Журналов:     Статей:        

История: факты и символы. 2023; : 63-72

Шахерезада из Бельвю или французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия

Шапиро Б. Л.

https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-63-72

Аннотация

Введение. Будуар как концепция своеобразного женского кабинета зародился в начале XVIII столетия, когда турецкое или «а-ля тюрк» только начинало входить в европейскую моду. Среди факторов, повлиявших на оформление этой моды более прочего, прежде всего, стоит публикация первого французского перевода сказок «Тысяча и одной ночи» (1704-1717). 
Материалы и методы. Именно Франция была законодательницей моды в те годы, и развитию моды на турецкое немало помогали письма путешественников. Способствовала и активизация франко-турецких дипломатических отношений: после приезда в Париж посольства османского султана Ахмеда III (1720-1721) турецкое на
пике популярности в самых разных областях: в музыке и в сценических искусствах, в литературе и живописи.
 Результаты. Одним из проявлений моды «а-ля тюрк» стало «турецкое» оформление будуаров – своеобразных женских кабинетов, вошедших в моду в начале правления Людовика XV, вместе с модой на приватный, а не публичный образ жизни. Вопрос, который ранее не попадал в поле зрения отечественных исследователей тюркери, рассматривается посредством изучения самого раннего из известных на сегодня будуаров «а-ля тюрк» – будуара фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур в замке Бельвю (1748-1750). 
Заключение. Автор приходит к выводу, что именно турецкий будуар был своеобразым сердцем Бельвю. Здесь маркиза, как сказочная Шахерезада, развлекала короля и его друзей, «ужасно страдающих от невыносимой скуки». Подобные будуары в условно-турецком стиле, станут более привычными в конце XVIII – начале XIX вв., когда многие европейские аристократки получат возможность примерить на себя роль восточной красавицы. Будуар маркизы де Помпадур, чьей известной сильной стороной было умение удивлять, всякий раз находя новое в обыденном, стал одним из первых, открыв ряд условно-ориентального специфического женского интерьера.

 

Список литературы

1. Агратина, Е. Е. (2016). «Бриллиантовый театр» при дворе французских королей в 1761-1771 годах // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. № 2-1. С. 135-145.

2. Кириллина, Л. В. (2011). Турецкая тематика в творчестве Моцарта // Научный вестник Московской консерватории. № 1. С. 5-25.

3. Костецкий, В. В. (2015). Сказка и деспотизм // Филологический аспект. № 4. URL: https://scipress.ru/philology/articles/skazka-i-despotizm.html (дата обращения 23.03.2023)

4. Креленко, Н. С. (2015). Долгое путешествие Мэри Уортли Монтегю // Люди и тексты. Исторический альманах. № 8. С. 270-283.

5. Мигаль, А. С. (2019). Османская империя глазами английских путешественников XVIII века // История и историческая память. № 18. С. 18-29.

6. Опись Московской Оружейной палаты: в 7 ч. Ч. 6. Кн. 5. Конюшенная казна. Ловчий снаряд (1884). Москва : Тип. О-ва распространения полезных книг. 194 с.

7. Орешкова, С. Ф. (1976). Турецкий документ первой половины XVIII в. о международной ситуации в Европе и внешнеполитических целях Османской империи // Тюркологический сборник. Москва : Наука. С. 109-119.

8. Рассадина, С. А. (2010). «Сад наслаждений»: приватные страницы ориентализма // Studia Culturae. № 10. С. 114-128.

9. Саид, Э. (2006). Ориентализм. Западные концепции Востока. Санкт-Петербург : Русский мир. 640 с.

10. Шапиро, Б. Л. (2018). Текстиль в царских седельно-сбруйных комплектах XVIII столетия // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XXI международной научной конференции. Санкт-Петербург : СПГУТД. С. 398-401.

11. Bernier, O. (1981). The Eighteenth-Century Woman. New York : The Metropolitan Museum of Art. 168 р.

12. Cochet, V., Lebeurre, A. (2023). The Turkish Boudoir of Marie Antoinette and Joséphine at Fontainebleau. Saint-Rémy-en-l’Eau : Monelle Hayot. 208 р.

13. DeJean, J. (2009). The Boudoir // DeJean, J. The Age of Comfort: When Paris Discovered Casual and the Modern Home Began. London : Bloomsbury Publishing. Р. 178-185.

14. Delon, М. (1999). L'invention du boudoir. Paris : Zulma. 140 р.

15. Dobie M. (2008). Translation in the Contact Zone: Antoine Galland’s Mille et une nuits: contes arabes // The Arabian Nights in Historical Context: Between East and West. Oxford : Oxford University Press. Р. 25-50.

16. Lalanne, M. (2012). L’appartement de Marie Leszczyńska (1725-1768) // Bulletin du Centre de recherche du Château de Versailles. №2. URL: https://journals.openedition.org/crcv/12078 (дата обращения 23.03.2023)

17. Le boudoir Turc / Château de Fontainebleau // URL:https://www.chateaudefontainebleau.fr/ru/ devenez-mecene-au-chateau-de-fontainebleau/projetsrealises/le-boudoir-turc/ (дата обращения 26.03.2023).

18. Lee, D. C. (2013). Between Worlds: The Biography of Madame de Pompadour's Boudoir Turc. Thesis for the Degree of Master of Arts. Atlanta : Georgia State University. 64 р.

19. Lee, H. (2023). On the Wings of Perfumed Reverie: Multisensory Construction of Elsewhere and Elite Female Autonomy in Marie Antoinette’s boudoir turc // Sex, Politics, and Material Culture in the Eighteenth-Century Bedroom and Boudoir / ed. by Zanardi T., Johns C. M. S. London : Bloomsbury Publishing. P. 219-244.

20. Madame de Pompadour et les arts (2002) / ed. by Salmon X. Paris : Réunion des Musées Nationaux. 544 р.

21. Mémoires du Duc de Luynes sur la Cour de Louis XV: 1735-1758. Vol. 1 (1860). Paris : Firmin Didot Frères. 496 р.

22. Modarresi, M., Anbarani, А. (2012). Feminist Glimpses to Oriental Culture: the Study of Lady Mary Montagu’s Travel Letters // International Journal of English Language and Literature Studies. № 1(2). Р. 47-56.

23. Pair of tureens in the form of dromedaries / Rijksmuseum. URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/search/objects?q=Terrine&p=19&ps=12&st=Objects&ii=7#/BK-1959-13-B,223 (дата обращения 23.03.2023)

24. Reid Haig, D. (2006). Walks Through Marie Antoinette's Paris. Ravenhall : Ravenhall Book. 160 р.

25. Saint-Foix, G. F. P. (1730). Lettres d'une Turque a Paris, ecrites a sa soeur au Serrail. Amsterdam : Pierre Mortier. 246 р.

26. Scott, K. Framing Ambition: The Interior Politics of Mme de Pompadour // Art History. 2005. №2 (28). Р. 248-290.

27. Sharov, K. S. (2018). Construction of the systems of gender power: the peculiarities of the discourse of favoritism // Философская мысль. № 8. С. 1-7.

28. Stein, P. (1994). Madame de Pompadour and the Harem Imagery at Bellevue // Gazette des Beaux Arts. № 78. Р. 29-44.

29. Thornton L. (1994). Women as Portrayed in Orientalist Painting. Paris : ACR Edition. 192 р.

History: facts and symbols. 2023; : 63-72

Shakherazada from Bellevue or french boudoir "a la turk" of the XVIII century

Shapiro B.

https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-63-72

Abstract

Introduction. The boudoir as a concept of a peculiar female room originated at the beginning of the 18th century, when the Turkish was just beginning to enter European fashion. Among the factors that influenced this fashion, more than anything else is the publication of the first French translation of the fairy tales «One Thousand and One Nights» (1704-1717). France was a trendsetter in those years, and the development of fashion greatly helped by letters from travelers. 
Materials and methods. The intensification of FrancoTurkish diplomatic relations also contributed: after the arrival in Paris of the Ottoman Embassy of the Sultan Ahmed III (1720-1721) Turkish at the peak of popularity in various fields: in music and in the stage
arts, in literature and painting. One of the manifestations of the «à la Turk» fashion was the «Turkish» decoration of boudoirs that came into fashion in the early reign of Louis XV, together with the fashion for a private rather than ceremonial lifestyle. 
Results. This problem, which has not previously come to the attention of domestic Turquerie researchers, addressed through a study of the earliest known boudoirs «a la Turk» by Louis XV's favorite, the Marquise de Pompadour, at Bellevue (1748-1750). Conclusion. The author comes to the conclusion that it was the Turkish boudoir that was the heart of Bellevue. Here, the marquise, like the fabulous Scheherazade, entertained the king and his friends, "terribly suffering from unbearable boredom." Such boudoirs in the conventional Turkish style will become more common in the late 18th and early 19th centuries, when many European aristocrats will have the opportunity to try on the role of an oriental beauty. The boudoir of the Marquise de Pompadour, whose well-known strength was the ability to surprise, each time finding something new in the ordinary, became one of the first, opening a series of relatively oriental specific female interiors.

References

1. Agratina, E. E. (2016). «Brilliantovyi teatr» pri dvore frantsuzskikh korolei v 1761-1771 godakh // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik RGKhPU im. S. G. Stroganova. № 2-1. S. 135-145.

2. Kirillina, L. V. (2011). Turetskaya tematika v tvorchestve Motsarta // Nauchnyi vestnik Moskovskoi konservatorii. № 1. S. 5-25.

3. Kostetskii, V. V. (2015). Skazka i despotizm // Filologicheskii aspekt. № 4. URL: https://scipress.ru/philology/articles/skazka-i-despotizm.html (data obrashcheniya 23.03.2023)

4. Krelenko, N. S. (2015). Dolgoe puteshestvie Meri Uortli Montegyu // Lyudi i teksty. Istoricheskii al'manakh. № 8. S. 270-283.

5. Migal', A. S. (2019). Osmanskaya imperiya glazami angliiskikh puteshestvennikov XVIII veka // Istoriya i istoricheskaya pamyat'. № 18. S. 18-29.

6. Opis' Moskovskoi Oruzheinoi palaty: v 7 ch. Ch. 6. Kn. 5. Konyushennaya kazna. Lovchii snaryad (1884). Moskva : Tip. O-va rasprostraneniya poleznykh knig. 194 s.

7. Oreshkova, S. F. (1976). Turetskii dokument pervoi poloviny XVIII v. o mezhdunarodnoi situatsii v Evrope i vneshnepoliticheskikh tselyakh Osmanskoi imperii // Tyurkologicheskii sbornik. Moskva : Nauka. S. 109-119.

8. Rassadina, S. A. (2010). «Sad naslazhdenii»: privatnye stranitsy orientalizma // Studia Culturae. № 10. S. 114-128.

9. Said, E. (2006). Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka. Sankt-Peterburg : Russkii mir. 640 s.

10. Shapiro, B. L. (2018). Tekstil' v tsarskikh sedel'no-sbruinykh komplektakh XVIII stoletiya // Moda i dizain: istoricheskii opyt – novye tekhnologii: Materialy XXI mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Sankt-Peterburg : SPGUTD. S. 398-401.

11. Bernier, O. (1981). The Eighteenth-Century Woman. New York : The Metropolitan Museum of Art. 168 r.

12. Cochet, V., Lebeurre, A. (2023). The Turkish Boudoir of Marie Antoinette and Joséphine at Fontainebleau. Saint-Rémy-en-l’Eau : Monelle Hayot. 208 r.

13. DeJean, J. (2009). The Boudoir // DeJean, J. The Age of Comfort: When Paris Discovered Casual and the Modern Home Began. London : Bloomsbury Publishing. R. 178-185.

14. Delon, M. (1999). L'invention du boudoir. Paris : Zulma. 140 r.

15. Dobie M. (2008). Translation in the Contact Zone: Antoine Galland’s Mille et une nuits: contes arabes // The Arabian Nights in Historical Context: Between East and West. Oxford : Oxford University Press. R. 25-50.

16. Lalanne, M. (2012). L’appartement de Marie Leszczyńska (1725-1768) // Bulletin du Centre de recherche du Château de Versailles. №2. URL: https://journals.openedition.org/crcv/12078 (data obrashcheniya 23.03.2023)

17. Le boudoir Turc / Château de Fontainebleau // URL:https://www.chateaudefontainebleau.fr/ru/ devenez-mecene-au-chateau-de-fontainebleau/projetsrealises/le-boudoir-turc/ (data obrashcheniya 26.03.2023).

18. Lee, D. C. (2013). Between Worlds: The Biography of Madame de Pompadour's Boudoir Turc. Thesis for the Degree of Master of Arts. Atlanta : Georgia State University. 64 r.

19. Lee, H. (2023). On the Wings of Perfumed Reverie: Multisensory Construction of Elsewhere and Elite Female Autonomy in Marie Antoinette’s boudoir turc // Sex, Politics, and Material Culture in the Eighteenth-Century Bedroom and Boudoir / ed. by Zanardi T., Johns C. M. S. London : Bloomsbury Publishing. P. 219-244.

20. Madame de Pompadour et les arts (2002) / ed. by Salmon X. Paris : Réunion des Musées Nationaux. 544 r.

21. Mémoires du Duc de Luynes sur la Cour de Louis XV: 1735-1758. Vol. 1 (1860). Paris : Firmin Didot Frères. 496 r.

22. Modarresi, M., Anbarani, A. (2012). Feminist Glimpses to Oriental Culture: the Study of Lady Mary Montagu’s Travel Letters // International Journal of English Language and Literature Studies. № 1(2). R. 47-56.

23. Pair of tureens in the form of dromedaries / Rijksmuseum. URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/search/objects?q=Terrine&p=19&ps=12&st=Objects&ii=7#/BK-1959-13-B,223 (data obrashcheniya 23.03.2023)

24. Reid Haig, D. (2006). Walks Through Marie Antoinette's Paris. Ravenhall : Ravenhall Book. 160 r.

25. Saint-Foix, G. F. P. (1730). Lettres d'une Turque a Paris, ecrites a sa soeur au Serrail. Amsterdam : Pierre Mortier. 246 r.

26. Scott, K. Framing Ambition: The Interior Politics of Mme de Pompadour // Art History. 2005. №2 (28). R. 248-290.

27. Sharov, K. S. (2018). Construction of the systems of gender power: the peculiarities of the discourse of favoritism // Filosofskaya mysl'. № 8. S. 1-7.

28. Stein, P. (1994). Madame de Pompadour and the Harem Imagery at Bellevue // Gazette des Beaux Arts. № 78. R. 29-44.

29. Thornton L. (1994). Women as Portrayed in Orientalist Painting. Paris : ACR Edition. 192 r.