Эпосоведение. 2021; : 5-13
Мотив превращения девушки в мужчину в фольклоре осетин: типологический анализ
https://doi.org/10.25587/y1195-3524-7960-eАннотация
Рассматривается широко распространенный в мировом фольклоре мотив превращения девушки в мужчину. Основная фабула рассматриваемого мотива, имея в национальных вариантах отличительные признаки, в то же время содержит сходные черты: девушка вынуждена выдавать себя за мужчину, совершает различные подвиги, завоевывает славу, ей / ему ставят условие жениться, которое, в конце концов, она / он выполняет, превратившись в мужчину. В деталях, безусловно, национальные варианты сюжета выстраиваются в соответствие с локальными фольклорными традициями. Мотив превращения девушки в мужчину встречается как в сказках, так и в эпических произведениях осетин. Материалом исследования служат сказка «Как девушка превратилась в юношу» и эпическое произведение «Дочь Албега Алыты» из осетинского фольклора. Рассматриваемые сюжеты, хотя сохраняют общую схему мирового типологического мотива, в деталях отличаются друг от друга. Так, в сказке «Как девушка превратилась в юношу» приключения героини начинаются с того, что она отправляется на поиски пропавших отца и брата. В эпическом сказании осетин о нартах «Дочь Албега Алыты» приключения героини, по одним вариантам, начинаются с того, что нарты решили выбрать себе лидера, для чего с каждого нартовского рода на собрание должен был явиться один мужчина. Т. к. у Албега Алыты не осталось наследника, на собрание является его единственная дочь, переодетая в мужское платье. По другим вариантам, нартовский Созрыко, в надежде искоренить весь род Албега Алагаты, потребовал от каждого рода прислать на нартовское ристалище по одному представителю. Дочь Албега принимает вызов, переодевшись в мужскую одежду. В целом же, и сказочные и эпические сюжеты с переодеванием и превращением героини в мужчину сохраняют традиционную структуру рассматриваемого мирового мотива. На основе семиотического анализа мотива превращения героини нартовского эпоса осетин в мужчину автор статьи приходит к выводу о инициационном характере рассматриваемого сюжета. Во всех национальных сюжетах наличествуют все признаки, характерные для инициационных нарративных текстов. Анализ типологического мотива у разных народов показывает, что превращение девушки в конце инициации в мужчину – аллегория. На самом деле рассматриваемый мотив относится к возрастным инициациям: мальчик (в начале инициационного пути, находясь под опекой матери, не считается мужчиной) – юноша (он отрывается от матери, проходит обряд посвящения в мужчины) – мужчина (после прохождения всех испытаний и женитьбы он становится полноценным мужчиной).
Список литературы
1. Пэн Юй. Галерея «переодетых женщин» в древней китайской литературе / Пэн Юй // Мировая литература глазами современной молодежи : сборник материалов Международной научной конференции (Магнитогорск, 25 ноября 2016 г.). – Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2016. – С. 279–283.
2. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага / А. Я. Гуревич. – Москва : Наука, 1979. – 192 с.
3. Бучилина Ю. Н. Женские архетипы в «Песне о Нибелунгах» в контексте предшествующей и последующей культурной традиции / Ю. Н. Бучилина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. Искусствоведение. – 2008. – № 5. – С. 299–303.
4. Басилов В. Н. Травестизм («превращение пола») в шаманизме / В. Н. Басилов // Шаманизм как религия : генезис, реконструкция, традиции : тезисы докладов Международной конференции (Якутск, 15–21 августа 1992 г.). – Якутск : Изд-во ЯГУ, 1992. – С. 4.
5. Борко Т. И. Обрядовый травестизм : мифология андрогина или апология женского? / Т. И. Борко ; отв. ред. В. А. Тишков // «Мужское» в традиционном и современном обществе : материалы Ежегодной научной конференции по мужской культуре (Москва, 16–18 апреля 2003 г.). – Москва : Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. – С. 79.
6. Пуртова Н. В. Травестия в русской житийной литературе и эпосе : автореф. дис. … к. филол. н. / Н. В. Пуртова. – Екатеринбург, 2002. – 23 с.
7. Николаева Н. Н. Смена облика и травестийные мотивы в эпосе бурят / Н. Н. Николаева ; Науч. ред. Б. В. Базаров // Республика Бурятия – 95 лет. Сборник научных статей. – Улан-Удэ : БНЦ СО РАН , 2018. – С. 274–276.
8. Nassau R. H. Where Animals Talk; West African Folklore Tales Part First. Mpongwe Tribe. – Boston : Richard G. Badger, 1912. – 250 p. (На англ. яз.)
9. Camarena J., Maxime Ch. Catálogo tipológico del cuento folklórico español. Vol. I. Cuentos maravillosos. – Madrid : Gredos, 1995. – 795 p. (На испанском яз.)
10. Hertel J. H. Indische Märchen. – Jena : Diederichs, 1921. – 390 p. (На немецком яз.)
11. Стамболиев Ф. Сказки, собранные воспитанниками Закавказской учительской семинарии / Ф. Стамболиев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Вып. 21, отд. 2. – Тифлис : Канцелярия Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1896. – С. 1–106.
12. Даскалова-Перковска Л., Добрева Д., Коцева Й., Мицева Е. Български фолклорни приказки. Каталог. – София : Св. Климент Охридски, 1994. – 827 с. (На болгарском яз.)
13. Megas G. A. Catalogue of Greek Magic Folktales. – Helsinki : Suomalainen Tiedeakatemia, 2012. – 350 p. (На англ. яз.)
14. Krzyżanowski J. Polska baika narodowa. T. 1. – Wrocław, Warszawa, Kraków : Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1962. – 316 p. (На польском яз.)
15. Арийс К. Указатель типов латышских народных сказок / К. Арийс, А. А. Медне. – Рига : Зинатне, 1977. – 527 с.
16. Hodne Ørnulf. The Types of the Norwegian Folktale. – Oslo : Universitetsforlaget, 1984. – 399 p. (На англ. яз.)
17. Dirr A. Kaukasische Märchen. – Jena : Eugen Diederichs, 1920. – 294 p. (На немецком яз.)
18. Осетинские народные сказки / сост. : С. Бритаев, Г. Калоев. – Москва : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1959. – 423 с.
19. Халилов Х. М. Сказки народов Дагестана / Х. М. Халилов. – Москва : Наука, 1965. – 319 с.
20. Elwin V. Folk-Tales of Mahakoshal. – London : Oxford University Press, 1944. – 523 p. (На англ. яз.)
21. Багрий А. В. Фольклор Азербайджана и прилегающих стран : Т. 2 / А. В. Багрий. – Баку : АзГНИИ, 1930. – 319 с.
22. Курдованидзе Т. Д. Грузинские народные сказки : Кн. 1 / Т. Д. Курдованидзе. – Москва : Наука, 1988. – 363 с.
23. Салье М. А. Арабские сказки. Книга тысячи и одной ночи : В 2 т. : Т. 1 / М. А. Салье. – Москва : Альфа-книга, 2010. – 1263 с.
24. Tauscher Rudolf. Volksmärchen aus Jeyporeland. Mit Anmerkungen versehen von Warren IZ. Roberts und Walter Anderson. – Berlin : de Gruyter & Ciò, 1959. – 196 p. (На немецком яз.)
25. Ботезату Г. Г. Молдавские народные сказки / Г. Г. Ботезату. – Кишинев : Литература артистикэ, 1981. – 397 с.
26. Eberhard Wolfram, Pertev Naili Boratav. Typen Türkischer Volksmärchen. – Wiesbaden : Franz Steiner Verlag, 1953. – 505 p. (На немецком яз.)
27. Иванов В. В. Харьковский сборник : Вып. 8 / В. В. Иванов. – Харьков : Типография губернского правления, 1894. – 492 с.
28. Нартовские сказания. Эпос осетинского народа : Кн. 5 / сост. Т. А. Хамицаева. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ, 2010. – 766 с. (На осетинском яз.)
29. Памятники народного творчества осетин. Волшебные сказки / сост. Д. В. Сокаева. – Владикавказ : ИПЦ СОИГСИ , 2010. – 391 с.
30. Осетинские народные сказки / сост. : С. А. Бритаев, Г. З. Калоев. – Москва : Гослитиздат, 1959. – 424 с.
Epic Studies. 2021; : 5-13
The motif for the transformation of a girl into a man in Ossetian folklore: a typological analysis
https://doi.org/10.25587/y1195-3524-7960-eAbstract
The article examines the motif of a girls’ transformation into a man, which is widespread in world folklore. The main plot of the motif under consideration, having distinctive features in national variants, has similar features: a girl is forced to impersonate a man, performs various feats, gains fame, imposes a condition on her / him to marry, which, in the end, she/he fulfills, turning into a man. In the details, of course, the national versions of the plot line up in accordance with local folklore traditions. The motif a girl turning into a man is found both in fairy tales and in epic works. The study is based on the fairy tale How a girl turned into a youth and the epic work Daughter of Albeg Alyty from the Ossetian folklore. The plots under consideration, although they retain the general scheme of the world typological motif, differ in details. Thus, in the fairy tale How a Girl Turned into a Young Man, the heroine’s adventures begin with the fact that she goes in search of her missing father and brother. In the epic legend about the sleds Daughter of Albeg Alyty, the heroine’s adventures, according to one version, begin with the fact that the sleds decided to choose their own leader, for which one man from each Nart clan had to come to the meeting. Since Albeg Alyty has no heir left, his only daughter comes to the meeting, dressed in a man’s dress. According to other versions, the Nart Sozyryko, hoping to eradicate the entire clan of Albeg Alyty, demanded that each clan send one representative to the Nart lists. Albeg’s daughter accepts the challenge by dressing up in men’s clothing. In general, both fabulous and epic stories with the dressing up and transformation of the hero into a man retain the traditional structure of the considered world motif. On the basis of a semiotic analysis of the motif for the transformation of the heroine of the Nart epic of Ossetians into a man, the author of the article comes to the conclusion about the initiatory nature of the subject under consideration. All national plots contain all the features characteristic of initiation narrative texts. The author concludes that the transformation of a girl into a man at the end of initiation is an allegory. In fact, the motif under consideration refers to age-related initiations: a boy (at the beginning of the initiation path, being under the care of his mother, is not considered a man) – a young man (he breaks away from his mother, undergoes a rite of passage into men) – a man (after passing all trials and getting married, he becomes a full-fledged man).
References
1. Pen Yui. Galereya «pereodetykh zhenshchin» v drevnei kitaiskoi literature / Pen Yui // Mirovaya literatura glazami sovremennoi molodezhi : sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Magnitogorsk, 25 noyabrya 2016 g.). – Magnitogorsk : MGTU im. G. I. Nosova, 2016. – S. 279–283.
2. Gurevich A. Ya. «Edda» i saga / A. Ya. Gurevich. – Moskva : Nauka, 1979. – 192 s.
3. Buchilina Yu. N. Zhenskie arkhetipy v «Pesne o Nibelungakh» v kontekste predshestvuyushchei i posleduyushchei kul'turnoi traditsii / Yu. N. Buchilina // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Filologiya. Iskusstvovedenie. – 2008. – № 5. – S. 299–303.
4. Basilov V. N. Travestizm («prevrashchenie pola») v shamanizme / V. N. Basilov // Shamanizm kak religiya : genezis, rekonstruktsiya, traditsii : tezisy dokladov Mezhdunarodnoi konferentsii (Yakutsk, 15–21 avgusta 1992 g.). – Yakutsk : Izd-vo YaGU, 1992. – S. 4.
5. Borko T. I. Obryadovyi travestizm : mifologiya androgina ili apologiya zhenskogo? / T. I. Borko ; otv. red. V. A. Tishkov // «Muzhskoe» v traditsionnom i sovremennom obshchestve : materialy Ezhegodnoi nauchnoi konferentsii po muzhskoi kul'ture (Moskva, 16–18 aprelya 2003 g.). – Moskva : Institut etnologii i antropologii RAN, 2003. – S. 79.
6. Purtova N. V. Travestiya v russkoi zhitiinoi literature i epose : avtoref. dis. … k. filol. n. / N. V. Purtova. – Ekaterinburg, 2002. – 23 s.
7. Nikolaeva N. N. Smena oblika i travestiinye motivy v epose buryat / N. N. Nikolaeva ; Nauch. red. B. V. Bazarov // Respublika Buryatiya – 95 let. Sbornik nauchnykh statei. – Ulan-Ude : BNTs SO RAN , 2018. – S. 274–276.
8. Nassau R. H. Where Animals Talk; West African Folklore Tales Part First. Mpongwe Tribe. – Boston : Richard G. Badger, 1912. – 250 p. (Na angl. yaz.)
9. Camarena J., Maxime Ch. Catálogo tipológico del cuento folklórico español. Vol. I. Cuentos maravillosos. – Madrid : Gredos, 1995. – 795 p. (Na ispanskom yaz.)
10. Hertel J. H. Indische Märchen. – Jena : Diederichs, 1921. – 390 p. (Na nemetskom yaz.)
11. Stamboliev F. Skazki, sobrannye vospitannikami Zakavkazskoi uchitel'skoi seminarii / F. Stamboliev // Sbornik materialov dlya opisaniya mestnostei i plemen Kavkaza. – Vyp. 21, otd. 2. – Tiflis : Kantselyariya Glavnokomanduyushchego grazhdanskoi chast'yu na Kavkaze, 1896. – S. 1–106.
12. Daskalova-Perkovska L., Dobreva D., Kotseva I., Mitseva E. B\"lgarski folklorni prikazki. Katalog. – Sofiya : Sv. Kliment Okhridski, 1994. – 827 s. (Na bolgarskom yaz.)
13. Megas G. A. Catalogue of Greek Magic Folktales. – Helsinki : Suomalainen Tiedeakatemia, 2012. – 350 p. (Na angl. yaz.)
14. Krzyżanowski J. Polska baika narodowa. T. 1. – Wrocław, Warszawa, Kraków : Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1962. – 316 p. (Na pol'skom yaz.)
15. Ariis K. Ukazatel' tipov latyshskikh narodnykh skazok / K. Ariis, A. A. Medne. – Riga : Zinatne, 1977. – 527 s.
16. Hodne Ørnulf. The Types of the Norwegian Folktale. – Oslo : Universitetsforlaget, 1984. – 399 p. (Na angl. yaz.)
17. Dirr A. Kaukasische Märchen. – Jena : Eugen Diederichs, 1920. – 294 p. (Na nemetskom yaz.)
18. Osetinskie narodnye skazki / sost. : S. Britaev, G. Kaloev. – Moskva : Gos. izd-vo khud. lit-ry, 1959. – 423 s.
19. Khalilov Kh. M. Skazki narodov Dagestana / Kh. M. Khalilov. – Moskva : Nauka, 1965. – 319 s.
20. Elwin V. Folk-Tales of Mahakoshal. – London : Oxford University Press, 1944. – 523 p. (Na angl. yaz.)
21. Bagrii A. V. Fol'klor Azerbaidzhana i prilegayushchikh stran : T. 2 / A. V. Bagrii. – Baku : AzGNII, 1930. – 319 s.
22. Kurdovanidze T. D. Gruzinskie narodnye skazki : Kn. 1 / T. D. Kurdovanidze. – Moskva : Nauka, 1988. – 363 s.
23. Sal'e M. A. Arabskie skazki. Kniga tysyachi i odnoi nochi : V 2 t. : T. 1 / M. A. Sal'e. – Moskva : Al'fa-kniga, 2010. – 1263 s.
24. Tauscher Rudolf. Volksmärchen aus Jeyporeland. Mit Anmerkungen versehen von Warren IZ. Roberts und Walter Anderson. – Berlin : de Gruyter & Ciò, 1959. – 196 p. (Na nemetskom yaz.)
25. Botezatu G. G. Moldavskie narodnye skazki / G. G. Botezatu. – Kishinev : Literatura artistike, 1981. – 397 s.
26. Eberhard Wolfram, Pertev Naili Boratav. Typen Türkischer Volksmärchen. – Wiesbaden : Franz Steiner Verlag, 1953. – 505 p. (Na nemetskom yaz.)
27. Ivanov V. V. Khar'kovskii sbornik : Vyp. 8 / V. V. Ivanov. – Khar'kov : Tipografiya gubernskogo pravleniya, 1894. – 492 s.
28. Nartovskie skazaniya. Epos osetinskogo naroda : Kn. 5 / sost. T. A. Khamitsaeva. – Vladikavkaz : IPTs SOIGSI, 2010. – 766 s. (Na osetinskom yaz.)
29. Pamyatniki narodnogo tvorchestva osetin. Volshebnye skazki / sost. D. V. Sokaeva. – Vladikavkaz : IPTs SOIGSI , 2010. – 391 s.
30. Osetinskie narodnye skazki / sost. : S. A. Britaev, G. Z. Kaloev. – Moskva : Goslitizdat, 1959. – 424 s.
События
-
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35