История: факты и символы. 2023; : 55-73
Несколько суждений о каноническо-правовых основаниях создания монастырей в домонгольской Руси
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-37-4-55-73Аннотация
Введение. Исследование посвящено проблеме становления древнерусского монашества XIXIII вв. Основное внимание статьи сосредоточено на вопросах признания архиерейскими кафедрами иноческих общин в качестве полноправных монастырей, а также на административно-канонических правах древнерусских архиереев. Автора интересует то, как развивались и изменялись отношения епископата и монастырей. Предложенный в работе анализ сообщений о начале первых русских монастырей позволяет сделать некоторые предварительные суждения не только в области истории отношений епископата и иноческих общин, но и о развитии канонических представлений внутри церковной организации, выявив особенности этих процессов в различных землях. Материалы и методы. Основными источниками для работы стали опубликованные и хорошо известные источники по ранней истории Русской Церкви: древнерусское летописание, комплекс текстов, связанных с историей Киево-Печерского монастыря, 25 граффито, а также источники по ранней истории монастыря Антония Римлянина. Результаты. В результате автор приходит к следующим выводам. Во-первых, процесс признания монашеских поселений и образований со стороны епископских кафедр был сложен и отражал крайне непростую каноническую и административную ситуацию на Руси. Если на начальном этапе, в первый век после событий Крещения, здесь господствовала предельная свобода, выражавшаяся в том, что основание большинства иноческих поселений возникали исключительно по желанию иноков или по воле князей, то со временем наблюдается тенденция к расширению прав архиереев в области контроля монашеской жизни. Первый успешный для кафедр опыт полноценного влияния архиереев на иноческую жизнь обнаруживается в эпоху князя Всеволода и митрополита Иоанна Продрома. Однако участие епископов в основании обителей и освящении монастырских храмов стало нормой только с конца XII в. Исключением в этом ряду стал Новгород, где монастырская жизнь была взята под контроль епископами уже в начале XII в. Во-вторых, совершенно очевидно, что на начальном этапе христианизации Руси большинство монастырей возникали без признания со стороны епископата. В нѐм просто не нуждались. Единственная власть, к которой прибегали таковые поселения – княжеская. Заключение. Не взирая на сложность канонической ситуации на Руси в условиях XIXIII вв.? в монастырях присутствовало понимание того, что создание иноческой общины совершенно не гарантировало признание за ней статуса монастыря со стороны кафедр. Для признания легитимизации общины требовалось помимо всего создание комплекса хозяйственных и церковных строений, обеспечивающих статус иноческой общины. Однако первые поколения иноков более беспокоились не о создании монастырей, а о собирании общины единомышленников ради спасения. Что же касается поставленного вопроса о том, с какого момента община чернецов становится монастырём, то для иноков этот этим моментом становится создание обители. Для епископата же монастырь возникал лишь после получения святительской санкции при условии наличия необходимых строений и освящения храма.
Список литературы
1. Абрамович, Д. И. (1902). Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб.: Отделение русского языка и словесности императорской академии наук. III, XXIX, 213 с.
2. Анкудинов, И. Ю. (1999). О землевладении Антониева монастыря в XVI в. (Материалы к комментарию к «купчей Антония Римлянина») // Новгородский исторический сборник. Вып. 7 (17). СПб.: Дмитрий Буланин. С. 100–112.
3. Артемов, С. Н., Гайденко, П. И. (2022). Несколько штрихов к портрету преподобного Нестора Летописца (ещѐ раз к вопросу о церковных и монастырских архивах в домонгольской Руси) // Христианское чтение. № 3. С. 274-282.
4. Валк, С. Н. (2000). Избранные труды по историографии и источниковедению / СПбИИ РАН. СПб.: Наука. 664 с.
5. Высоцкий, С. А. (1966). Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев: Наукова думка. 238 с.
6. Данная Антония Римлянина Антониеву монастырю на землю у реки Волхова, купленную им у Смехна и Прохна Ивановых детей // Грамоты Великого Новгорода и Пскова / подг. к печати В. Г. Гейман, Н. А. Казакова и др.; под ред. С. Н. Валк. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 159.
7. Дробышева, М. М. (2020). Граффито № 25 из Софии Киевской: что мы знаем о покупке "Бояновой земли"? // Вестник Пермского университета. История. № 1 (48). С. 130-145.
8. Духовная Антония Римлянина // Грамоты Великого Новгорода и Пскова / подг. к печати В. Г. Гейман, Н. А. Казакова и др.; под ред. С. Н. Валка. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1949. С. 159-161.
9. Житие Феодосия Печерского // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачева и др. СПб.: Наука, 1997. Т. 1: XI-XII вв. 542 с.
10. Зубов, Д. В., Пирогов, В. И., Кузенков, П. В. (2020). Афонские акты XI-XII веков по истории русского монашества на Святой Горе // Метафраст. № 1 (3). С. 13-59.
11. Каргер, М. К. (1961). Древний Киев: Очерки по истории материальной культуры древнерусского города: [В 2 т.] / Акад. наук СССР. Ин-т истории материальной культуры. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние]. Т. 2: Памятники Киевского зодчества XXIII вв. 661 с.
12. Киево-Печерский Патерик // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под. ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1997. Т. 4: XII век. С. 296-489.
13. Костромин, К. А. (2022). Создание церковной епископальной структуры на Руси в эпоху активного политогенеза конца Х – первой половины ХI века // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. Т. 32. № 1. С. 42-54.
14. Морозов, М. А. (2006). Императорское ктиторство при Комнинах и Российские традиции // Труды кафедры истории России с древнейших времѐн до XX в. / Отв. ред. Д. Ю. Дворниченко. СПб: Типография СПбГУ. С. 362-375.
15. Морозов, М. А. (2010). Церковная собственность и ктиторство в Византии при императоре Юстиниане // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. № 2. С. 77-87.
16. [Новелла V (535 г.) О монастырях, монахах и игуменах] Максимович К. А. Законодательство императора Юстиниана I о монашестве (часть 1): Новеллы V и LXXIX // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2007. № 4 (20). С. 39-48.
17. Носов, А. В. (2023). Сакрализация пространства основателями русских монастырей в XIV – XV веках: Дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Специальность 5.6.1 – «Отечественная история»; науч. рук. А. Е. Тарасов. М.: МГУ. 318 с.
18. Ольшевская, Л. А. (1999). Типолого-текстологический анализ списков и редакций Киево-Печерского патерика // Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / изд. подг. Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М.: Наука. C. 253-315.
19. Пентковский, А. М. (2001). Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси / А. М. Пентковский; Моск. Патриархат. Моск. духов. акад., Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. М.: Изд-во Московской патриархии. 428 с.
20. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). 2. изд., Репр. воспр. Москва: Яз. славян. культуры, 2001. Т. 1: Лаврентьевская летопись. A-N, VIII, 733 с., [1] с.
21. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). 2. изд., Репр. воспр. Москва: Яз. славян. культуры, 2001. Т. 2: Ипатьевская летопись. XVI, 938, L, [14] с.
22. Пономарев, Д., прот. (2023). Международная конференция «Монашествующие погостских церквей Новгородской земли (по материалам кадастровых описаний конца XV — XVII века) // Древнерусское монашество в источниках и историографии (история, агиография, археология, философия, право, быт и нравы)». 5-6 июня 2023 г.: Программа конференции. СПб.: Типография СПбПДА. C. 39.
23. Пономарев, Д., прот. (2022). Основание, становление и развитие Тихвинского Антониево-Дымского мужского монастыря. Опыт изучения малого монастыря Русского Севера: монография. СПб.: Издательство Тимофея Маркова. 632 с.
24. Правила православной церкви: с толкованиями Никодима, епископа далматинскоистрийского. Репринт. изд.: СПб.-М.: Междунар. изд. центр православ. лит., 1994. Т. 1. XIX, 640, [1] с.
25. Правила православной церкви: с толкованиями Никодима, епископа далматинскоистрийского. Репринт. изд.: СПб.-М.: Междунар. изд. центр православ. лит., 1994. Т. 2. VII, 635, [3] с.
26. Приселков, М. Д. (2003). Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб.: Наука, 2003. 244 с.
27. Секретарь, Л. А. (2011). Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М.: Северный паломник. 656 с.
28. Сказание о житии преподобного Антония Римлянина // Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подг. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб: Дмитрий Буланин, 2005. С. 233-272.
29. Тарасов, А. Е. (2021). Еще раз о правовых основаниях создания монастырей на Руси // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2021. № 4 (25). С. 6–13.
30. Тарасов, А. Е. (2019). Иосифо-Волоколамский монастырь и проблема основания русских обителей в XV веке // Novogardia. № 4. С. 162-170.
31. Флоря, Б. Н. (2007). Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. М.: ЦНЦ «ПЭ». 528 с.
32. Фрезе, А. А. (2013). Церковь св. Михаила в Переяславле и византийская архитектура IX – начала XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Санкт-Петербург: НП-Принт. Вып. 3. / под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. С. 216-221.
33. Цыпин, В. А., прот. (2012). Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря. 863 с.
34. Шумило, С. В. (2017). Перший давньоруський монастир на Афоні та його зв’язки з Київською Руссю: 1000 років // Афонское наследие: Научный альманах («The Athonite Heritage», a Scholar’s Anthology). Вып. 5-6. Киев; Чернигов: Издание Международного института афонского наследия, 2017. С. 46-82.
35. Щапов, Я. Н. (1989). Государство и церковь Древней Руси, X-XIII вв. / АН СССР, Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1989. 228 с.
36. Янин, В. Л. (1977). Грамоты Антония Римлянина и их датирование // Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М.: Высшая школа. С. 58-59.
37. Talbot, A-M. (2019). Varieties of Monastic Experience in Byzantium, 800–1453. Notre Dame: University of Notre Dame Press. 295 p.
38. Thomas, J. (2000). Byzantine monastic foundation documents: a complete translation of the surviving founders’ typika and testaments / edited by John Thomas and Angela Constantinides Hero; Washington: Trustees for Harvard University, 2021 p.
History: facts and symbols. 2023; : 55-73
Several sentences on canonical-legal foundations of monastery creation in premongolian Russia
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-37-4-55-73Abstract
Introduction. This study focuses on the formation of ancient Russian monasticism in the 11th-13th centuries. The main emphasis of the article is on the recognition of foreign communities as fullyfledged monasteries by episcopal cathedrals, as well as on the administrative-canonical rights of ancient Russian bishops. The author is interested in how the relationship between the episcopate and monasteries developed and changed. Methods. The analysis of the information on the establishment of the first Russian monasteries allows for some preliminary judgments not only in the field of the history of relations between the episcopate and monastic communities, but also regarding the development of canonical concepts within the church organization, revealing the peculiarities of these processes in different lands. Materials and methods. The main sources for this work were published and well-known sources on the early history of the Russian Church: ancient Russian chronicles, a collection of texts related to the history of the Kiev-Pechersk Monastery, 25 graffiti, as well as sources on the early history of the Antonius Romanin Monastery. Results. As a result, the author comes to the following conclusions. Firstly, the process of recognizing monastic settlements and institutions by episcopal cathedrals was complex and reflected the extremely difficult canonical and administrative situation in Russia. If in the initial stage, in the first century after the events of the Baptism, there was maximum freedom, expressed in the fact that the majority of monastic settlements were founded solely at the desire of the monks or at the will of the princes, then over time there is a tendency to expand the rights of the hierarchs in the control of monastic life. Conclusion. The first successful experience of full influence of the hierarchs on monastic life for the cathedrals is observed in the time of Prince Vsevolod and Metropolitan John the Baptist. However, the participation of bishops in the foundation of monasteries and the consecration of monastery churches became the norm only from the end of the 12th century. An exception to this series was Novgorod, where monastic life was brought under the control of the bishops already in the early 12th century. Secondly, it is obvious that in the initial stage of the Christianization of Russia, most monasteries were established without recognition from the episcopate. They simply did not need it. The only authority to which such settlements resorted was the princely authority.
References
1. Abramovich, D. I. (1902). Issledovanie o Kievo-Pecherskom paterike kak istoriko-literaturnom pamyatnike. SPb.: Otdelenie russkogo yazyka i slovesnosti imperatorskoi akademii nauk. III, XXIX, 213 s.
2. Ankudinov, I. Yu. (1999). O zemlevladenii Antonieva monastyrya v XVI v. (Materialy k kommentariyu k «kupchei Antoniya Rimlyanina») // Novgorodskii istoricheskii sbornik. Vyp. 7 (17). SPb.: Dmitrii Bulanin. S. 100–112.
3. Artemov, S. N., Gaidenko, P. I. (2022). Neskol'ko shtrikhov k portretu prepodobnogo Nestora Letopistsa (eshchѐ raz k voprosu o tserkovnykh i monastyrskikh arkhivakh v domongol'skoi Rusi) // Khristianskoe chtenie. № 3. S. 274-282.
4. Valk, S. N. (2000). Izbrannye trudy po istoriografii i istochnikovedeniyu / SPbII RAN. SPb.: Nauka. 664 s.
5. Vysotskii, S. A. (1966). Drevnerusskie nadpisi Sofii Kievskoi XI–XIV vv. Kiev: Naukova dumka. 238 s.
6. Dannaya Antoniya Rimlyanina Antonievu monastyryu na zemlyu u reki Volkhova, kuplennuyu im u Smekhna i Prokhna Ivanovykh detei // Gramoty Velikogo Novgoroda i Pskova / podg. k pechati V. G. Geiman, N. A. Kazakova i dr.; pod red. S. N. Valk. M.-L.: Izd-vo AN SSSR, 1949. S. 159.
7. Drobysheva, M. M. (2020). Graffito № 25 iz Sofii Kievskoi: chto my znaem o pokupke "Boyanovoi zemli"? // Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya. № 1 (48). S. 130-145.
8. Dukhovnaya Antoniya Rimlyanina // Gramoty Velikogo Novgoroda i Pskova / podg. k pechati V. G. Geiman, N. A. Kazakova i dr.; pod red. S. N. Valka. M.-L: Izd-vo AN SSSR, 1949. S. 159-161.
9. Zhitie Feodosiya Pecherskogo // Biblioteka literatury Drevnei Rusi / RAN. In-t rus. lit. (Pushkinskii dom); pod. red. D. S. Likhacheva i dr. SPb.: Nauka, 1997. T. 1: XI-XII vv. 542 s.
10. Zubov, D. V., Pirogov, V. I., Kuzenkov, P. V. (2020). Afonskie akty XI-XII vekov po istorii russkogo monashestva na Svyatoi Gore // Metafrast. № 1 (3). S. 13-59.
11. Karger, M. K. (1961). Drevnii Kiev: Ocherki po istorii material'noi kul'tury drevnerusskogo goroda: [V 2 t.] / Akad. nauk SSSR. In-t istorii material'noi kul'tury. M.-L.: Izd-vo Akad. nauk SSSR. [Leningr. otd-nie]. T. 2: Pamyatniki Kievskogo zodchestva XXIII vv. 661 s.
12. Kievo-Pecherskii Paterik // Biblioteka literatury Drevnei Rusi / RAN. In-t rus. lit. (Pushkinskii dom); pod. red. D. S. Likhacheva i dr. SPb: Nauka, 1997. T. 4: XII vek. S. 296-489.
13. Kostromin, K. A. (2022). Sozdanie tserkovnoi episkopal'noi struktury na Rusi v epokhu aktivnogo politogeneza kontsa Kh – pervoi poloviny KhI veka // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya. T. 32. № 1. S. 42-54.
14. Morozov, M. A. (2006). Imperatorskoe ktitorstvo pri Komninakh i Rossiiskie traditsii // Trudy kafedry istorii Rossii s drevneishikh vremѐn do XX v. / Otv. red. D. Yu. Dvornichenko. SPb: Tipografiya SPbGU. S. 362-375.
15. Morozov, M. A. (2010). Tserkovnaya sobstvennost' i ktitorstvo v Vizantii pri imperatore Yustiniane // Trudy istoricheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. № 2. S. 77-87.
16. [Novella V (535 g.) O monastyryakh, monakhakh i igumenakh] Maksimovich K. A. Zakonodatel'stvo imperatora Yustiniana I o monashestve (chast' 1): Novelly V i LXXIX // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 1: Bogoslovie. Filosofiya. 2007. № 4 (20). S. 39-48.
17. Nosov, A. V. (2023). Sakralizatsiya prostranstva osnovatelyami russkikh monastyrei v XIV – XV vekakh: Diss. na soiskanie uchenoi stepeni kandidata istoricheskikh nauk / Spetsial'nost' 5.6.1 – «Otechestvennaya istoriya»; nauch. ruk. A. E. Tarasov. M.: MGU. 318 s.
18. Ol'shevskaya, L. A. (1999). Tipologo-tekstologicheskii analiz spiskov i redaktsii Kievo-Pecherskogo paterika // Kievo-Pecherskii paterik. Volokolamskii paterik / izd. podg. L. A. Ol'shevskaya, S. N. Travnikov. M.: Nauka. C. 253-315.
19. Pentkovskii, A. M. (2001). Tipikon patriarkha Aleksiya Studita v Vizantii i na Rusi / A. M. Pentkovskii; Mosk. Patriarkhat. Mosk. dukhov. akad., Ros. akad. nauk. In-t rus. yaz. im. V.V. Vinogradova. M.: Izd-vo Moskovskoi patriarkhii. 428 s.
20. Polnoe sobranie russkikh letopisei (PSRL). 2. izd., Repr. vospr. Moskva: Yaz. slavyan. kul'tury, 2001. T. 1: Lavrent'evskaya letopis'. A-N, VIII, 733 s., [1] s.
21. Polnoe sobranie russkikh letopisei (PSRL). 2. izd., Repr. vospr. Moskva: Yaz. slavyan. kul'tury, 2001. T. 2: Ipat'evskaya letopis'. XVI, 938, L, [14] s.
22. Ponomarev, D., prot. (2023). Mezhdunarodnaya konferentsiya «Monashestvuyushchie pogostskikh tserkvei Novgorodskoi zemli (po materialam kadastrovykh opisanii kontsa XV — XVII veka) // Drevnerusskoe monashestvo v istochnikakh i istoriografii (istoriya, agiografiya, arkheologiya, filosofiya, pravo, byt i nravy)». 5-6 iyunya 2023 g.: Programma konferentsii. SPb.: Tipografiya SPbPDA. C. 39.
23. Ponomarev, D., prot. (2022). Osnovanie, stanovlenie i razvitie Tikhvinskogo Antonievo-Dymskogo muzhskogo monastyrya. Opyt izucheniya malogo monastyrya Russkogo Severa: monografiya. SPb.: Izdatel'stvo Timofeya Markova. 632 s.
24. Pravila pravoslavnoi tserkvi: s tolkovaniyami Nikodima, episkopa dalmatinskoistriiskogo. Reprint. izd.: SPb.-M.: Mezhdunar. izd. tsentr pravoslav. lit., 1994. T. 1. XIX, 640, [1] s.
25. Pravila pravoslavnoi tserkvi: s tolkovaniyami Nikodima, episkopa dalmatinskoistriiskogo. Reprint. izd.: SPb.-M.: Mezhdunar. izd. tsentr pravoslav. lit., 1994. T. 2. VII, 635, [3] s.
26. Priselkov, M. D. (2003). Ocherki po tserkovno-politicheskoi istorii Kievskoi Rusi X-XII vv. SPb.: Nauka, 2003. 244 s.
27. Sekretar', L. A. (2011). Monastyri Velikogo Novgoroda i okrestnostei. M.: Severnyi palomnik. 656 s.
28. Skazanie o zhitii prepodobnogo Antoniya Rimlyanina // Svyatye russkie rimlyane: Antonii Rimlyanin i Merkurii Smolenskii / podg. tekstov i issled. N. V. Ramazanovoi. SPb: Dmitrii Bulanin, 2005. S. 233-272.
29. Tarasov, A. E. (2021). Eshche raz o pravovykh osnovaniyakh sozdaniya monastyrei na Rusi // Novye istoricheskie perspektivy: ot Baltiki do Tikhogo okeana. 2021. № 4 (25). S. 6–13.
30. Tarasov, A. E. (2019). Iosifo-Volokolamskii monastyr' i problema osnovaniya russkikh obitelei v XV veke // Novogardia. № 4. S. 162-170.
31. Florya, B. N. (2007). Issledovaniya po istorii Tserkvi. Drevnerusskoe i slavyanskoe srednevekov'e: Sbornik. M.: TsNTs «PE». 528 s.
32. Freze, A. A. (2013). Tserkov' sv. Mikhaila v Pereyaslavle i vizantiiskaya arkhitektura IX – nachala XIII veka // Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva: sb. nauch. statei. Sankt-Peterburg: NP-Print. Vyp. 3. / pod red. S. V. Mal'tsevoi, E. Yu. Stanyukovich-Denisovoi. S. 216-221.
33. Tsypin, V. A., prot. (2012). Kanonicheskoe pravo. M.: Izd-vo Sretenskogo monastyrya. 863 s.
34. Shumilo, S. V. (2017). Pershii davn'orus'kii monastir na Afonі ta iogo zv’yazki z Kiїvs'koyu Russyu: 1000 rokіv // Afonskoe nasledie: Nauchnyi al'manakh («The Athonite Heritage», a Scholar’s Anthology). Vyp. 5-6. Kiev; Chernigov: Izdanie Mezhdunarodnogo instituta afonskogo naslediya, 2017. S. 46-82.
35. Shchapov, Ya. N. (1989). Gosudarstvo i tserkov' Drevnei Rusi, X-XIII vv. / AN SSSR, In-t istorii SSSR. M.: Nauka, 1989. 228 s.
36. Yanin, V. L. (1977). Gramoty Antoniya Rimlyanina i ikh datirovanie // Yanin V. L. Ocherki kompleksnogo istochnikovedeniya: Srednevekovyi Novgorod. M.: Vysshaya shkola. S. 58-59.
37. Talbot, A-M. (2019). Varieties of Monastic Experience in Byzantium, 800–1453. Notre Dame: University of Notre Dame Press. 295 p.
38. Thomas, J. (2000). Byzantine monastic foundation documents: a complete translation of the surviving founders’ typika and testaments / edited by John Thomas and Angela Constantinides Hero; Washington: Trustees for Harvard University, 2021 p.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38