Журналов:     Статей:        

Эпосоведение. 2021; : 87-97

Вариант романического эпоса о Лейли и Меджнуне: авторская интерпретация фольклорного сюжета

Хасавнех А. А.

https://doi.org/10.25587/q2572-4168-1829-w

Аннотация

   Актуальность данного исследования определяется тем, что впервые в филологической науке анализируется рукописное произведение малоизученного на сегодняшний день татарского автора – поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли на распространенный в эпосе сюжет «Повествование о Лейли и Меджнуне».

   Целью исследования является выявление общего и специфичного в «Повествовании…», в классических одноименных поэмах Низами Гянджеви, М. Физули, А. Навои, А. Джами, а также – в народных романических дастанах, распространенных в устной или письменной форме среди татар.

   В круг задач статьи входят: в ходе анализа произведения и сравнения его с классическими вариантами-предшественницами известных поэтов мусульманского Востока определение сюжетного построения, системы образов, мотивов и идей, заложенных в варианте А. Тубыли, выявление основополагающих лейтмотивов, авторской интерпретации, художественной ценности и места данного повествования в ряду других многочисленных романических эпосов, бытующих на тему любви легендарных возлюбленных – Лейли и Меджнуна. Так, в ходе исследования рукописного произведения А. Тубыли обнаружилось, что по сравнению с классическими одноименными творениями оно небольшое по объему и занимает всего лишь 68 поэтических строк, к тому же сюжетная линия его проста, а количество героев ограничивается пятью персонажами. Это дает нам основание рассматривать рукописное произведение А. Тубыли как неотъемлемую часть книжного эпоса татар. В плане сюжетного построения «Повествование …» А. Тубыли наиболее близко к «Лейли и Меджнун» Низами, т. к. оба автора основной акцент ставят на идее о Божественной любви; по идейному же содержанию и духу – сродни одноименным поэмам М. Физули и А. Джами. Что касается формы произведения, то оно наиболее схоже с многочисленными народными вариантами дастанов, имеет те же специфические черты, присущие романической разновидности татарского книжного эпоса. Таким образом, эпос А. Тубыли является результатом синтеза классической и письменно-фольклорной традиций. Главной особенностью «Повествования…» А. Тубыли является то, что в нем отразились пантеистические мотивы и образы; автор вводит в свой вариант суфийские двойственные символы, такие как: яд и излечивающая вода, жизнь и смерть, свет и темень. Рассуждая о Божественной эманации света, отражает традиционный мистический образ свечи и светящихся лиц. Все эти образы и символы даны на фоне завуалированных бесед Лейли и Меджнуна. Данное исследование позволит в дальнейшем более глубоко осознать творческий путь А. Тубыли как поэта-суфия, обратившегося к общетюркским эпическим сюжетам, и откроет новый потенциал в изучении взаимовлияний литературы и фольклора.

Список литературы

1. Бертельс Е. Э. Низами и Фузули. Избранные труды : Т. 2 / Е. Э. Бертельс. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1962. – 554 с.

2. Хикайате Ләйли ба Мәҗнүн дәр шәһри Багдад // Книгохранилище ЦПиМН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ : 39 кол., № 6058, с. 76б–77а. (На старотатарском яз.)

3. Нарзуллаева С. Тема «Лейли и Меджнун» в истории литератур народов Советского Востока / С. Нарзуллаева. – Ташкент : Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1983. – 136 с.

4. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература / Е. Э. Бертельс. – Москва : Наука, 1965. – 524 с.

5. Махкамов С. Б. Идейно-художественные особенности любовно-романтических поэм в персидско-таджикской литературе XV в. : дис. … д. филол. н. / С. Б. Махкамов – Душанбе, 2019. – 372 с.

6. Физули М. Лейли и Меджнун / М. Физули. – Москва : Худ. лит-ра, 1958. – 421 с.

7. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос «Идегей» : эхо сквозь столетия / Л. Х. Мухаметзянова // Золотоордынское обозрение. – 2018. – Т. 6. – № 3. – С. 537–550.

8. Игнатьева Е. А. Категории фольклорного жанра / Е. А. Игнатьева // Урал-Алтай : через века в будущее : материалы IV Всероссийской научной конференции (25–27 марта 2010 г.) : В 2 т. : Т. 1. – Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. – С. 121–123.

9. Сулейманов А. М. Наши киссы и дастаны / А. М. Сулейманов // Башкирское народное творчество : Эпос / сост. Н. Т. Зарипов, А. М. Сулейманов, Г. Б. Хусаинов. – Уфа : Китап, 2002. – С. 380–443. (На башкирском яз.)

10. Мухаметзянова Л. Х. Татарский эпос : книжные дастаны / Л. Х. Мухаметзянова. – Казань : Изд-во ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, 2014. – 380 с.

11. Əхмәтҗанов М. Дастаннар / М. Əхмәтҗанов / Кама аръягының көнчыгыш төбәкләре һәм татар әдәбияты тарихы. – Казан : Мәгариф, 1999. – 160 б. (На татарском яз.)

12. Хикайате Ләйли вә Мәҗнүн // Книгохранилище ЦПиМН ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ : 39 кол., №№ 5014, 5015 (На старотатарском яз.)

13. Мәшһүр гашыйк-мәгъшук Ләйлә вә Мәҗнүн хикәясе / Ф. Халиди. – Казан : Ун-т табыгханәсе, 1902. – 45 б. (На старотатарском яз.)

14. Ахметзянов М. И. Новые археографические материалы и их значение в исследованиях по истории татарской литературы : дис. ... д. филол. н. / М. И. Ахметзянов – Казань, 1998. – 280 с.

15. Поэма о любви Фархата и Ширин // Отдел рукописей и редких книг Национальной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. – Ф. 22, Ед. хр. 701-Т. – Л. 11б-49б. (На старотатарском яз.)

16. Sasanian Ç. S. Nizaminin «Leyli vә Mәcnun» poeması. – Baku : Elm, 1985. – 124 s. (На азербайджанском яз.)

17. Əхмәтҗанов М. Шагыйрь Əхмәтҗан Тубыли / М. Əхмәтҗанов // Казан утлары. – 1997. – № 1. – бб. 151–153. (На татарском яз.)

18. Хасавнех А. А. Ахметзян Тубыли : жизнь и творчество татарского поэта-суфия XIX века / А. А. Хасавнех. – Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 206 с.

19. Фирадж, ֫Абд ас-Саттар Ахмад. Диван Маджнун Лайли : джам֫ тахкик. – Кахира : Дар Миср лит-таба֫а, 1983. – 246 с. (На арабском яз.)

20. Гумматова Х. Б. Концепция божественной любви в поэме «Лейли и Меджнун» Низами Гянджеви Х. Б. Гумматова // Проблемы востоковедения. – 2013. – № 4 (62). – C. 37–42.

Epic Studies. 2021; : 87-97

A variant of the novelistic epic about Leyli and Majnun: the author’s interpretation of the folklore plot

Khasavnekh A. A.

https://doi.org/10.25587/q2572-4168-1829-w

Abstract

   The relevance of this study is determined by the fact that for the first time in philological science, the manuscript work of the little – studied Tatar author-poet Sufi of the 19th century Akhmetzyan Tubyli is analyzed on the plot The Story of Leyli and Majnun, which is common in the epic.

   The aim of the study is to identify the common and specific in the “Narrative...”, the classic poems of the same name by Nizami Ganjavi, M. Fizuli, A. Navoi, A. Jami, as well as in the folk novelistic dastans, which are distributed orally or in writing among the Tatars.

   The tasks of the article include: in the course of analyzing the work and comparing it with the classical versions-the predecessors of famous poets of the Muslim East, determining the plot structure, the system of images, motifs and ideas laid down in the version of A. Tubyli, identifying the fundamental leitmotifs, the author’s interpretation, the artistic value and the place of this narrative in a large number of other romantic epics that exist on the theme of the love of legendary lovers – Leyli and Majnun. So, in the course of the study of the handwritten work by A. Tubyli found that in comparison with the classic works of the same name, it is smaller in volume and takes only 68 poetic lines; besides, its storyline is simple, and the number of characters is limited to five characters. This gives us the reason to consider the manuscript work by A. Tubyli as an integral part of the book epic of the Tatars. In terms of plot construction, “Narrative...” by A. Tubyli is the closest to Leyli and Majnun by Nizami, since both authors put the main emphasis on the idea of divine love; in terms of ideological content and spirit, it is akin to the poems of the same name by M. Fizuli and A. Jami. As for the form of the work, it is most similar to the numerous folk versions of dastans, has the same specific features inherent in the novelistic variety of the Tatar book epic. Thus, the epic of A. Tubyli is the result of the synthesis of classical and written-folklore traditions. The main feature of the “Narrative...” The main feature of the book is that it reflects pantheistic motifs and images; the author introduces Sufi dual symbols in his version, such as: poison and healing water, life and death, light and darkness. Talking about the divine emanation of light, there is a traditional mystical image of a candle and glowing faces. All these images and symbols are given against the background of veiled conversations between Leyli and Majnun. This study will allow you to further understand more deeply the creative path of A. Tubyli as a Sufi poet who turned to common Turkic epic stories, and will open up a new potential in the study of the mutual influences of literature and folklore.

References

1. Bertel's E. E. Nizami i Fuzuli. Izbrannye trudy : T. 2 / E. E. Bertel's. – Moskva : Izd-vo vost. lit-ry, 1962. – 554 s.

2. Khikaiate Lәili ba Mәҗnүn dәr shәһri Bagdad // Knigokhranilishche TsPiMN IYaLI im. G. Ibragimova AN RT : 39 kol., № 6058, s. 76b–77a. (Na starotatarskom yaz.)

3. Narzullaeva S. Tema «Leili i Medzhnun» v istorii literatur narodov Sovetskogo Vostoka / S. Narzullaeva. – Tashkent : Izd-vo «Fan» Uzbekskoi SSR, 1983. – 136 s.

4. Bertel's E. E. Izbrannye trudy. Sufizm i sufiiskaya literatura / E. E. Bertel's. – Moskva : Nauka, 1965. – 524 s.

5. Makhkamov S. B. Ideino-khudozhestvennye osobennosti lyubovno-romanticheskikh poem v persidsko-tadzhikskoi literature XV v. : dis. … d. filol. n. / S. B. Makhkamov – Dushanbe, 2019. – 372 s.

6. Fizuli M. Leili i Medzhnun / M. Fizuli. – Moskva : Khud. lit-ra, 1958. – 421 s.

7. Mukhametzyanova L. Kh. Tatarskii epos «Idegei» : ekho skvoz' stoletiya / L. Kh. Mukhametzyanova // Zolotoordynskoe obozrenie. – 2018. – T. 6. – № 3. – S. 537–550.

8. Ignat'eva E. A. Kategorii fol'klornogo zhanra / E. A. Ignat'eva // Ural-Altai : cherez veka v budushchee : materialy IV Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (25–27 marta 2010 g.) : V 2 t. : T. 1. – Ufa : IIYaL UNTs RAN, 2010. – S. 121–123.

9. Suleimanov A. M. Nashi kissy i dastany / A. M. Suleimanov // Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo : Epos / sost. N. T. Zaripov, A. M. Suleimanov, G. B. Khusainov. – Ufa : Kitap, 2002. – S. 380–443. (Na bashkirskom yaz.)

10. Mukhametzyanova L. Kh. Tatarskii epos : knizhnye dastany / L. Kh. Mukhametzyanova. – Kazan' : Izd-vo IYaLI im. G. Ibragimova AN RT, 2014. – 380 s.

11. Əkhmәtҗanov M. Dastannar / M. Əkhmәtҗanov / Kama ar\"yagynyң kөnchygysh tөbәklәre һәm tatar әdәbiyaty tarikhy. – Kazan : Mәgarif, 1999. – 160 b. (Na tatarskom yaz.)

12. Khikaiate Lәili vә Mәҗnүn // Knigokhranilishche TsPiMN IYaLI im. G. Ibragimova AN RT : 39 kol., №№ 5014, 5015 (Na starotatarskom yaz.)

13. Mәshһүr gashyik-mәg\"shuk Lәilә vә Mәҗnүn khikәyase / F. Khalidi. – Kazan : Un-t tabygkhanәse, 1902. – 45 b. (Na starotatarskom yaz.)

14. Akhmetzyanov M. I. Novye arkheograficheskie materialy i ikh znachenie v issledovaniyakh po istorii tatarskoi literatury : dis. ... d. filol. n. / M. I. Akhmetzyanov – Kazan', 1998. – 280 s.

15. Poema o lyubvi Farkhata i Shirin // Otdel rukopisei i redkikh knig Natsional'noi biblioteki im. N. I. Lobachevskogo Kazanskogo (Privolzhskogo) federal'nogo universiteta. – F. 22, Ed. khr. 701-T. – L. 11b-49b. (Na starotatarskom yaz.)

16. Sasanian Ç. S. Nizaminin «Leyli vә Mәcnun» poeması. – Baku : Elm, 1985. – 124 s. (Na azerbaidzhanskom yaz.)

17. Əkhmәtҗanov M. Shagyir' Əkhmәtҗan Tubyli / M. Əkhmәtҗanov // Kazan utlary. – 1997. – № 1. – bb. 151–153. (Na tatarskom yaz.)

18. Khasavnekh A. A. Akhmetzyan Tubyli : zhizn' i tvorchestvo tatarskogo poeta-sufiya XIX veka / A. A. Khasavnekh. – Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 206 s.

19. Firadzh, ֫Abd as-Sattar Akhmad. Divan Madzhnun Laili : dzham֫ takhkik. – Kakhira : Dar Misr lit-taba֫a, 1983. – 246 s. (Na arabskom yaz.)

20. Gummatova Kh. B. Kontseptsiya bozhestvennoi lyubvi v poeme «Leili i Medzhnun» Nizami Gyandzhevi Kh. B. Gummatova // Problemy vostokovedeniya. – 2013. – № 4 (62). – C. 37–42.