История: факты и символы. 2023; : 108-118
Основные направления борьбы с раскольническими движениями во второй половине XIX в. в Российской империи на государственном и церковном уровнях
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-37-4-108-118Аннотация
Введение. В современном мире существуют различные направления вероисповеданий. Христианство, ислам и буддизм являются основными религиями, но существуют отдельные группы людей, которые под влиянием одиозных лидеров образуют самостоятельные течения, отличные от традиционных вероисповеданий. Одна из старейших сект – Свидетели Иеговы сегодня включает в себя от 8 до 9 миллионов человек. На государственном уровне предпринимаются усилия, чтобы сохранить единство Русской Православной Церкви и укрепить основные духовные ценности. С принятием указа от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» на законодательном уровне были закреплен основные нравственные ориентиры, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности. В этой связи актуальным остается проблема изучения истории возникновения сектантских и раскольнических движений, анализа степени пагубного влияния на развитие социума, государства и положения Церкви. Данная статья посвящена анализу государственной и Церковной политики в отношении сектантских и еретических движений в России. Автором изучается законодательная политика, церковная литература, анализируются результаты исследования дореволюционных авторов касательно данного вопроса. Материалы и методы. Основными источниками работы служат «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», законодательные акты, результаты проведенной Первой Всероссийской переписи населения за 1897 г., а также исследование этнографа-беллетриста П.И. Мельникова «Письма о расколе». Анализ источников позволил изучить процесс ужесточения борьбы с ересью и определить принципы ее деления по степени вредности. Результаты. Автор приходит к мнению, что причины начала еретических движений кроются в попытках реформировать систему государственно-церковных отношений, а также в активном проникновении иностранной культуры, религии на русскую почву. Предпринимаемые попытки жестокой борьбы с ересью не давали ожидаемых результатов. Сектанты умело маскировались под обычных прихожан и даже посещали храмы. Лишь совместными усилиями Церкви и государства удавалось сдерживать массовый уход из лона православной культуры. Заключение. Новая волна масштабной реформы государственно-конфессиональных отношений способствовала ослаблению контроля и легализации деятельности сектантов, в том числе и в области образования. Временное перемирие власти и религиозных организаций с 1905 по 1917 гг. позволили создать целую старообрядческую образовательную систему. При этом старообрядцы обладали абсолютной свободой, и легальный статус получили только некоторые общины.
Список литературы
1. Белоножко, Е. П., Клышнюк, Н. А. (2011). Численный состав сектантства в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. (на примере губерний Центрального Черноземья). // Via in tempore. История. Политология. № 7 (102). Вып. 18. С. 147-157.
2. Даль, В. И. Исследование о скопческой ереси. Санкт-Петербург, 1844. 238 с.
3. Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского духовного чина и Правительствующего сената в царствующем Санкт-Петербурге в лето от рождества Христова 1721 сочиненный. М.: Синодальная типография, 1856. 182 с.
4. Есипов, Г. В. (1861). Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб.: типография Товарищества «Общественная Польза». Т. 1. 663 с.
5. Мельников, П. П. (1862). Письма о расколе. СПб.: типография Н. Греча, 1862.
6. Митрополит Макарий (Булгаков) (1994). Истории русской церкви. М.: издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Кн.1. 124 с.
7. Муравьев, А. Н. (1854). Раскол, обличаемый своею историею. СПб.: тип. II Отд-ния Собственной е. и. в. канцелярии. 429 с.
8. Надеждин, Н. И. (1845). Исследование о скопческой ереси. СПб.:. 380 с.
9. Новые материалы для истории старообрядчества (1890) / собр. Е. В. Барсовымъ. М.: Университетская типография. 243 с.
10. Оленич, Т. С. (2015). Проблема классификации русского религиозного сектантства Российской империи // Известия вузов. Северо-кавказский регион общественные науки. Приложение. № 2. С. 15-25.
11. Распределение старообрядцев и сектантов по толкам и сектам. СПб.: Центральный статистический комитет МВД, 1901. 18 с.
12. Спиридович, А. И. (2019). История большевизма в России. От возникновения до захвата власти. 1883-1903-1917. М.: Захаров. 288 с.
13. Туманова, А. С., Сафонов, А.А. (2023). «Золотой век русского старообрядчества и сектантства»: реформа правового статуса старообрядцев и сектантов 1905–1906 гг. сквозь призму правоприменения // Правоприменение. Т. 7. № 1. С. 5–14.
14. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб.: Типография Е.И.В. 2-го отделения, 1845. 915 с.
15. Щапов, А. П. (1862). Земство и раскол. СПб.: Д.Е. Кожанчиков. 165 с.
History: facts and symbols. 2023; : 108-118
The main directions of the fight against schismatic movements in the second half of the 19th century in the Russian Empire at the state and church levels
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-37-4-108-118Abstract
Introduction. In the modern world, there are different directions of faiths. Christianity, Islam and Buddhism are the main religions, but there are separate groups of people who, under the influence of odious leaders, form independent currents that differ from traditional faiths. One of the oldest sects – Jehovah's Witnesses today includes from 8 to 9 million people. Efforts are being made at the State level to preserve the unity of the Russian Orthodox Church and strengthen the basic spiritual values. With the adoption of the decree of November 9, 2022 "On the approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values", the main moral guidelines underlying the all-Russian civic identity were fixed at the legislative level. In this regard, the problem of studying the history of the emergence of sectarian and schismatic movements, analyzing the degree of harmful influence on the development of society, the state and the position of the Church remains relevant. This article is devoted to the analysis of state and Church policy in relation to sectarian and heretical movements in Russia. The author studies legislative policy, church literature, analyzes the results of research by pre-revolutionary authors on this issue. Materials and methods. The main sources of the work are the "Code of Criminal and Correctional Punishments", legislative acts, the results of the First All-Russian Population Census for 1897, as well as the study of the ethnographerfiction writer Pavel Melnikov "Letters about the split". The analysis of sources made it possible to study the process of tightening the fight against heresy and determine the principles of its division according to the degree of harmfulness. Results. The author comes to the conclusion that the reasons for the beginning of heretical movements lie in attempts to reform the system of statechurch relations, as well as in the active penetration of foreign culture and religion into Russian soil. The attempts made to violently combat heresy did not give the expected results. Sectarians skillfully disguised themselves as ordinary parishioners and even visited temples. Only through the joint efforts of the Church and the state was it possible to restrain the mass withdrawal from the bosom of Orthodox culture. Conclusion. A new wave of large-scale reform of state-confessional relations contributed to the weakening of control and legalization of sectarian activities, including in the field of education. The temporary truce of the authorities and religious organizations from 1905 to 1917 allowed the creation of an entire Old Believer educational system. At the same time, the Old Believers had absolute freedom and only some communities received legal status.
References
1. Belonozhko, E. P., Klyshnyuk, N. A. (2011). Chislennyi sostav sektantstva v Rossiiskoi imperii na rubezhe XIX-XX vv. (na primere gubernii Tsentral'nogo Chernozem'ya). // Via in tempore. Istoriya. Politologiya. № 7 (102). Vyp. 18. S. 147-157.
2. Dal', V. I. Issledovanie o skopcheskoi eresi. Sankt-Peterburg, 1844. 238 s.
3. Dukhovnyi reglament, tshchaniem i poveleniem vsepresvetleishego, derzhavneishego gosudarya Petra Pervogo, imperatora i samoderzhtsa vserossiiskogo, po soizvoleniyu i prigovoru Vserossiiskogo dukhovnogo china i Pravitel'stvuyushchego senata v tsarstvuyushchem Sankt-Peterburge v leto ot rozhdestva Khristova 1721 sochinennyi. M.: Sinodal'naya tipografiya, 1856. 182 s.
4. Esipov, G. V. (1861). Raskol'nich'i dela XVIII stoletiya. SPb.: tipografiya Tovarishchestva «Obshchestvennaya Pol'za». T. 1. 663 s.
5. Mel'nikov, P. P. (1862). Pis'ma o raskole. SPb.: tipografiya N. Grecha, 1862.
6. Mitropolit Makarii (Bulgakov) (1994). Istorii russkoi tserkvi. M.: izdatel'stvo Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrya. Kn.1. 124 s.
7. Murav'ev, A. N. (1854). Raskol, oblichaemyi svoeyu istorieyu. SPb.: tip. II Otd-niya Sobstvennoi e. i. v. kantselyarii. 429 s.
8. Nadezhdin, N. I. (1845). Issledovanie o skopcheskoi eresi. SPb.:. 380 s.
9. Novye materialy dlya istorii staroobryadchestva (1890) / sobr. E. V. Barsovym\". M.: Universitetskaya tipografiya. 243 s.
10. Olenich, T. S. (2015). Problema klassifikatsii russkogo religioznogo sektantstva Rossiiskoi imperii // Izvestiya vuzov. Severo-kavkazskii region obshchestvennye nauki. Prilozhenie. № 2. S. 15-25.
11. Raspredelenie staroobryadtsev i sektantov po tolkam i sektam. SPb.: Tsentral'nyi statisticheskii komitet MVD, 1901. 18 s.
12. Spiridovich, A. I. (2019). Istoriya bol'shevizma v Rossii. Ot vozniknoveniya do zakhvata vlasti. 1883-1903-1917. M.: Zakharov. 288 s.
13. Tumanova, A. S., Safonov, A.A. (2023). «Zolotoi vek russkogo staroobryadchestva i sektantstva»: reforma pravovogo statusa staroobryadtsev i sektantov 1905–1906 gg. skvoz' prizmu pravoprimeneniya // Pravoprimenenie. T. 7. № 1. S. 5–14.
14. Ulozhenie o nakazaniyakh ugolovnykh i ispravitel'nykh. SPb.: Tipografiya E.I.V. 2-go otdeleniya, 1845. 915 s.
15. Shchapov, A. P. (1862). Zemstvo i raskol. SPb.: D.E. Kozhanchikov. 165 s.
События
-
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35