Журналов:     Статей:        

Эпосоведение. 2023; : 16-25

«Сюгэ-балта тыл»: символ топора в традиционной культуре якутов

Бравина Р. И.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.57.78.002

Аннотация

Актуальность предлагаемого исследования состоит в отсутствии специальных работ, посвященных символике топора в традиционной культуре якутов. Топор как предмет сугубо утилитарной сферы «вещного мира» имел несколько видов: топоры-чеканы, топор чохороон, балта, тэрэгэр сюгэ, басымньы сюгэ. Первые, по всей вероятности, использовались в качестве боевого оружия, а топоры чохороон имели универсальное (боевое и рабочее) значение, что подтверждается данными фольклора. Одновременно топор представлялся оружием и символом божества Сюгэ Тойона (Топор-господина), который входил в триаду богов-творцов Вселенной. Бог-громовник метал свой топор с небес (этин сюгэтэ), защищая людей и всех полезных животных от злых потусторонних сил. В этом проявляется многоплановая сущность топора как культурного феномена, созидательного и ритуального инструмента для преобразования «природы» и «чужого» в «культуру» и «свое», для поддержания стабильности мира людей. Цель и задачи данной работы – выявление места и роли топора в религиозно-мифологической картине мира, определение его ритуальных функций и символических значений в традиционной культуре и социальной организации якутов. Основным источником фактического материала для исследования послужили сюжеты и образы якутского эпоса олонхо, исторические рассказы и предания, этнографические тексты, а также данные археологических исследований якутских погребений XVII–XVIII вв. В исследовании использованы структурно-описательный, историко-типологический и историко-генетический методы.
В результате исследования сделаны следующие выводы: топоры обладают медиативной функцией, при помощи которой устанавливается коммуникативная связь между божествами и людьми; во всех ритуальных действиях они участвуют в моделировании устойчивого и стабильного жизненного пространства. Обнаружение топоров в элитных погребениях с богатым сопроводительным инвентарем свидетельствует об их высоком статусе и символическом значении в виде знака родовой власти. Содержание культурной значимости топора, его дополнительных символических маркеров и ритуальных функций не исчерпываются рассмотрением лишь в данным аспекте – оно значительно сложнее и многообразнее, например, в связи с кузнечным ремеслом или же с шаманскими камланиями, где топор-молот занимает особое место.

Список литературы

1. Иванов В. В., Топоров В. Н. Перун // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 томах. Т. 2: К–Я / главный редактор С. А. Токарев. – 2-е изд. – Москва: Советская энциклопедия, 1988. – 671 с.

2. Яковлев Я. А., Боброва А. И. К вопросу о роли и значении погребального инвентаря позднесредневекового населения Приобья: топор // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого: cборник статей / ответственный редактор Я. А. Яковлев. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. – Вып. 2. – С. 137–174.

3. Дашиева Н. Б. Знак «топор» в мировоззрении древнего населения Забайкалья и традиционной культуре бурят конца XIX – начала ХХ вв. // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. – 2017. – № 4. – C. 19–30.

4. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд. – Москва: Ассоциация «Российская политическая энциклопедия», 1993. – 736 с.

5. Зыков Ф. М. Традиционные орудия труда якутов (XIX – начало XX вв.). – Новосибирск: Наука, 1989. – 141 с.

6. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. В 3 томах. Т. 2. – 2-е изд. – Москва: Изд-во АН СССР, 1959. – стлб. 1281–2508.

7. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. В 3 томах. Т. 3. – 2-е изд. – Москва: Изд-во АН СССР, 1959. – стлб. 2509–3858.

8. Даркевич В. П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // Советская археология. – 1961. – № 4. – С. 95–96.

9. Никулина Н. М. Ритуальные молоты-топоры из Троянского клада «L» (К вопросу о датировке данного археологического комплекса) // Вестник древней истории. – 1999. – № 2. – C. 218–228.

10. Рындина О. М., Боброва А. И., Ожередов Ю. И. Ханты Салымского края: культура в археолого-этнографической ретроспективе. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2008. – 412 с.

11. Бравина Р. И. Топоры эпохи средневековья и Нового времени Якутии: типология и интерпретация // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2022. – № 2. – С. 35–47. – DOI: 10.25693/SVGV.2022.39.2.003.

12. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо: Основные образы. – Москва: Изд-во АН СССР, 1962. – 254 с.

13. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – Москва: Наука, 1980. – 374 с.

14. Исторические предания и рассказы якутов: в 2 томах / под редакцией А. А. Попова. – Москва, Ленинград: Изд-во АН СССР, 1960. – Т. 1. – 322 с.; Т. 2. – 370 с.

15. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – Москва: Наука, 1974. – 404 с.

16. Попов А. А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сборник МАЭ. – Москва, Ленинград: Наука, 1949. – Т. 11. – С. 255–323.

17. Нелунов А. Г. Якутско-русский фразеологический словарь. – Новосибирск: Изд-во СО РАН. Филиал «Гео», 2002. – Т. 2. – 420 с.

18. Линденау Я. И. Описание пеших тунгусов, или так называемых ламутов, в Охотске. 1742 г. // Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII – начало XX в.) / составители: Т. Е. Емельянова, М. В. Южанинова. – Москва: Северные просторы, 2002. – Т. 1. – 528 с.

19. Толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах тылдьыта: в 15 томах. Т. I (Буква А) / под редакцией П. А. Слепцова. – Новосибирск: Наука, 2004. – 679 с. (На якутском и рус. яз.)

20. Кулаковский А. Е. Научные труды. – Якутск: Кн. изд-во, 1979. – 484 с.

21. Якутские мифы = Саха өс-номохторо / составитель Н. А. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 2004. – 460 с. (На якутском и рус. яз.)

22. Слепцов П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX – начало XX в.). – Якутск: Кн. изд-во, 1989. – 158 с.

23. Попов В. Г. Названия видов старинного якутского наступательного холодного оружия как объекта сравнительного исследования // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2019. – № 1. – С. 106–116.

24. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта : в 15 томах. Т. V (Буква К) / под редакцией П. А. Слепцова. – Новосибирск: Наука, 2008. – 613 с. (На якутском и рус. яз.)

25. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва: Изд-во восточной литературы, 1963. – 462 с.

26. Илюшин А. М. Элитное оружие ближнего боя у средневекового населения Кузнецкой котловины (к вопросу об эволюции боевых топоров на северной периферии Саяно-Алтая) // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История, Политология. Журнал теоретических и прикладных исследований. – 2009. – № 4/4. – С. 96–100.

27. Якутские загадки // составление, перевод, вступительная статья, комментарии С. П. Ойунской. – Якутск: Якутское кн. изд-во, 1965. – 376 с.

28. Дьяконов В. М., Бравина Р. И. Нюрбинский бронзовый кельт (к вопросу о культурных связях Якутии и сопредельных территорий в эпоху палеометалла) // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2015. – № 4. – С. 12–14.

29. Гоголев А. И. Археологические памятники Якутии позднего Средневековья (XIV–XVIII вв.). – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1990. – 192 с.

30. Кызласов Л. Р. История Тувы в Средние века. – Москва: Изд-во МГУ, 1969. – 214 с.

31. Нестеров С. П. Тесла древнетюркского времени в Южной Сибири // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии : [сборник статей] / ответственный редактор Ю. С. Худяков. – Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1981. – С. 168–172.

Epic Studies. 2023; : 16-25

“Syuge-balta tyl”: axe symbol in traditional Yakut culture

Bravina R. I.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.57.78.002

Abstract

The relevance of the proposed research lies in the absence of special works devoted to the symbolism of the axe in the traditional Yakut culture. The axe as an object of the purely utilitarian sphere of the “thing world” had several types: chakan axes, chokhoroon axe, balta, tereger suge, basymny syuge. The first ones, in all probability, were used as combat weapons, and chokhoroon axes had a universal (combat and working) meaning, which is confirmed by folklore data. At the same time, the axe was a weapon and a symbol of the deity Syuge Toyon (Axe-Head), who was a member of the triad of gods-creators of the Universe. The thunder god threw his axe from the heavens (etin syugete), protecting people and all useful animals from evil otherworldly forces. This manifests the multidimensional essence of the axe as a cultural phenomenon, a creative and ritual tool for transforming “nature” and “alien” into “culture” and “own”, for maintaining the stability of the human world. The aim and objectives of this work are to identify the place and role of the axe in the religious and mythological picture of the world, to determine its ritual functions and symbolic meanings in the traditional culture and social organization of Yakuts. The main source of factual material for the study was the plots and images of the Yakut epic olonkho, historical stories and legends, ethnographic texts, as well as the data of archaeological research of Yakut burials of the XVII–XVIII centuries. The study utilized structural-descriptive, historical-typological and historical-genetic methods. As a result of the study the following conclusions were made: axes have a mediative function, by means of which a communicative connection between deities and people is established; in all ritual actions they participate in modeling a stable and stable living space. The discovery of axes in elite burials with rich accompanying inventory testifies to their high status and symbolic significance as a sign of clan power. The content of the cultural significance of the axe, its additional symbolic markers and ritual functions is not limited to this aspect only – it is much more complex and diverse, for example, in connection with the blacksmith’s craft or shamanic kamlany, where the axe-hammer occupies a special place.

References

1. Ivanov V. V., Toporov V. N. Perun // Mify narodov mira: Entsiklopediya. V 2 tomakh. T. 2: K–Ya / glavnyi redaktor S. A. Tokarev. – 2-e izd. – Moskva: Sovetskaya entsiklopediya, 1988. – 671 s.

2. Yakovlev Ya. A., Bobrova A. I. K voprosu o roli i znachenii pogrebal'nogo inventarya pozdnesrednevekovogo naseleniya Priob'ya: topor // Khanty-Mansiiskii avtonomnyi okrug v zerkale proshlogo: cbornik statei / otvetstvennyi redaktor Ya. A. Yakovlev. – Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2004. – Vyp. 2. – S. 137–174.

3. Dashieva N. B. Znak «topor» v mirovozzrenii drevnego naseleniya Zabaikal'ya i traditsionnoi kul'ture buryat kontsa XIX – nachala KhKh vv. // Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. – 2017. – № 4. – C. 19–30.

4. Seroshevskii V. L. Yakuty. Opyt etnograficheskogo issledovaniya. – 2-e izd. – Moskva: Assotsiatsiya «Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya», 1993. – 736 s.

5. Zykov F. M. Traditsionnye orudiya truda yakutov (XIX – nachalo XX vv.). – Novosibirsk: Nauka, 1989. – 141 s.

6. Pekarskii E. K. Slovar' yakutskogo yazyka. V 3 tomakh. T. 2. – 2-e izd. – Moskva: Izd-vo AN SSSR, 1959. – stlb. 1281–2508.

7. Pekarskii E. K. Slovar' yakutskogo yazyka. V 3 tomakh. T. 3. – 2-e izd. – Moskva: Izd-vo AN SSSR, 1959. – stlb. 2509–3858.

8. Darkevich V. P. Topor kak simvol Peruna v drevnerusskom yazychestve // Sovetskaya arkheologiya. – 1961. – № 4. – S. 95–96.

9. Nikulina N. M. Ritual'nye moloty-topory iz Troyanskogo klada «L» (K voprosu o datirovke dannogo arkheologicheskogo kompleksa) // Vestnik drevnei istorii. – 1999. – № 2. – C. 218–228.

10. Ryndina O. M., Bobrova A. I., Ozheredov Yu. I. Khanty Salymskogo kraya: kul'tura v arkheologo-etnograficheskoi retrospektive. – Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 2008. – 412 s.

11. Bravina R. I. Topory epokhi srednevekov'ya i Novogo vremeni Yakutii: tipologiya i interpretatsiya // Severo-Vostochnyi gumanitarnyi vestnik. – 2022. – № 2. – S. 35–47. – DOI: 10.25693/SVGV.2022.39.2.003.

12. Pukhov I. V. Yakutskii geroicheskii epos olonkho: Osnovnye obrazy. – Moskva: Izd-vo AN SSSR, 1962. – 254 s.

13. Emel'yanov N. V. Syuzhety yakutskikh olonkho. – Moskva: Nauka, 1980. – 374 s.

14. Istoricheskie predaniya i rasskazy yakutov: v 2 tomakh / pod redaktsiei A. A. Popova. – Moskva, Leningrad: Izd-vo AN SSSR, 1960. – T. 1. – 322 s.; T. 2. – 370 s.

15. Ergis G. U. Ocherki po yakutskomu fol'kloru. – Moskva: Nauka, 1974. – 404 s.

16. Popov A. A. Materialy po istorii religii yakutov byvshego Vilyuiskogo okruga // Sbornik MAE. – Moskva, Leningrad: Nauka, 1949. – T. 11. – S. 255–323.

17. Nelunov A. G. Yakutsko-russkii frazeologicheskii slovar'. – Novosibirsk: Izd-vo SO RAN. Filial «Geo», 2002. – T. 2. – 420 s.

18. Lindenau Ya. I. Opisanie peshikh tungusov, ili tak nazyvaemykh lamutov, v Okhotske. 1742 g. // Narody Krainego Severa i Dal'nego Vostoka Rossii v trudakh issledovatelei (XVII – nachalo XX v.) / sostaviteli: T. E. Emel'yanova, M. V. Yuzhaninova. – Moskva: Severnye prostory, 2002. – T. 1. – 528 s.

19. Tolkovyi slovar' yakutskogo yazyka = Sakha tylyn byһaaryylaakh tyld'yta: v 15 tomakh. T. I (Bukva A) / pod redaktsiei P. A. Sleptsova. – Novosibirsk: Nauka, 2004. – 679 s. (Na yakutskom i rus. yaz.)

20. Kulakovskii A. E. Nauchnye trudy. – Yakutsk: Kn. izd-vo, 1979. – 484 s.

21. Yakutskie mify = Sakha өs-nomokhtoro / sostavitel' N. A. Alekseev. – Novosibirsk: Nauka, 2004. – 460 s. (Na yakutskom i rus. yaz.)

22. Sleptsov P. A. Traditsionnaya sem'ya i obryadnost' u yakutov (XIX – nachalo XX v.). – Yakutsk: Kn. izd-vo, 1989. – 158 s.

23. Popov V. G. Nazvaniya vidov starinnogo yakutskogo nastupatel'nogo kholodnogo oruzhiya kak ob\"ekta sravnitel'nogo issledovaniya // Severo-Vostochnyi gumanitarnyi vestnik. – 2019. – № 1. – S. 106–116.

24. Bol'shoi tolkovyi slovar' yakutskogo yazyka = Sakha tylyn byһaaryylaakh ulakhan tyld'yta : v 15 tomakh. T. V (Bukva K) / pod redaktsiei P. A. Sleptsova. – Novosibirsk: Nauka, 2008. – 613 s. (Na yakutskom i rus. yaz.)

25. Meletinskii E. M. Proiskhozhdenie geroicheskogo eposa. Rannie formy i arkhaicheskie pamyatniki. – Moskva: Izd-vo vostochnoi literatury, 1963. – 462 s.

26. Ilyushin A. M. Elitnoe oruzhie blizhnego boya u srednevekovogo naseleniya Kuznetskoi kotloviny (k voprosu ob evolyutsii boevykh toporov na severnoi periferii Sayano-Altaya) // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, Politologiya. Zhurnal teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii. – 2009. – № 4/4. – S. 96–100.

27. Yakutskie zagadki // sostavlenie, perevod, vstupitel'naya stat'ya, kommentarii S. P. Oiunskoi. – Yakutsk: Yakutskoe kn. izd-vo, 1965. – 376 s.

28. D'yakonov V. M., Bravina R. I. Nyurbinskii bronzovyi kel't (k voprosu o kul'turnykh svyazyakh Yakutii i sopredel'nykh territorii v epokhu paleometalla) // Severo-vostochnyi gumanitarnyi vestnik. – 2015. – № 4. – S. 12–14.

29. Gogolev A. I. Arkheologicheskie pamyatniki Yakutii pozdnego Srednevekov'ya (XIV–XVIII vv.). – Irkutsk: Izd-vo Irkutskogo un-ta, 1990. – 192 s.

30. Kyzlasov L. R. Istoriya Tuvy v Srednie veka. – Moskva: Izd-vo MGU, 1969. – 214 s.

31. Nesterov S. P. Tesla drevnetyurkskogo vremeni v Yuzhnoi Sibiri // Voennoe delo drevnikh plemen Sibiri i Tsentral'noi Azii : [sbornik statei] / otvetstvennyi redaktor Yu. S. Khudyakov. – Novosibirsk: Nauka: Sib. otd-nie, 1981. – S. 168–172.