo patriarkha Luki Khrisoverga k velikomu knyazyu vladimirskomu Andreyu Bogolyubskomu // Russkaya istoricheskaya biblioteka. T. 6: Pamyatniki kanonicheskogo prava: Ch. 1: Pamyatniki XI-XV v. SPb., 1880. Stb. 63-76.

15. Danilevskii I. N. Drevnyaya Rus' glazami sovremennikov i potomkov (IX-XII vv.). M.: Aspekt-Press, 2001. 339 s.

16. Danilevskii I. N. Povest' vremennykh let: Germenevticheskie osnovy izucheniya letopisnykh tekstov. M.: Aspekt-Press, 2004. 383 s.

17. Darkevich V. P. Obraz tsarya Davida vo Vladimiro-Suzdal'skoi skul'pture // Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii. 1964. Vyp. 99. S. 46-53.

18. Zagraevskii S. V. K voprosu o motivatsii masshtabnogo stroitel'stva Yuriya Dolgorukogo v 1152 godu i Andreya Bogolyubskogo v 1158 godu [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://zagraevsky.com/6666.htm, svobodnyi (data obrashcheniya: 10.09.2019).

19. Zubov D. V., Pirogov V. I. Istoriya Russkogo Svyato-Panteleimonova monastyrya na Afone s drevneishikh vremen do 1735 goda. M.: Institut Russkogo Afona, 2016. 336 s.

20. Ivanov S. A. Vizantiiskoe missionerstvo: Mozhno li sdelat' iz «varvara» khristianina? / RAN In-t slavyanovedeniya. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2003. 376 s.

21. Ishchenko A. S. Ch'yu slavu «pereyal» Pereyaslavl'? (o proiskhozhdenii i semantike nazvaniya goroda) // Aktual'nye problemy sotsial'noi istorii i sotsial'noi raboty: sb. nauch. st. / Pod red. P. Ya. Tsitkilova; Novocherk. inzh.-melior. in-t im. A. K. Kortunova FGBOU VO Donskoi GAU, Kaf. istorii, filosofii i sotsial'nykh tekhnologii. Novocherkassk, 2017. S. 11-15.

22. Kartashev A. V. Sobranie sochinenii: V 2 t.: T. 1. Ocherki po istorii Russkoi Tserkvi. M.: Terra, 1992. 686 s.

23. Kostromin K. A., prot. Eshche raz o vozniknovenii turovskoi episkopii (o stat'e T. Yu. Fominoi «Turovskaya episkopiya: etapy stanovleniya i razvitiya (XI-XIII vv.) // Khristianskoe chtenie. 2018. № 2. S. 243-253») // Khristianskoe chtenie. 2018. № 2. S. 243-253.

24. Kotyshev D. M. Pechati kievskikh mitropolitov XI-XII vv. // Russkaya religioznost': problemy izucheniya / sost. A. I. Alekseev i A. S. Lavrov; Fond po izucheniyu istorii Russkoi Pravoslavnoi tserkvi vo imya Svyatitelya Dimitriya Rostovskogo. SPb.: Zhurnal Neva, 2000. S. 61-73.

25. Kotyshev D. M. «Se budi Mater' gradom\" Rus'skim\"»: Problema stolichnogo statusa Kieva serediny XI - nachala XII veka // Trudy istoricheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2011. № 6. S. 153-163.

26. Lazarev V. N. Zhivopis' i skul'ptura Kievskoi Rusi // Istoriya russkogo iskusstva / [AN SSSR. In-t istorii iskusstv; pod obshch. red. I. E. Grabarya, V. N. Lazareva, V. S. Kemenova]: V 13 t.: M.: AN SSSR, 1953. T. 1. S. 155-232.

27. Lidov A. M. Videnie khrama i grada. O ierusalimskoi simvolike skul'pturnykh ikon na freskakh russkikh khramov XII-XIII vekov // Cahiers du Monde russe, 53/2-3. Avril-septembre 2012, P. 301-318.

28. Lidov A. M. O simvolicheskom zamysle skul'pturnoi dekoratsii Vladimiro-Suzdal'skikh khramov XII-XIII vv. // Drevnerusskoe iskusstvo. Rus'. Vizantiya. Balkany. XIII v./ Otv. red. O. S. Etingof. SPb: Dm. Bulanin, 1997. S. 172-184.

29. Meiendorf I., prot. Vizantiiskoe nasledie v Pravoslavnoi Tserkvi / Per. s angl. pod obshch. red. Yu. A. Vestelya. Kiev: Tsentr pravoslavnoi knigi, 2007. 352 s.

30. Meiendorf I., prot. Tserkov' v istorii: stat'i po istorii Tserkvi / Per. s angl., fr., sost. I. V. Mamaladze; avt. predisl. i nauch. red. P. B. Mikhailov. M.: PSTGU; Eksmo, 2018. XXXII, 1010 s.

31. Musin A. E. Tserkov' i gorozhane srednevekovogo Pskova. Istoriko-arkheologicheskoe issledovanie. SPb.: Fakul'tet filologii i iskusstv SPbGU, 2010. 364 s.

32. Nazarenko A. V. Drevnyaya Rus' i slavyane (istoriko-filologicheskie issledovaniya) / IVI RAN. M.: Russkii Fond Sodeistviya Obrazovaniyu i Nauke, 2009. 528 s.

33. Nazarenko A. V. Tserkovnaya politika Andreya Bogolyubskogo // «Khvalam dostoinyi..» Andrei Bogolyubskii v russkoi istorii i kul'ture. Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya (Vladimir, 5-6 iyulya 2011 goda). Vladimir: GVSMZ, 2013. S. 10-33.

34. Novakovskaya-Bukhman S. M. Podvig Davida v skul'pture Dmitrievskogo sobora vo Vladimire // Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva XII - pervoi poloviny XIX v. SPb.: B.i., 2003. S. 5-13.

35. Novakovskaya-Bukhman S. M. Stsena koronatsii i proobraz Evkharistii v skul'pture Dmitrievskogo sobora vo Vladimire // Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva XII - pervoi poloviny XIX v. SPb.: B.i., 2003. S. 14-24.

36. Petrukhin V. Ya. Drevnyaya Rus': Narod. Knyaz'ya. Religiya // Iz istorii russkoi kul'tury. T. 1: Drevnyaya Rus'. M.: Yazyki russkoi kul'tury, 2000. S. 11-412.

37. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 1: Lavrent'evskaya letopis'. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2001. 496 s.

38. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 2: Ipat'evskaya letopis'. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2001. 648 s.

39. Polnoe sobranie russkikh letopisei. T. 9: Letopisnyi sbornik, imenuemyi Patriarshei ili Nikonovskoi letopis'yu. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2000. 288 s.

40. Poppe A. Russkie mitropolii konstantinopol'skoi patriarkhii // Vizantiiskii Vremennik. M.: Nauka,1968. T. 28. S. 97-108; 1969. T. 29. S. 95-104.

41. Pravila Pravoslavnoi Tserkvi s tolkovaniyami Nikodima, episkopa dalmatinsko-istriiskogo: V 2 t. SPb., 1912. T. 1. 641 s.

42. Pravilo 38. Shestoi Vselenskii Sobor - Konstantinopol'skii, Trull'skii // Kanonicheskie pravila Pravoslavnoi tserkvi s tolkovaniyami [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-shestoj-vselenskij-sobor-konstantinopolskij/#0_38 , svobodnyi (data obrashcheniya: 10.09.2019).

43. Pchelov E. Pochemu knyazheskii s\"ezd 1097 goda sostoyalsya v Lyubeche? // Drevnyaya Rus' v IX - XI vekakh: konteksty letopisnykh tekstov / Otv. red. E. P. Tokareva. Zimovniki: Zimovnikovskii kraevedcheskii muzei, 2016. S. 141-145.

44. Richka V. M. Blukayucha stolitsya (do pitannya pro poyavu stolitsі u seredn'ovіchnіi Rusі) // Ukraїns'kii іstorichnii zhurnal. 2008. № 3. S. 13-17.

45. Richka V. M. «Galich - drugii Kiїv»: seredn'ovіchna formula chi іstorіografіchna metafora? // Ukraїns'kii іstorichnii zhurnal. 2006. № 1. S. 4-13.

46. Richka V. M. «Kiїv - Drugii Єrusalim» (z іstorії polіtichnoї dumki ta іdeologії seredn'ovіchnoї Rusі). Kiїv: Іnstitut іstorії Ukraїni NAN Ukraїni, 2005. 243 s

47. Solntsev N. I. K voprosu ob obosnovanii prichin sozdaniya arkhitekturnogo kompleksa vo Vladimire-na-Klyaz'me // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. № 3, 2016. C. 86-93.

48. Stefanovich P. S. Boyare, otroki, druzhiny: voenno-politicheskaya elita Rusi v X-XI vekakh. M. Indrik, 2012. 656 s.

49. Tolochko A. P. Klim Smolyatich posle nizverzheniya iz mitropolii // Khoroshie dni. Pamyati Aleksandra Stepanovicha Khorosheva / red.-sost. A. E. Musin. Velikii Novgorod; SPb.; M.: Leop Art, 2009. S. 547-551.

50. Ul'yanov O. G. Venchanie na tsarstvo Vladimira Svyatogo i utverzhdenie tsarskogo titula Ivana Groznogo v gramote Konstantinopol'skogo patriarkha Ioasafa II // Istorik i obshchestvo. Istoricheskii fakt i politicheskaya polemika / Otv. red. M. P. Aizenshtat. M.: IVI RAN, 2011. S. 80-97.

51. Uspenskii B. A. Tsar' i patriarkh: Kharizma vlasti v Rossii (Vizantiiskaya model' i ee russkoe pereosmyslenie). M.: Yazyki russkoi kul'tury, 1998. 680 s.

52. Uspenskii B. A., Uspenskii F. B. Mitropolit Kliment Smolyatich i ego poslaniya // Slověne = Slovѣne. International Journal of Slavic Studies. 2017. Vol. V.1. (s. 171-218).

53. Fomina T. Yu. Episkopii Yugo-Zapadnoi Rusi: etapy stanovleniya i razvitiya (X-XIII vv.) // Khristianskoe chtenie. 2016. № 6. S. 393-411.

54. Fomina T. Yu. Episkopskaya vlast' v domongol'skoi Rusi: istoki, stanovlenie, razvitie. M.: Universitetskaya kniga, 2014. 360 s.

55. Fomina T. Yu. Turovskaya episkopiya: etapy stanovleniya i razvitiya (XI-XIII vv.) // Khristianskoe chtenie. 2018. № 2. S. 243-253.

56. Shchavelev A. S. S\"ezdy knyazei kak politicheskii institut Drevnei Rusi // Drevneishie gosudarstva Vostochnoi Evropy. 2004 g. Politicheskie instituty Drevnei Rusi. M.: IVI RAN. Vostochnaya literatura, 2006. S. 268-278.

57. Yusupovich A. «Bogu zhe izvolivshyu Danil\" sozda grad\" Kholm\"»: kogda i kak Kholm stal stolichnym gorodom // ROSSICA ANTIQUA. 2014. № 1. C. 44-62.

58. Yanin V. L. Aktovye pechati Drevnei Rusi X-XV vv. V 2 t.: T. 1: Pechati X - nachala XIII v. M.: Nauka, 1970. 326 s.