История: факты и символы. 2023; : 50-62
«Жила-была одна баба». Семейная драма священнической жены Людмилы Капитоновой (по материалам государственного архива республики Татарстан)
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-50-62Аннотация
Введение. В статье на конкретном историческом примере посредством антропологического подхода предпринимается одна из первых в отечественной историографии попыток освещения проблемы места, роли и положения женщины в рамках семейных и внутрицерковных отношений начала XX в.
Материалы и методы. Анализ архивного материала демонстрирует сложную систему коммуникации и глубокие психологические и культурные противоречия в среде провинциального приходского
клира рассматриваемого периода. Женщине в ней отводилась подчиненная роль, тогда как нарушение ею традиционного порядка оборачивалось неблагоприятными последствиями.
Результаты. Повышение уровня образования женщин и, как следствие, усиление их интеллектуальной, правовой и культурной эмансипации в пореформенное время, натыкалось на патриархальные установки церковной среды. Столкновение традиции и инновации выливалось в острые межличностные и внутригрупповые конфликты, в процессе которых сторонами нередко аннигилировались базовые этические правила. Примечательно, что, выступая арбитром в столкновениях подчиненных, иерархия стремилась противодействовать проникновению культурных и психологических новшеств в православное сообщество. Случалось, что такой протекционизм шел в разрез с канонами и законодательством церкви, оборачиваясь нарушением ключевых принципов правосудия. Тем не менее, благодаря указанной ориентации и практическим подходам, церковь стремилась достичь ментальной гомогенности духовенства и внутренней стабильности системы в условиях внешней социальной турбулентности.
Заключение. Автор приходит к выводам, что церковный социум представлял собой замкнутую систему с весьма своеобразной матрицей норм и правил, повисавшей в устойчивом неравновесии между традиционализмом и пореформенным модернизмом. Церковь, базировавшаяся на патриархальном укладе, была не готова к коррекции гендерных ролей в условиях инновационных изменений даже там, где это не несло прямой угрозы ее культурной традиции.
Список литературы
1. Безгин, В. Б. (2012). Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX – начала XX века. Тамбов: Б. В. Безгин.124 с.
2. Бернштам, Т. А. (2005). Приходская жизнь русской деревни. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение. 416 с.
3. Бусыгин, Е. П., Зорин, Н. В., Михайличенко, Е. В. (1973). Общественный и семейный быт русского сельского населения Среднего Поволжья. Казань: Изд-во Казанского ун-та. 165 с.
4. Волынские епархиальные ведомости (1904). Житомир, № 28. С. 888-893.
5. Воронов, А. С. (1865). Материалы для нового положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал министерства народного просвещения. 584 с.
6. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. 1. Оп. 4. Д. 118868. 56 Л.
7. ГАРТ. Ф. 4. Оп. 131 Д. 8. 139 Л.
8. ГАРТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 119972. 109 Л.
9. Женское и мужское в традиционной и современной культуре: сохранение, фиксация, понимание. (2020). Материалы XIII международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. В 2-х частях / Отв. ред. Н. Л. Пушкарева, сост. А. И. Громова. Москва: ИЭА РАН. Ч. 1. 439 с.
10. Женская история сегодня: источниковедение, историография, новые методологические подходы (2021). Материалы XIV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, Кишинев, 30 сент. – 3 окт. 2021 г. / отв. ред. Н. Л. Пушкарева, сост. А. И. Громова, А. В. Жидченко. В 2 ч. Москва: ИЭА РАН. Ч. 1. 318 с.
11. Кенрик, Д. (2012). Секс, убийство и смысл жизни. Санкт-Петербург: Питер. 224 с.
12. Мид, М. (1988). Культура и мир детства. Избранные произведения. Москва: Наука. 429 с.
13. Мухина, З. З. (2018). Русская крестьянка в пореформенный период. Вторая половина XIX – начало XX века. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин. 736 с.
14. Российская ассоциация исследователей женской истории. URL: http://rarwh.ru/(дата обращения: 20.09.2022).
15. Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: сборник статей (2013) / [отв. ред. и сост. Н. Л. Пушкарева]. Москва: Новое литературное обозрение. 856 с.
16. Соловьев, Е. Т. (1888). Гражданское право: Очерки народного юридического быта. Казань: Тип. Губ. правл. Вып. 1. 166 с.
17. Устав духовных консисторий (1883). Санкт-Петербург: Синодальная тип. 200 с.
18. Фигнер, В. Н. (1922). Запечатленный труд. Москва: ЗАДРУГА. Т. 1. 348 с.
History: facts and symbols. 2023; : 50-62
Family drama of the priestly wife Lyudmila Kapitonova (based on the materials of the state archive of the Republic of Tatarstan)
https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-50-62Abstract
Introduction. The article uses a concrete historical example through an anthropological approach to make one of the first attempts in Russian historiography to highlight the problem of the place, role and position of women within the family and intra-church relations of the early XX century.
Materials and methods. The analysis of archival material demonstrates a complex system of communication and deep psychological and cultural contradictions in the environment of the provincial parish clergy of the period under review. A woman was assigned a subordinate role in it, while her violation of the traditional order turned into adverseconsequences.
Results. The increase in the level of education of women and, as a result, the strengthening of their intellectual, legal and cultural emancipation in the post-reform period, ran into patriarchal attitudes of the church environment. The clash of tradition and innovation resulted in acute interpersonal and intragroup conflicts, during which the parties often annihilated basic ethical rules. It is noteworthy that, acting as an arbiter in the clashes of subordinates, the hierarchy sought to counteract the penetration of cultural and psychological innovations into the Orthodox community. It happened that such protectionism went against the canons and legislation of the church, turning into a violation of the key principles of justice. Nevertheless, thanks to this orientation and practical approaches, the church sought to achieve mental homogeneity of the clergy and internal stability of the system in conditions of external social turbulence.
Conclusion. The author comes to the conclusion that the church society was a closed system with a very peculiar matrix of norms and rules, hanging in a stable disequilibrium between traditionalism and post-reform modernism. The church, which was based on a patriarchal way of life, was not ready for the correction of gender roles in the conditions of innovative changes, even where this did not pose a direct threat to its cultural tradition.
References
1. Bezgin, V. B. (2012). Pravovye obychai i pravosudie russkikh krest'yan vtoroi poloviny XIX – nachala XX veka. Tambov: B. V. Bezgin.124 s.
2. Bernshtam, T. A. (2005). Prikhodskaya zhizn' russkoi derevni. Sankt-Peterburg: Peterburgskoe vostokovedenie. 416 s.
3. Busygin, E. P., Zorin, N. V., Mikhailichenko, E. V. (1973). Obshchestvennyi i semeinyi byt russkogo sel'skogo naseleniya Srednego Povolzh'ya. Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta. 165 s.
4. Volynskie eparkhial'nye vedomosti (1904). Zhitomir, № 28. S. 888-893.
5. Voronov, A. S. (1865). Materialy dlya novogo polozheniya o zhenskikh uchilishchakh vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniya // Zhurnal ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 584 s.
6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tatarstan (GART). F. 1. Op. 4. D. 118868. 56 L.
7. GART. F. 4. Op. 131 D. 8. 139 L.
8. GART. F. 4. Op. 1. D. 119972. 109 L.
9. Zhenskoe i muzhskoe v traditsionnoi i sovremennoi kul'ture: sokhranenie, fiksatsiya, ponimanie. (2020). Materialy XIII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii RAIZhI i IEA RAN. V 2-kh chastyakh / Otv. red. N. L. Pushkareva, sost. A. I. Gromova. Moskva: IEA RAN. Ch. 1. 439 s.
10. Zhenskaya istoriya segodnya: istochnikovedenie, istoriografiya, novye metodologicheskie podkhody (2021). Materialy XIV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii RAIZhI i IEA RAN, Kishinev, 30 sent. – 3 okt. 2021 g. / otv. red. N. L. Pushkareva, sost. A. I. Gromova, A. V. Zhidchenko. V 2 ch. Moskva: IEA RAN. Ch. 1. 318 s.
11. Kenrik, D. (2012). Seks, ubiistvo i smysl zhizni. Sankt-Peterburg: Piter. 224 s.
12. Mid, M. (1988). Kul'tura i mir detstva. Izbrannye proizvedeniya. Moskva: Nauka. 429 s.
13. Mukhina, Z. Z. (2018). Russkaya krest'yanka v poreformennyi period. Vtoraya polovina XIX – nachalo XX veka. Sankt-Peterburg: Dmitrii Bulanin. 736 s.
14. Rossiiskaya assotsiatsiya issledovatelei zhenskoi istorii. URL: http://rarwh.ru/(data obrashcheniya: 20.09.2022).
15. Rossiiskaya povsednevnost' v zerkale gendernykh otnoshenii: sbornik statei (2013) / [otv. red. i sost. N. L. Pushkareva]. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie. 856 s.
16. Solov'ev, E. T. (1888). Grazhdanskoe pravo: Ocherki narodnogo yuridicheskogo byta. Kazan': Tip. Gub. pravl. Vyp. 1. 166 s.
17. Ustav dukhovnykh konsistorii (1883). Sankt-Peterburg: Sinodal'naya tip. 200 s.
18. Figner, V. N. (1922). Zapechatlennyi trud. Moskva: ZADRUGA. T. 1. 348 s.
События
-
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35