Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Дистанционное образование глазами преподавателей и студентов: ключевые проблемы

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-6-83-89

Аннотация

В статье подвергнут анализу опыт цифровизации российского образования в условиях ограничения социальных контактов во время пандемии COVID-19. Представлены результаты опроса преподавателей и студентов бакалавриата ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» о качестве обучения в период пандемии и трудностях, которые преодолевали участники образовательного процесса в связи с экстренным переходом на онлайн-формат. Методами экспертного анализа выявлены проблемы психолого-педагогического, дидактического, социально-психологического и технического характера, с которыми столкнулись студенты и преподаватели при организации деятельности в режиме онлайн-обучения. В результате анализа мнений респондентов и их сравнения с мнениями исследователей образования сделано обобщение: несмотря на то, что электронное образование прочно вошло в нашу жизнь, в ближайшем будущем на уровне бакалавриата онлайн-формат обучения не сможет стать заменой традиционного формата, так как не обеспечивает в должной мере высокого качества передачи знаний и их усвоения. Вместе с тем подчеркивается, что нельзя упускать из вида и бесспорные преимущества профессиональной подготовки с использованием электронных образовательных сред, что нацеливает на разработку принципов и технологий «гибридной» системы обучения, предусматривающей сочетание онлайни офлайн-форматов в соответствии с запросами и конкретными условиями осуществления образовательной деятельности в зависимости от направленности и профиля подготовки.

Об авторах

Е. В. Робустова
Московский государственный университет спорта и туризма
Россия

Робустова Елена Витальевна, канд. ист. наук, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин

г. Москва



И. К. Щербакова
Государственный университет управления
Россия

Щербакова Ирина Константиновна, канд. ист. наук, доц. каф. социологии, психологии управления и истории

г. Москва



Список литературы

1. Мажаров В.Н., Ходжаян В.Н., Агранович Н.В., Колесникова И.А. Организация дополнительного профессионального образования в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: проблемы и перспективы. Проблемы современного педагогического образования. 2021;(70-4):235–238.

2. Муллина С.Э. Технология видеоконференций в условиях дистанционного обучения как средство формирования мотивации студентов СПО. В сб.: Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», Ростов-на-Дону, 22 марта 2021 г. В 2-х частях. Часть первая. Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), «Издательство ВВМ»; 2021. С. 267–271.

3. Стариченко Б.Е. Цифровизация образования: реалии и проблемы. Педагогическое образование в России. 2020;(4):16–26. https://doi.org/10.26170/po20-04-02

4. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции. Цифровая социология. 2020;3(2):46–54. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54

5. Баглюк С.Б., Робустова Е.В. Становление интегративного процесса высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной образовательной среды. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия Экономика. 2017;20:149–156.

6. Атаджанов М. Переходное поколение в современном социуме: от поколения ИКС к интернет-поколению. Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015;8:69–73.

7. Тетцоева О.А., Тетцоева Е.М. Формирование имиджа преподавателя вуза в новой образовательной среде. Вестник университета. 2022;(2):223–230. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-223-230

8. Нестеренко Е.С., Шпак О.А. Влияние цифровых технологий на становление молодого поколения. Сборник научных докладов Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономики, прикладной информатики, конфликтологии, рекламы и социально-культурных технологий в цифровую эпоху», Москва, 8 апреля 2020 г. Москва: Изд. дом «АТИСО»; 2020. С. 128–135.

9. Лапидус Л.В., Гостилович А.О., Омарова Ш.А. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения. Государственное управление. Электронный вестник. 2020;(83):271–293. https://doi.org/10.24411/2070-1381-2020-10119

10. Краснова Е.С. Влияние цифровых технологий на развитие цифровой грамотности современного поколения. В кн.: Соколова Д.О. (ред.). Сборник научных трудов XV Всероссийской научной конференции молодых ученых, посвященной Году науки и технологий в России «Наука. Технологии. Инновации». В 10-ти частях, Новосибирск, 6–10 декабря 2021 г. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет; 2021. С. 30–34.

11. Цебекова Б.Б-Н., Мушаева К.Б. Дистанционное образование – реалии нашего времени. В кн: Материалы IV Всероссийской молодежной конференции «Педагог-профессионал в школе будущего», Элиста, 21 апреля 2021 г. Элиста: ЗАО «НПП «Джангар»; 2021. С. 145–149.

12. Вьюненко Л.Ф., Гадасина Л.В., Егорова И.Е., Юрков А.В. Опыт, который нельзя потерять: дистанционное обучение в вузе в условиях пандемии COVID-19. Компьютерные инструменты в образовании. 2020;(3):86–99. https://doi.org/10.32603/2071-2340-2020-3-86-99


Рецензия

Для цитирования:


Робустова Е.В., Щербакова И.К. Дистанционное образование глазами преподавателей и студентов: ключевые проблемы. Вестник университета. 2022;(6):83-89. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-6-83-89

For citation:


Robustova E.V., Shcherbakova I.K. Distance education through the eyes of teachers and students: key issues. Vestnik Universiteta. 2022;(6):83-89. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-6-83-89

Просмотров: 439


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)