История: факты и символы. 2023; : 159-171
Противоречивость проведения реформы народного образования в СССР в конце 1950-х – начале 960-х гг.
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-36-3-159-171Аннотация
Введение. Актуальность темы статьи обусловлена значимостью советской системы образования в развитии российского общества, несмотря на политические, экономические и социальные перемены в обществе. В статье анализируются причины реформы народного образования в СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг., рассматривается концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах в конце 1950-х гг., соединение школьного обучения с производительным трудом.
Материалы и методы. Данное исследование основано на анализе документов, связанных с партийным делопроизводством 1960-80-х годов: постановлений, резолюций и решения съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. Методологической основой исследования является комплекс общенаучных, специальных исторических методов, а также теория модернизации. Большую сыграл ретроспективный метод, оценивающий события и явления в их историческом развитии. Сравнительный анализ позволил сопоставить документацию разного времени для установления качественного уровня происходящих в СССР изменении в области образования.
Результаты. Концепция политехнической подготовки в советских общеобразовательных школах стимулировала проведение реформы народного образования. Перестройка общеобразовательной и высшей школы была призвана сыграть большую роль в ликвидации существенного различия между физическим и умственным трудом, в создании условий, необходимых для перехода страны к коммунизму. В статье анализируются проблемы формирования советской политехнической школы. В условиях плановой экономики техникумы и профессиональнотехнические училища СССР готовили специалистов в первую очередь на нужды советской промышленности. Рассматривается роль общественного воспитания, увеличение количества школ продленного дня и школ-интернатов. Анализируется противоречивость проведения реформы народного образования в СССР, которая не принесла ожидаемых результатов. Акцент на политехнизацию школы не давал возможности развивать научную компоненту, мешая интеллектуальному развитию учащихся школ, реформа образования привела к ухудшению качества изучения основных наук. В статье использованы специальные исторические методы: сравнительно-исторический, ретроспективный, хронологический. Исследование выполнено на основе проблемно-исторического анализа с учётом социальных условий того времени. В целом реформа народного образования была противоречивой. С одной стороны, курс на сближение вузов и школ с экономическими потребностями советского государства был обоснован. Очень важно, что советское государство решило задачу всеобщего неполного среднего (восьмилетнего) образования. Был сделан существенный шаг вперед в народном образовании по сравнению с послевоенной эпохой. Начиная с конца 1950-х гг. в стране наметилось стремление к получению среднего образования и продолжению образования после окончания средней школы.
Заключение. Престиж образования постоянно рос. Всё больше школьников после окончания средней школы желали продолжать образование в высших учебных заведениях. Учебные заведения в значительной степени были ориентированы на индустриальные виды профессий. Численность обучающихся на предприятиях увеличивалась.
Список литературы
1. Всенародное обсуждение вопроса об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: материалы, опублик. в газете «Правда» (с 16 ноября по 15 декабря 1958 г.) (1958). Москва: Правда. 288 с.
2. XX съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. (1956). Москва: Госполитиздат. Т. 1. 640 с.
3. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР (1959) // Вестник высшей школы. № 1 (63). С. 6-13.
4. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1985). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 8. 542 с.
5. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1971). Москва: Политиздат. 8-е изд. Т. 7. 557 с.
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1986). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 9. 574 с.
7. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1986). Москва: Политиздат. 9-е изд. Т. 10. 493 с.
8. Материалы XXII съезда КПСС. (1961). Москва: Госполитиздат. 464 с.
9. Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране: Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. (1958). Москва: Госполитиздат. 48 с.
10. Паначин, Ф. Г. (1977). Управление просвещением в СССР. Москва: Просвещение. 208 с.
11. Постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1959 г. № 720 «О льготах для студентов вечерних и заочных вузов и учащихся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений» (1959) // СП СССР. № 14. ст. 90.
12. Постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1959 г. № 1233 «Об установлении сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели для лиц, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи – вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах» (1959) // СП СССР. № 19. ст. 157.
13. Президиум ЦК КПСС. 1954–1964. Черновые протокольные записи заседаний: стенограммы, постановления: в 3 т. (2006). Москва: РОССПЭН. Т. 2. 1120 с.
14. Самойлова, И. Д. (1965). Какая форма подготовки специалистов эффективнее? // Вестник высшей школы. № 9 (141). С. 16-18.
15. Стреляный, А. И. (1989). Последний романтик // Свет и тени «великого десятилетия»: Н. С. Хрущев и его время. Ленинград: Лениздат. 472 с.
16. Укреплять связь высшей школы с жизнью: совещание работников высшей школы (1958) // Вестник высшей школы. № 10 (60). С. 3–8.
17. Численность и состав населения СССР. (1984). Москва: Финансы и статистика. 366 с.
History: facts and symbols. 2023; : 159-171
The contradiction of the public education reform in the USSR at the end of the 1950s. - early 1960s.
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-36-3-159-171Abstract
Introduction. The relevance of the topic of the article is due to the importance of the Soviet education system in the development of Russian society, despite political, economic and social changes in society. The article analyzes the reasons for the reform of public education in the USSR in the late 1950s – early 1960s, examines the concept of polytechnic training in Soviet secondary schools in the late 1950s, combining schooling with productive labor. The concept of polytechnic training in Soviet secondary schools stimulated the reform of public education. The restructuring of secondary and higher education was designed to play a major role in eliminating the essential difference between physical and mental labor, in creating the conditions necessary for the country's transition to communism.
Materials and methods. This study is based on an analysis of documents related to party office work in the 1960s-80s: decrees, resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee of the CPSU. The methodological basis of the research is a complex of general scientific, special historical methods, as well as the theory of modernization. The retrospective method, evaluating events and phenomena in their historical development, played a big role. A comparative analysis made it possible to compare the documentation of different times in order to establish the qualitative level of the changes taking place in the USSR in the field of education.
Results. The article analyzes the problems of the formation of the Soviet polytechnic school. In the conditions of a planned economy, technical schools and vocational schools of the USSR trained specialists primarily for the needs of Soviet industry. The role of public education, the increase in the number of extended-day schools and boarding schools is considered. The inconsistency of the reform of public education in the USSR, which did not bring the expected results, is analyzed. The emphasis on the polytechnic school did not allow the development of the scientific component, interfering with the intellectual development of school students, the education reform led to a deterioration in the quality of the study of basic sciences.
Conclusion. The article uses special historical methods: comparative historical, retrospective, chronological. The study was carried out on the basis of a problem-historical analysis taking into account the social conditions of that time.
References
1. Vsenarodnoe obsuzhdenie voprosa ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'neishem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v strane: materialy, opublik. v gazete «Pravda» (s 16 noyabrya po 15 dekabrya 1958 g.) (1958). Moskva: Pravda. 288 s.
2. XX s\"ezd Kommunisticheskoi partii Sovetskogo Soyuza: Stenograficheskii otchet. (1956). Moskva: Gospolitizdat. T. 1. 640 s.
3. Zakon ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'neishem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v SSSR (1959) // Vestnik vysshei shkoly. № 1 (63). S. 6-13.
4. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s\"ezdov, konferentsii i plenumov TsK. (1985). Moskva: Politizdat. 9-e izd. T. 8. 542 s.
5. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s\"ezdov, konferentsii i plenumov TsK. (1971). Moskva: Politizdat. 8-e izd. T. 7. 557 s.
6. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s\"ezdov, konferentsii i plenumov TsK. (1986). Moskva: Politizdat. 9-e izd. T. 9. 574 s.
7. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s\"ezdov, konferentsii i plenumov TsK. (1986). Moskva: Politizdat. 9-e izd. T. 10. 493 s.
8. Materialy XXII s\"ezda KPSS. (1961). Moskva: Gospolitizdat. 464 s.
9. Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'neishem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v strane: Tezisy TsK KPSS i Soveta Ministrov SSSR. (1958). Moskva: Gospolitizdat. 48 s.
10. Panachin, F. G. (1977). Upravlenie prosveshcheniem v SSSR. Moskva: Prosveshchenie. 208 s.
11. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 2 iyulya 1959 g. № 720 «O l'gotakh dlya studentov vechernikh i zaochnykh vuzov i uchashchikhsya vechernikh i zaochnykh srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedenii» (1959) // SP SSSR. № 14. st. 90.
12. Postanovlenie Soveta Ministrov SSSR ot 5 noyabrya 1959 g. № 1233 «Ob ustanovlenii sokrashchennogo rabochego dnya ili sokrashchennoi rabochei nedeli dlya lits, uspeshno obuchayushchikhsya bez otryva ot proizvodstva v shkolakh rabochei i sel'skoi molodezhi – vechernikh (smennykh, sezonnykh) i zaochnykh srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkolakh» (1959) // SP SSSR. № 19. st. 157.
13. Prezidium TsK KPSS. 1954–1964. Chernovye protokol'nye zapisi zasedanii: stenogrammy, postanovleniya: v 3 t. (2006). Moskva: ROSSPEN. T. 2. 1120 s.
14. Samoilova, I. D. (1965). Kakaya forma podgotovki spetsialistov effektivnee? // Vestnik vysshei shkoly. № 9 (141). S. 16-18.
15. Strelyanyi, A. I. (1989). Poslednii romantik // Svet i teni «velikogo desyatiletiya»: N. S. Khrushchev i ego vremya. Leningrad: Lenizdat. 472 s.
16. Ukreplyat' svyaz' vysshei shkoly s zhizn'yu: soveshchanie rabotnikov vysshei shkoly (1958) // Vestnik vysshei shkoly. № 10 (60). S. 3–8.
17. Chislennost' i sostav naseleniya SSSR. (1984). Moskva: Finansy i statistika. 366 s.
События
-
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35