История: факты и символы. 2024; : 8-25
Профессиональная подготовка педагогов-дошкольников в Тамбовском крае (1918-1941 гг.)
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2024-38-1-8-25Аннотация
Ведение. В условиях продолжающейся модернизации российского образования, в ходе реализации национальных проектов «Демография», «Образование» с открытием новых образовательных учреждений остро ощущается дефицит не только школьных, но и дошкольных педагогов. Наряду с задачами обеспечения доступности дошкольного образования, обновления содержания и повышения качества дошкольного образования, актуальной стала проблема профессиональной подготовки педагогических кадров. Подготовка специалистов-дошкольников для решения кадрового вопроса региона осуществлялась на Тамбовщине с момента включения дошкольного воспитания в государственную систему народного образования. За это время накоплен большой теоретический и практический опыт, который целесообразно переосмыслить и использовать на новом этапе реализации этого направления государственной политики в сфере дошкольного образования. Материалы и методы. Основными источниками исследования стали материалы фондов Государственного архива Тамбовской области, опубликованные источники и материалы периодической печати. Результаты. Проведен ретроспективный анализ системы профессиональной подготовки педагогов – дошкольников в Тамбовском крае в период с 1918 г. до начала Великой Отечественной войны. Дана характеристика различных типов учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов-дошкольников на территории Тамбовского края, дающих представление о становлении государственной многоуровневой системы профессиональной педагогической подготовки специалистов по дошкольному воспитанию: подготовка на краткосрочных и долгосрочных курсах, в педтехникумах – педучилищах, в вузах. Акцентировано внимание на зависимости продолжительности, форм, методов и содержания профессиональной подготовки кадров от изменения направлений государственной политики, а также под влиянием социально-экономических условий жизни в стране. Заключение. Сделан вывод, что в Тамбовском крае в период с 1918 по 1941 гг. осуществлялась, прежде всего, профессиональная подготовка практических работников дошкольных учреждений (воспитателей детских садов и работников детских летних площадок) путем организации курсовой подготовки, а также в средних специальных учебных заведениях (с 1923 г.). Опыт вузовской подготовки был недолгим (1918-1923 гг.) и связан с открытием и последующей реорганизацией Тамбовского государственного университета
Список литературы
1. Аврех, А. Л. (2017). ППС «Тамгоснута»: статистический портрет // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 140- 146.
2. Акулова, О. В. (2018). Педагогический институт дошкольного образования. От Фребелевского общества – к Институту детства Герценовского университета / О.В. Акулова, Э.В. Онищенко, Л.Ю. Савинова // Современное дошкольное образование. №7 (89). С. 9–23.
3. Вершинина, Н. А. (2019). Курсы как первая форма подготовки воспитателей к руководству изобразительной деятельностью дошкольников (1900-1916гг.) // Вестник Череповецкого государственного университета. № 4 (91). С. 145-146.
4. Газета «Тамбовская Правда». № 192 (849) от 4 сентября 1933 г.
5. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 12.
6. ГАТО. Ф. Р-1424. Оп. 3. Д. 29.
7. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 88.
8. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 146.
9. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 149.
10. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 184.
11. ГАТО. Ф.Р-1404. Оп. 1. Д.1 88.
12. ГАТО. Ф. Р-1404 Оп. 1. Д. 190.
13. ГАТО. Ф. Р-1404 Оп. 1. Д. 191.
14. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 192.
15. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 195.
16. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1001.
17. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 1287.
18. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп.1. Д. 1643.
19. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д.1654.
20. ГАТО. Ф. Р-3714.Оп. 1. Д. 72.
21. ГАТО. Ф. Р-3714. Оп.1. Д. 112.
22. История Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина (2018) / А. Л. Аврех. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 336 с.
23. Краснова, А. Н. (2007). ПИДО – историко-педагогический портрет вуза в первые годы Советской власти // Учѐные записки МГПУ. Вып. 7. С. 39-43.
24. Колокольникова, З. У. (2013). Дошкольное воспитание в Сибири конца XIX – начала XX в.: монография / З. У. Колокольникова. Красноярск: Издательство Сибирского федерального унивесритета. 166 с.
25. Маторина, И. В. (2023). Подготовка педагогических кадров для системы дошкольного образования в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. Т. 13. № 1. С. 140-150.
History: facts and symbols. 2024; : 8-25
Professional training of teachers for preschool children in the Tambov region (1918-1941)
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2024-38-1-8-25Abstract
Introduction. In the context of the ongoing modernization of Russian education, during the implementation of national projects ”Demography”, ”Education” with the opening of new educational institutions, there is an acute shortage of not only school, but also preschool teachers. Along with the tasks of ensuring accessibility of preschool education, updating the content and improving the quality of preschool education, the problem of professional training of teaching staff has become urgent. The training of preschool specialists to solve the personnel issue of the region has been carried out in the Tambov region since the inclusion of preschool education in the state public education system. During this time, a great deal of theoretical and practical experience has been accumulated, which is advisable to rethink and use at a new stage in the implementation of this area of state policy in the field of preschool education. Materials and methods. The main sources of the research were materials from the funds of the State Archives of the Tambov Region, published sources and periodicals. Results. A retrospective analysis of the system of professional training of preschool teachers in the Tambov region in the period from 1918 to the beginning of the Great Patriotic War was carried out. The characteristics of various types of educational institutions that train preschool specialists in the Tambov region are given, giving an idea of the formation of a state multi-level system of professional pedagogical training of specialists in preschool education: training in short-term and long-term courses, in pedagogical technical schools, in universities. Attention is focused on the dependence of the duration, forms, methods and content of professional training on changes in the directions of state policy, as well as under the influence of socio-economic conditions of life in the country. Conclusion. It is concluded that in the Tambov region in the period from 1918 to 1941, professional training was carried out, first of all, for practical workers of preschool institutions (kindergarten teachers and workers of children's summer playgrounds) through the organization of course training, as well as in secondary specialized educational institutions (since 1923). The experience of university training was short-lived (1918- 1923) and was associated with the opening and subsequent reorganization of Tambov State University.
References
1. Avrekh, A. L. (2017). PPS «Tamgosnuta»: statisticheskii portret // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov. T. 22. Vyp. 1 (165). S. 140- 146.
2. Akulova, O. V. (2018). Pedagogicheskii institut doshkol'nogo obrazovaniya. Ot Frebelevskogo obshchestva – k Institutu detstva Gertsenovskogo universiteta / O.V. Akulova, E.V. Onishchenko, L.Yu. Savinova // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. №7 (89). S. 9–23.
3. Vershinina, N. A. (2019). Kursy kak pervaya forma podgotovki vospitatelei k rukovodstvu izobrazitel'noi deyatel'nost'yu doshkol'nikov (1900-1916gg.) // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. № 4 (91). S. 145-146.
4. Gazeta «Tambovskaya Pravda». № 192 (849) ot 4 sentyabrya 1933 g.
5. Gosudarstvennyi arkhiv Tambovskoi oblasti (GATO). F. R-1404. Op. 1. D. 12.
6. GATO. F. R-1424. Op. 3. D. 29.
7. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 88.
8. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 146.
9. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 149.
10. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 184.
11. GATO. F.R-1404. Op. 1. D.1 88.
12. GATO. F. R-1404 Op. 1. D. 190.
13. GATO. F. R-1404 Op. 1. D. 191.
14. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 192.
15. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 195.
16. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 1001.
17. GATO. F. R-1404. Op. 1. D. 1287.
18. GATO. F. R-1404. Op.1. D. 1643.
19. GATO. F. R-1404. Op. 1. D.1654.
20. GATO. F. R-3714.Op. 1. D. 72.
21. GATO. F. R-3714. Op.1. D. 112.
22. Istoriya Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni G.R. Derzhavina (2018) / A. L. Avrekh. Tambov: Izdatel'skii dom TGU im. G.R. Derzhavina, 336 s.
23. Krasnova, A. N. (2007). PIDO – istoriko-pedagogicheskii portret vuza v pervye gody Sovetskoi vlasti // Uchѐnye zapiski MGPU. Vyp. 7. S. 39-43.
24. Kolokol'nikova, Z. U. (2013). Doshkol'noe vospitanie v Sibiri kontsa XIX – nachala XX v.: monografiya / Z. U. Kolokol'nikova. Krasnoyarsk: Izdatel'stvo Sibirskogo federal'nogo univesriteta. 166 s.
25. Matorina, I. V. (2023). Podgotovka pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya v Tambovskom krae v 1920-1930-e gg. // Iz istorii i kul'tury narodov Srednego Povolzh'ya. T. 13. № 1. S. 140-150.
События
-
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35