Журналов:     Статей:        

Вопросы этнополитики. 2019; : 145-152

Проблема адаптации детей-мигрантов и цифровая образовательная среда Российской Федерации

Чернышева Е. Н.

https://doi.org/10.28995/2658-7041-2019-3-145-152

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты проблемы адаптации детей-мигрантов к российской культурной среде, такие как социокультурная адаптация, языковая адаптация и т. д. На основе анализа статей отечественных исследователей выделяются основные направления современных исследований по данной проблематике. Отмечается необходимость создания двух наборов методик для адаптации детей дошкольного и школьного возраста. Дается сравнительный анализ существующих форматов и ресурсов, которые используются в процессе адаптации детей-мигрантов. Анализируется роль и значение цифровых образовательных ресурсов для процесса адаптации детей-мигрантов, прежде всего на ранней стадии, еще до момента отъезда в Российскую Федерацию. Приводится один из вариантов структуры цифровой образовательной среды. В качестве основных ее составляющих рассматриваются онлайн-курсы, с помощью которых дети могут осуществлять дистанционное обучение как совместно с родителями, так и самостоятельно; электронные подготовительные факультеты для школьников, которые должны начать обучение в российских или уже учатся в российских школах; курсы повышения квалификации и переподготовки кадров для воспитателей детских садов и учителей, которые работают с такими детьми, на базе российских университетов; базы данных, которые бы интегрировали накопленный российскими исследователями опыт решения проблем, связанных с психологической и социокультурной адаптацией; ресурсы для родителей, помогающие сориентироваться в российской образовательной системе. Таким образом, делается вывод, что одним из эффективных инструментов решения проблем, связанных с процессом адаптации на всех этапах и по всем направлениям, может стать доступная для большинства, адекватная, современная цифровая образовательная среда для детей-мигрантов, их родителей и учителей.

Список литературы

1. Деминцева, Зеленова, Космидис, Опарин 2017 – Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А., Космидис Е.А., Опарин Д.А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. Т. 4. № 4. С. 80–109.

2. Коповой 2018 – Коповой А.С. Влияние образа мигранта в информационном пространстве на адаптацию детей-мигрантов в общеобразовательной организации // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Константинов. М.: Перо, 2018. С. 167–171.

3. Лежава, Таболова, Говенко 2017 – Лежава Е.О., Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Университетская наука. Минеральные Воды: Северо-Кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», 2017. № 2 (4). С. 137–140.

4. Чумаков, Мокану 2018 – Чумаков Н.А., Мокану Е.А. Особенности адаптации детей дошкольного возраста из семей мигрантов // Наука в современном информационном обществе: Материалы XIV международной научно-практической конференции. CreateSpace, 2018. С. 48–53.

5. Шабанова, Митрофанова, Слизова 2017 – Шабанова С.А., Митрофанова С.С., Слизова С.В. Проблемы адаптации детей – мигрантов в условиях дошкольного образовательного учреждения // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: Материалы III Международной научнопрактической конференции / Отв. ред. А.А. Долгова. Воронеж: Ритм, 2017. С. 254–257.

Title in english. 2019; : 145-152

The problem of adaptation of migrant children and the digital educational environment of the Russian Federation

Chernysheva E. N.

https://doi.org/10.28995/2658-7041-2019-3-145-152

Abstract

The article discusses various aspects of the problem of adaptation of migrant children to the Russian cultural environment such as sociocultural adaptation, language adaptation, etc. On the basis of analysis of articles by domestic researchers the main directions of modern research on this issue are highlighted. The necessity of creating two sets of techniques for the adaptation of preschool and school age children is noted. The comparative analysis of the existing means and resources that are used in the process of adaptation of migrant children is given. The role and importance of digital educational resources for the process of adaptation of migrant children, primarily, at an early stage, even before leaving for the Russian Federation, is analyzed. A possible structure of the digital educational environment is given. As its main components, online courses are considered that allow children to conduct distance learning both jointly with parents and independently; electronic preparatory faculties for schoolchildren who are to begin their studies or are already studying in Russian schools; advanced training and retraining courses prepared by Russian universities for kindergarten teachers and teachers who work with such children; databases that would integrate the experience accumulated by Russian researchers in solving problems related to psychological and sociocultural adaptation; resources that help parents to understand the Russian educational system. Thus, it is concluded that one of the most effective tools for solving problems associated with the adaptation process at all stages and in all directions can be an affordable, adequate, modern digital educational environment for migrant children, their parents and teachers.

References

1. Demintseva, Zelenova, Kosmidis, Oparin 2017 – Demintseva E.B., Zelenova D.A., Kosmidis E.A., Oparin D.A. Vozmozhnosti adaptatsii detei migrantov v shkolakh Moskvy i Podmoskov'ya // Demograficheskoe obozrenie. M.: Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», 2017. T. 4. № 4. S. 80–109.

2. Kopovoi 2018 – Kopovoi A.S. Vliyanie obraza migranta v informatsionnom prostranstve na adaptatsiyu detei-migrantov v obshcheobrazovatel'noi organizatsii // Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya migrantov v sovremennom mire: Materialy 4-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Otv. red. V.V. Konstantinov. M.: Pero, 2018. S. 167–171.

3. Lezhava, Tabolova, Govenko 2017 – Lezhava E.O., Tabolova E.S., Govenko Yu.A. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya detei migrantov // Universitetskaya nauka. Mineral'nye Vody: Severo-Kavkazskii filial federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Belgorodskii gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet im. V.G. Shukhova», 2017. № 2 (4). S. 137–140.

4. Chumakov, Mokanu 2018 – Chumakov N.A., Mokanu E.A. Osobennosti adaptatsii detei doshkol'nogo vozrasta iz semei migrantov // Nauka v sovremennom informatsionnom obshchestve: Materialy XIV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. CreateSpace, 2018. S. 48–53.

5. Shabanova, Mitrofanova, Slizova 2017 – Shabanova S.A., Mitrofanova S.S., Slizova S.V. Problemy adaptatsii detei – migrantov v usloviyakh doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Psikhologiya i pedagogika: aktual'nye problemy i tendentsii razvitiya: Materialy III Mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii / Otv. red. A.A. Dolgova. Voronezh: Ritm, 2017. S. 254–257.