История: факты и символы. 2023; : 92-104
Рисунки-граффити Смоленской крепости: постановка вопроса
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-36-3-92-104Аннотация
Введение. Смоленская крепость, которая была создана в 1596-1602 годах, является памятником не только военного искусства, но и частью культурного пространства города. На протяжении столетий на крепости жители города и его защитники оставляли свои граффити, часть этих граффити характеризуется как достаточно архаичная и находит аналогии среди средневековых граффити других городов. Ранее граффити Смоленской крепости не изучались, а все исследования были сконцентрированы либо на церковных фресках, либо на граффити отдельных церквей. Публикация граффити Смоленской крепости происходит впервые.
Материалы и методы. Материалом для данного исследования послужили 9 рисунков-граффити, расположенных на известковых блоках. Они выполнены в цокольной части стены на доступной высоте в 45-100 см, нанесены острым предметом, оставляющим тонкие следы. Изучение изображений осуществлялось методом микроисследования граффити.
Результаты. Выявлены основные черты граффити: расположение на внутренней стороне крепости и преимущественно в печурах (камерах нижнего боя) на белых известковых блоках. Среди них присутствует изображение крестов, а также людей: воинов, всадника, женщины. Тематика смоленских граффити соотносится с тематикой настенных рисунков и граффити в других городах России и Белоруссии. Можно предположить, что их оставляли выходцы из средних и низших слоев города, а также гарнизон самой крепостной стены, который был к ней наиболее близок.
Заключение. Данные граффити представляют собой дополнительный источник информации о социальном и этническом составе населения Смоленска, расширяют представления о народной культуре XVII века.
Список литературы
1. Арциховский, А. В., Борковский, В. И. (1963). Новгородские грамоты на бересте. 1956-1957 гг. Москва: Издательство Академии наук СССР. 327 с.
2. Богословский, М. М. (1899). Смоленское шляхетство в XVIII веке // Журнал министерства народного просвещения. Седьмое десятилетие. Часть CCCXXII. С. 25-62.
3. Васильев, Б. Г. (1997). Древнерусские настенные рисунки-граффити (к постановке вопроса) // Новгород и Новгородская земля. № 11. С. 292-304.
4. Вахтанов, С. Н. (2010). Граффити Золотых ворот во Владимире // Материалы исследований. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Вып. 16. Владимир: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. С. 41-47.
5. Воронин, Н. Н. (1977). Смоленская живопись 12-13 веков. Москва: «Искусство». 182 с.
6. Воронин Н. Н, Раппопорт П. А. (1979). Зодчество Смоленска XII – XIII вв. Ленинград: «Наука». 414 с.
7. Воронин, Н. Н. (1964). Смоленские граффити // Советская археология. № 2. С. 171-179.
8. Высоцкий, С. А. (1985). Киевские граффити XI-XVII вв. Киев: Наукова думка. 210 с.
9. Гиппиус А. А., Михеев С. М. (2013). Надписи-граффити смоленского Собора на Протоке из фондов Новгородского музея // Вопросы эпиграфики. Вып. VII. Ч. 2. С. 175-183.
10. Калечиц И. Л. (2014). Методика исследования граффити полоцкой Спасо-Преображенской церкви // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны: навук. зб. Вып. 9 / рэд.кал.: С. М. Ходзін (адк.рэд.). Мiнск: БДУ. С. 190-198.
11. Мальцев, В. (1940). Борьба за Смоленск. Смоленск: Смоленское областное государственное издательство. 356 с.
12. Пасынков, С. В. (2012). Граффити-кресты на белом камне от церкви Святой великомученицы Параскевы Пятницы Толпинской // Рязанский богословский вестник. №6 (1). С. 40-57.
13. Рисунки-граффити на предметах X-XVIII веков из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (2017). Составитель А.М. Королева. Владимир: Владимиро-Суздальский музей заповедник. 56 с.
14. Рыбаков, Б. А. (1964). Смоленская надпись XIII в. «о врагах игуменах» // Советская археология. № 2. С. 179-188.
15. Смутное время Московского государства. 1604-1613 гг. Вып. 6: Памятники обороны Смоленска. (1609-1611 гг.) / Под ред. Ю. В. Готье. Москва: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. 1912. 282 с.
History: facts and symbols. 2023; : 92-104
Graffiti drawings of the smolensk fortress: statement of a question
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-36-3-92-104Abstract
Introduction. The Smolensk fortress, which was created in 1596-1602, is a monument not only of military art, but also part of the cultural space of the city. For centuries, the inhabitants of the city and its defenders have left their graffiti on the fortress, some of these graffiti is characterized as quite archaic and finds analogies among the medieval graffiti of other cities. Previously, graffiti of the Smolensk Fortress were not studied, and all research was concentrated either on church frescoes or on graffiti of particular churches. The publication of graffiti of the Smolensk Fortress is happening for the first time.
Materials and methods. The material for this study was 9 graffiti drawings located on lime blocks. They are made in the basement part of the wall at an accessible height of 45-100 cm, applied with a sharp object that leaves thin traces. The study of images was carried out by the method of micro-examination of graffiti.
Results. The main features of graffiti are revealed: the location on the inside of the fortress and mainly in the furnaces (chambers of the lower battle) on white lime blocks. Among them there is an image of crosses, as well as people: warriors, a horseman, a woman. The theme of Smolensk graffiti correlates with the theme of wall paintings and graffiti in other cities of Russia and Belarus. It can be assumed that they were left by people from the middle and lower strata of the city, as well as the garrison of the fortress wall itself, which was closest to it.
Conclusion. These graffiti are an additional source of information about the social and ethnic composition of the population of Smolensk, expand ideas about the folk culture of the XVII century.
References
1. Artsikhovskii, A. V., Borkovskii, V. I. (1963). Novgorodskie gramoty na bereste. 1956-1957 gg. Moskva: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR. 327 s.
2. Bogoslovskii, M. M. (1899). Smolenskoe shlyakhetstvo v XVIII veke // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. Sed'moe desyatiletie. Chast' CCCXXII. S. 25-62.
3. Vasil'ev, B. G. (1997). Drevnerusskie nastennye risunki-graffiti (k postanovke voprosa) // Novgorod i Novgorodskaya zemlya. № 11. S. 292-304.
4. Vakhtanov, S. N. (2010). Graffiti Zolotykh vorot vo Vladimire // Materialy issledovanii. Gosudarstvennyi Vladimiro-Suzdal'skii istoriko-arkhitekturnyi i khudozhestvennyi muzei-zapovednik. Vyp. 16. Vladimir: Gosudarstvennyi Vladimiro-Suzdal'skii muzei-zapovednik. S. 41-47.
5. Voronin, N. N. (1977). Smolenskaya zhivopis' 12-13 vekov. Moskva: «Iskusstvo». 182 s.
6. Voronin N. N, Rappoport P. A. (1979). Zodchestvo Smolenska XII – XIII vv. Leningrad: «Nauka». 414 s.
7. Voronin, N. N. (1964). Smolenskie graffiti // Sovetskaya arkheologiya. № 2. S. 171-179.
8. Vysotskii, S. A. (1985). Kievskie graffiti XI-XVII vv. Kiev: Naukova dumka. 210 s.
9. Gippius A. A., Mikheev S. M. (2013). Nadpisi-graffiti smolenskogo Sobora na Protoke iz fondov Novgorodskogo muzeya // Voprosy epigrafiki. Vyp. VII. Ch. 2. S. 175-183.
10. Kalechits I. L. (2014). Metodika issledovaniya graffiti polotskoi Spaso-Preobrazhenskoi tserkvi // Krynіtsaznaўstva і spetsyyal'nyya gіstarychnyya dystsyplіny: navuk. zb. Vyp. 9 / red.kal.: S. M. Khodzіn (adk.red.). Minsk: BDU. S. 190-198.
11. Mal'tsev, V. (1940). Bor'ba za Smolensk. Smolensk: Smolenskoe oblastnoe gosudarstvennoe izdatel'stvo. 356 s.
12. Pasynkov, S. V. (2012). Graffiti-kresty na belom kamne ot tserkvi Svyatoi velikomuchenitsy Paraskevy Pyatnitsy Tolpinskoi // Ryazanskii bogoslovskii vestnik. №6 (1). S. 40-57.
13. Risunki-graffiti na predmetakh X-XVIII vekov iz arkheologicheskikh kollektsii Gosudarstvennogo Vladimiro-Suzdal'skogo muzeya-zapovednika (2017). Sostavitel' A.M. Koroleva. Vladimir: Vladimiro-Suzdal'skii muzei zapovednik. 56 s.
14. Rybakov, B. A. (1964). Smolenskaya nadpis' XIII v. «o vragakh igumenakh» // Sovetskaya arkheologiya. № 2. S. 179-188.
15. Smutnoe vremya Moskovskogo gosudarstva. 1604-1613 gg. Vyp. 6: Pamyatniki oborony Smolenska. (1609-1611 gg.) / Pod red. Yu. V. Got'e. Moskva: Imp. o-vo istorii i drevnostei ros. pri Mosk. un-te. 1912. 282 s.
События
-
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35