Эпосоведение. 2022; : 97-108
Коды мифологических экспозиций якутского эпоса: сравнительный анализ разновременных записей олонхо
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.50.90.010Аннотация
В обществе происходят процессы трансформации во многих сферах жизни и деятельности людей. В таких условиях усиливается важность глубинных изучений мифологического сознания человека. Архаические тексты якутского эпоса олонхо имеют богатую знаковую природу, которая предстает благодатной почвой для изучения глубинных смыслов и структур. В фокусе настоящего исследования – коды зачинов разновременных фиксаций центральной эпической традиции сказительского искусства якутов.
Цель исследования – выявление кодовых конфигураций зачинов олонхо раннего и позднего периодов записей, фиксация изменений в категориях кодирования содержаний зачинов.
В работе применяются сравнительно-типологический подход, структурно-семиотический и квантитативный анализы (метод сплошной выборки, статистического анализа), метод герменевтики и индукции. Анализ позволил выявить из зачина ранней записи олонхо 264 единицы кодов, из поздней записи – 112 единиц. В обоих зачинах наблюдается иерархическое выстраивание кодов по трем уровням. Установлено, что частота употребления кодов в зачине поздней записи выше, чем в ранней. Устойчивыми во времени выявлены числовой, семический, соматический, цветовой коды. Также отмечается использование скрытого кода бессознательного и геономического кода в зачине поздней записи, отсутствующих в ранней записи. В последнем отмечаются парные сочетания двух кодов – природно-климатического, зооморфно-цветового, что не встречается в зачине поздней записи. В целом, наблюдается значительное сокращение объема зачина поздней записи в сравнении с ранней. Однако верифицируется тождественность в реализации главной функции зачинов – манифестации «представлений» хронотопов последующих событий эпосов, где коды предстают важным структурообразующим компонентом мифов. При этом «выпадение» ряда сюжетных мотивов из зачина поздней записи частично восполняется за счет повышения применений кодовых конфигураций. Отсутствие же в зачине поздней записи олонхо главного компонента мифа – героя – служит индикатором функционирования «микромифа», а не реального мифа, построенного в соответствии с мифологической моделью.
Список литературы
1. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – Москва : Восточная литература, 2000. – 407 с.
2. Дмитриева А. А. Указатель сюжетов и мотивов Вилюйского региона / А. А. Дмитриева // Наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 197–200.
3. Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов / С. Ю. Неклюдов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература : к 75-летию академика Б. Л. Рифтина. – Москва : РГГУ, 2010. – С. 185–198.
4. Строптивый Кулун Куллустуур : олонхо / сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов ; ответственный редактор А. С. Мирбадалева. – Москва : Главная редакция восточной литературы, 1985. – 608 с. (На якутском и рус. яз.)
5. Сатанар М. Т. Экспликация некоторых кодов мифологической системы якутского эпоса олонхо (к постановке вопроса о фольклорном времени и пространстве) / М. Т. Сатанар // Научный диалог. – 2020. – № 6. – С. 302–319. – doi: 10.24224/2227-1295-2020-6-302-319.
6. Филиппова Н. И. Собственные имена персонажей в якутском эпосе олонхо: структура и семантика / Н. И. Филиппова. – Якутск : Институт национальных школ РС(Я), 2016. – 104 с.
7. Кыыс Дэбилийэ : Якутский героический эпос. – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма, 1993. – 330 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и рус. яз.)
8. Куприянова Е. С. Символика образа кукушки в якутском и башкирском эпосах (на материале олонхо «Строптивый Кулун Куллустуур» и кубаира «Урал-батыр») / Е. С. Куприянова // Молодой ученый. – 2011. – № 8 (31). – С. 24–27.
9. Сатанар М. Т. К семиотической интерпретации мифологического образа Аал Луук мас в эпосе олонхо / М. Т. Сатанар // Oriental Studies. – 2020. – Т. 13. – № 4. – С. 1135–1154. – doi: 10.22162/2619-0990-2020-50-4-1135-1154.
10. Сатанар М. Т. Модель мира саха: семантика в ракурсе геометрии форм (на материале якутского эпоса) / М. Т. Сатанар, В. В. Илларионов // Российский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 6. – С. 471–481.
11. Сатанар М. Т. Миропонимание эпической формулы аҕыс иилээх-саҕалаах аан ийэ дойду в свете физической теории единого поля / М. Т. Сатанар, В. В. Илларионов // Общественные науки. – 2017. – № 3. – С. 247–256.
12. Семенова Л. Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика / Л. Н. Семенова. – Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2006. – 232 с.
13. Габышева Л. Л. Цвето- и зоосимволика в якутском эпосе олонхо / Л. Л. Габышева // Советская тюркология. – 1984. – № 3. – С. 18–23.
14. Романова Е. Н. Якутский праздник ысыах: истоки и представления / Е. Н. Романова. – Новосибирск : Наука, 1994. – 98 с.
15. Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти / Л. Л. Габышева. – Новосибирск : Наука, 2009. – 143 с.
Epic Studies. 2022; : 97-108
Mythological expositions codes in the Yakut epic: a comparative analysis of various time-period olonkho records
https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.50.90.010Abstract
Transformation processes take place in society in many areas of people’s lives and activities. In such conditions, the importance of in-depth studies of the mythological consciousness of man increases. The archaic texts of the Yakut epic olonkho have a rich symbolic nature, which appears as a fertile ground for the study of deep meanings and structures. The focus of this study is on the codes of the beginnings of multi–temporal fixations of the central epic tradition of the Yakut storytelling art.
The purpose of the study is to identify the code confi gurations of the olonkho beginnings of the early and late periods of recordings, fixing changes in the coding categories of the contents of the beginnings.
The work uses a comparative typological approach, structural-semiotic and quantitative analysis (continuous sampling method, statistical analysis), the method of hermeneutics and induction. The analysis revealed 264 units of codes from the beginning of the early olonkho record, and 112 units from the later record. In both beginnings, there is a hierarchical alignment of codes on three levels. It was found that the frequency of use of codes in the beginning of the later record is higher than in the early one. Numerical, semantic, somatic, and color codes were found to be stable in time. It is also noted the use of the hidden code of the unconscious and geo-economic code in the beginning of the later record, which are absent in the early record. In the latter, paired combinations of two codes are noted – natural-climatic, zoomorphic-color, which is not found in the beginning of the later record. In general, there is a signifi cant reduction in the volume of the beginning of the later record compared to the early one. However, identity is verifi ed in the implementation of the main function of the beginnings – the manifestation of “representations” of chronotopes of subsequent events of epics, where codes appear to be an important structure-forming component of myths. At the same time, the “loss” of a number of plot motifs from the beginning of the late recording is partially compensated by an increased use of code confi gurations. The absence of the main component of the hero myth in the beginning of the late recording of olonkho serves as an indicator of the functioning of the “micromyph”, and not a real myth built in accordance with the mythological model.
References
1. Meletinskii E. M. Poetika mifa / E. M. Meletinskii. – Moskva : Vostochnaya literatura, 2000. – 407 s.
2. Dmitrieva A. A. Ukazatel' syuzhetov i motivov Vilyuiskogo regiona / A. A. Dmitrieva // Nauka i obrazovanie. – 2007. – № 2. – S. 197–200.
3. Neklyudov S. Yu. Morfologiya i semantika epicheskogo zachina v fol'klore mongol'skikh narodov / S. Yu. Neklyudov // Kitai i okrestnosti: mifologiya, fol'klor, literatura : k 75-letiyu akademika B. L. Riftina. – Moskva : RGGU, 2010. – S. 185–198.
4. Stroptivyi Kulun Kullustuur : olonkho / skazitel' I. G. Timofeev-Teploukhov ; otvetstvennyi redaktor A. S. Mirbadaleva. – Moskva : Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury, 1985. – 608 s. (Na yakutskom i rus. yaz.)
5. Satanar M. T. Eksplikatsiya nekotorykh kodov mifologicheskoi sistemy yakutskogo eposa olonkho (k postanovke voprosa o fol'klornom vremeni i prostranstve) / M. T. Satanar // Nauchnyi dialog. – 2020. – № 6. – S. 302–319. – doi: 10.24224/2227-1295-2020-6-302-319.
6. Filippova N. I. Sobstvennye imena personazhei v yakutskom epose olonkho: struktura i semantika / N. I. Filippova. – Yakutsk : Institut natsional'nykh shkol RS(Ya), 2016. – 104 s.
7. Kyys Debiliie : Yakutskii geroicheskii epos. – Novosibirsk : Nauka. Sibirskaya izdatel'skaya firma, 1993. – 330 s. – (Pamyatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka). (Na yakutskom i rus. yaz.)
8. Kupriyanova E. S. Simvolika obraza kukushki v yakutskom i bashkirskom eposakh (na materiale olonkho «Stroptivyi Kulun Kullustuur» i kubaira «Ural-batyr») / E. S. Kupriyanova // Molodoi uchenyi. – 2011. – № 8 (31). – S. 24–27.
9. Satanar M. T. K semioticheskoi interpretatsii mifologicheskogo obraza Aal Luuk mas v epose olonkho / M. T. Satanar // Oriental Studies. – 2020. – T. 13. – № 4. – S. 1135–1154. – doi: 10.22162/2619-0990-2020-50-4-1135-1154.
10. Satanar M. T. Model' mira sakha: semantika v rakurse geometrii form (na materiale yakutskogo eposa) / M. T. Satanar, V. V. Illarionov // Rossiiskii gumanitarnyi zhurnal. – 2018. – T. 7. – № 6. – S. 471–481.
11. Satanar M. T. Miroponimanie epicheskoi formuly aҕys iileekh-saҕalaakh aan iie doidu v svete fizicheskoi teorii edinogo polya / M. T. Satanar, V. V. Illarionov // Obshchestvennye nauki. – 2017. – № 3. – S. 247–256.
12. Semenova L. N. Epicheskii mir olonkho: prostranstvennaya organizatsiya i syuzhetika / L. N. Semenova. – Sankt-Peterburg : Peterburgskoe Vostokovedenie, 2006. – 232 s.
13. Gabysheva L. L. Tsveto- i zoosimvolika v yakutskom epose olonkho / L. L. Gabysheva // Sovetskaya tyurkologiya. – 1984. – № 3. – S. 18–23.
14. Romanova E. N. Yakutskii prazdnik ysyakh: istoki i predstavleniya / E. N. Romanova. – Novosibirsk : Nauka, 1994. – 98 s.
15. Gabysheva L. L. Fol'klornyi tekst: semioticheskie mekhanizmy ustnoi pamyati / L. L. Gabysheva. – Novosibirsk : Nauka, 2009. – 143 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38