Журналов:     Статей:        

Эпосоведение. 2022; : 37-45

Сюжет вилюйского олонхо «Могучий Эр Соготох» в контексте связи слова и музыки

Ларионова А. С.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.84.55.004

Аннотация

   Актуальность исследования связана с тем, что интерес к связи слова и музыки в якутской народной песне возник со времен формирования якутской этномузыковедческой науки.

   При этом специальные научные работы, посвященные соотношению словесной части и напева песенных разделов олонхо, связанные с сюжетом сказаний, также отсутствуют. Интерес представляют и изыскания сопоставления сюжета словесной части песен в олонхо с квантитативной ритмикой напевов. Этим и обусловливается актуальность настоящей статьи. В музыкознании связь слова и музыки изучается с точки зрения сравнения интонаций музыки и речи. Были проведены также изыскания в области связи слова и музыки на фонологическом уровне. Сравнение сюжета песен с музыкой проводилось с точки зрения фразеологии, но соотношения сюжета с квантитативной ритмикой отсутствуют в связи с тем, что квантитативная ритмика якутских традиционных напевов не исследована. Думается, что все же какие-то взаимоотношения сюжета с квантитативной ритмикой напева в песенных разделах олонхо присутствуют.

   Цель статьи – исследовать соотношение сюжета олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» в контексте связи слова и музыки в якутской традиции Вилюйского региона.

   На основе цели формируются следующие задачи: изучить предваряющую песню словесный текст и его сюжет по отношению к напеву; выявить связь музыки песенных разделов со словом в зачинах и во время перехода пения в речь; рассмотреть соотношение сюжета с квантитативной ритмикой напева в песнях зооморфных персонажей.

   Новизна исследования связано с тем, что сюжет В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» в контексте связи слова и музыки в якутской традиции Вилюйского региона изучается впервые.

   Музыкальным материалом служат нотации Н. Н. Николаевой записей В. В. Илларионова 1982 и 1986 гг. олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох», изданные в ее монографии «Эпос олонхо и якутская опера» (1993) и в томе «Якутский героический эпос “ Могучий Эр Соготох”» (1996) серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Методологической основой стали научные труды М. Г. Кондратьева, Е. Н. Кузьминой, Т. В. Поповой, А. П. Решетниковой. В работе использован сравнительно-сопоставительный метод. Результаты исследования связаны с тем, что сюжет олонхо связан с напевом обязательной подготовкой появления и окончания песни, прямые взаимоотношения обнаруживаются в тонированной речи связок и окончаний, и в зачинах песенных разделов. Песни зооморфных персонажей, принадлежащих по сюжетным мотивам к эпическим персонажам, переданы, в основном, семисложниками и восьмисложниками, которые в пении реализуются квантитативным хореем, а в песне коня инициаль и каденция – квантитативным ямбом. Проведенная работа обнаружила то, что в вилюйской традиции доминируют более древние подвижные формы ритмической организации.

Список литературы

1. Николаева Н. Н. Эпос олонхо и якутская опера / Н. Н. Николаева. – Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1993. – 187 с.

2. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 10). (На якутском и рус. яз.)

3. Кондратьев М. Г. О ритме чувашской народной песни. К проблеме квантитативности в народной музыке / М. Г. Кондратьев. – Москва : Советский композитор, 1990. – 144 с.

4. Кондратьев М. Г. Традиционная музыка чувашей как язык культуры / М. Г. Кондратьев // Чувашский гуманитарный вестник. – 2020. – № 15. – С. 144–167.

5. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов) : эксп. изд. / Е. Н. Кузьмина – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.

6. Попова Т. В. Основы русской народной музыки / Т. В. Попова. – Москва : Музыка, 1977. – 224 с.

7. Решетникова А. П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте / А. П. Рещетникова. – Якутск : Бичик, 2005. – 408 с.

8. Ларионова А. С. Мобильные параметры структуры текста в песнях стиля джиэрэтии ырыа олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» / А. П. Решетникова // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия Эпосоведение. – 2022. – № 5. – С. 34–42. – DOI: 10.25587/q2298-4531-1771-p.

9. Ларионова А. С. Структура стиха и напева в якутском олонхо «Могучий Эр Соготох» В. О. Каратаева (по аудиозаписям полевых экспедиций в Нюрбинский улус 1968, 1975, 1982 и 1986 гг.) / А. С. Ларионова // Актуальные проблемы изучения дописьменной истории Северной Евразии : cборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 75-летию А. Н. Алексеева (г. Якутск, 28–29 октября 2021 г.). – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2022. – С. 162–167.

10. Гиппиус Е. В. Замечания о белорусской народной песне (совместно с З. В. Эвальд) / Е. В. Гиппиус // Гиппиус Е. В. Избранные труды в контексте белорусской этномузыкологии / Е. В. Гиппиус. – Минск : Удмуртгосиздат, 2004. – С. 185–207.

11. Гиппиус Е. В. К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни / Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд // Труды Удмуртского научно-исследовательского ин-та языка и литературы : Вып. 10. – Ижевск : Удмуртгосиздат, 1941. – С. 61–88.

12. Квитка К. В. Избранные труды : в 2 т. : Т. 1 / К. В. Квитка. – Москва : Советский композитор, 1971. – 384 с.

13. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество : Очерки по теории фольклора / А. В. Руднева – Москва : Советский композитор, 1990. – 224 с.

14. Банин А. А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики / А. А. Банин // Музыкальная фольклористика : Вып. 2. – Москва : Советский композитор, 1978. – С. 117–157.

15. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора / Б. Б. Ефименкова. – Москва : Композитор, 2001. – 256 с.

16. Ефименкова Б. Б. Ритмика русских традиционных песен : Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество» / Б. Б. Ефименкова. – Москва : Изд-во МГИК, 1993. – 154 c.

17. Сыченко Г. Б. Традиционная песенная культура алтайцев : автореферат диссертации кандидата искуствоведения / Г. Б. Сыченко. – Новосибирск, 1998. – 23 с.

18. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада. На материале якутской народной песни / Э. Е. Алексеев. – Москва : Музыка, 1976. – 189 с.

19. Беляев В. М. Якутские народные песни / В. М. Беляев // Советская музыка. – 1937. – № 9. – С. 11–26.

20. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы / А. А. Кузьмина. – Новосибирск : Наука, 2014. – 160 с.

21. Борисов Ю. П. Формы параллелизма в якутском олонхо «Могучий Эр Соготох» В. О. Каратаева и хакасском эпосе «Ай-Хуучин» П. В. Курбижекова / Ю. П. Борисов // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия Эпосоведение. – 2017. – № 4. – С. 56–68. – DOI: 10.25587/SVFU.2017.4.8695.

22. Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа / А. С. Ларионова. – Новосибирск : Наука, 2004. – 324 с.

23. Петров В. Т. Эпическое в эпическом контексте / В. Т. Петров ; [ответственный редактор В. М. Никифоров] // Поэтика эпического повествования : сб. науч. тр. – Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1993. – С. 19–35.

Epic Studies. 2022; : 37-45

Plot of Vilyui olonkho Mighty Er Sogotokh in the context of communication between words and music

Larionova A. S.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.84.55.004

Abstract

   The relevance of the study is due to the fact that interest in the connection between words and music in the Yakut folk song has arisen since the formation of Yakut ethnomusicological science. At the same time, special scholarly works devoted to the ratio of the verbal part and the tune of the song sections of the olonkho, related to the plot of the epic, are also absent. Of interest are the research of comparing the plot of the verbal part of songs in olonkho with the quantivative rhythm of tunes. This determines the relevance of this article. Discussion. In musicology, the connection of word and music is studied in terms of comparing the intonations of music and speech. Research was also carried out in the field of communication between words and music at the phonological level. Comparison of the plot of songs with music was carried out from the point of view of phraseology, but the relationship of the plot with quantivative rhythm is absent due to the fact that the quantivative rhythm of Yakut traditional tunes has not been investigated. It seems that nevertheless, some kind of relationship between the plot and the quantivative rhythm of the chant is present in the song sections of the olonkho.

   The purpose of the article is to investigate the relationship of the plot of the Vasily Karataev’s olonkho Mighty Er Sogotokh in the context of the connection between word and music in the Yakut tradition of the Vilyui region.

   Based on the goal, the following tasks are formed: study the word text preceding the song and its plot in relation to the tune; identify the connection of the music of the song sections with the word in the beginnings and during the transition of singing into speech; consider the relationship of the plot with the quantivative rhythm of the tune the songs of zoomorphic characters.

   The novelty of the study is due to the fact that the plot of the Karataev’s Mighty Er Sogotokh in the context of the connection between word and music in the Yakut tradition of the Vilyui region is being studied for the first time.

   Musical material is the notations by N. N. Nikolaeva of the recordings by Vasily Illarionov 1982 and 1986 years of the Karataev’s olonkho Mighty Er Sogotokh, published in her monograph “Epic olonkho and Yakut opera” (1993) and in the volume “Yakut Heroic Epic Mighty Er Sogotokh” (1996) series “Monuments of Folklore of the Peoples of Siberia and the Far East”. The methodological basis was the research works of M. G. Kondratyev, E. N. Kuzmina, T. V. Popova, A. P. Reshetnikova. The work uses the comparative method. The results of the study are related to the fact that the plot of olonho is associated with the singing of the obligatory preparation of the appearance and end of the song, direct relationships are found in the tinted speech of bundles and endings, and in the beginnings of song sections. The songs of zoomorphic characters belonging to epic characters based on plot motifs are transmitted mainly by seven-syllables and eight-syllables, which are realized in singing by a quantivative trochee, and in the song of the horse initial and cadence by a quantivative iamb. The work carried out found that the Vilyui tradition is dominated by more ancient mobile forms of rhythmic organization.

References

1. Nikolaeva N. N. Epos olonkho i yakutskaya opera / N. N. Nikolaeva. – Yakutsk : YaNTs SO RAN, 1993. – 187 s.

2. Yakutskii geroicheskii epos «Moguchii Er Sogotokh». – Novosibirsk : Nauka, 1996. – 440 s. – (Pamyatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka ; T. 10). (Na yakutskom i rus. yaz.)

3. Kondrat'ev M. G. O ritme chuvashskoi narodnoi pesni. K probleme kvantitativnosti v narodnoi muzyke / M. G. Kondrat'ev. – Moskva : Sovetskii kompozitor, 1990. – 144 s.

4. Kondrat'ev M. G. Traditsionnaya muzyka chuvashei kak yazyk kul'tury / M. G. Kondrat'ev // Chuvashskii gumanitarnyi vestnik. – 2020. – № 15. – S. 144–167.

5. Kuz'mina E. N. Ukazatel' tipicheskikh mest geroicheskogo eposa narodov Sibiri (altaitsev, buryat, tuvintsev, khakasov, shortsev, yakutov) : eksp. izd. / E. N. Kuz'mina – Novosibirsk : Izd-vo SO RAN, 2005. – 1383 s.

6. Popova T. V. Osnovy russkoi narodnoi muzyki / T. V. Popova. – Moskva : Muzyka, 1977. – 224 s.

7. Reshetnikova A. P. Fond syuzhetnykh motivov i muzyka olonkho v etnograficheskom kontekste / A. P. Reshchetnikova. – Yakutsk : Bichik, 2005. – 408 s.

8. Larionova A. S. Mobil'nye parametry struktury teksta v pesnyakh stilya dzhieretii yrya olonkho V. O. Karataeva «Moguchii Er Sogotokh» / A. P. Reshetnikova // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. Seriya Eposovedenie. – 2022. – № 5. – S. 34–42. – DOI: 10.25587/q2298-4531-1771-p.

9. Larionova A. S. Struktura stikha i napeva v yakutskom olonkho «Moguchii Er Sogotokh» V. O. Karataeva (po audiozapisyam polevykh ekspeditsii v Nyurbinskii ulus 1968, 1975, 1982 i 1986 gg.) / A. S. Larionova // Aktual'nye problemy izucheniya dopis'mennoi istorii Severnoi Evrazii : cbornik materialov Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 75-letiyu A. N. Alekseeva (g. Yakutsk, 28–29 oktyabrya 2021 g.). – Yakutsk : IGIiPMNS SO RAN, 2022. – S. 162–167.

10. Gippius E. V. Zamechaniya o belorusskoi narodnoi pesne (sovmestno s Z. V. Eval'd) / E. V. Gippius // Gippius E. V. Izbrannye trudy v kontekste belorusskoi etnomuzykologii / E. V. Gippius. – Minsk : Udmurtgosizdat, 2004. – S. 185–207.

11. Gippius E. V. K izucheniyu poeticheskogo i muzykal'nogo stilya udmurtskoi narodnoi pesni / E. V. Gippius, Z. V. Eval'd // Trudy Udmurtskogo nauchno-issledovatel'skogo in-ta yazyka i literatury : Vyp. 10. – Izhevsk : Udmurtgosizdat, 1941. – S. 61–88.

12. Kvitka K. V. Izbrannye trudy : v 2 t. : T. 1 / K. V. Kvitka. – Moskva : Sovetskii kompozitor, 1971. – 384 s.

13. Rudneva A. V. Russkoe narodnoe muzykal'noe tvorchestvo : Ocherki po teorii fol'klora / A. V. Rudneva – Moskva : Sovetskii kompozitor, 1990. – 224 s.

14. Banin A. A. Ob odnom analiticheskom metode muzykal'noi fol'kloristiki / A. A. Banin // Muzykal'naya fol'kloristika : Vyp. 2. – Moskva : Sovetskii kompozitor, 1978. – S. 117–157.

15. Efimenkova B. B. Ritm v proizvedeniyakh russkogo vokal'nogo fol'klora / B. B. Efimenkova. – Moskva : Kompozitor, 2001. – 256 s.

16. Efimenkova B. B. Ritmika russkikh traditsionnykh pesen : Uchebnoe posobie po kursu «Narodnoe muzykal'noe tvorchestvo» / B. B. Efimenkova. – Moskva : Izd-vo MGIK, 1993. – 154 c.

17. Sychenko G. B. Traditsionnaya pesennaya kul'tura altaitsev : avtoreferat dissertatsii kandidata iskustvovedeniya / G. B. Sychenko. – Novosibirsk, 1998. – 23 s.

18. Alekseev E. E. Problemy formirovaniya lada. Na materiale yakutskoi narodnoi pesni / E. E. Alekseev. – Moskva : Muzyka, 1976. – 189 s.

19. Belyaev V. M. Yakutskie narodnye pesni / V. M. Belyaev // Sovetskaya muzyka. – 1937. – № 9. – S. 11–26.

20. Kuz'mina A. A. Olonkho Vilyuiskogo regiona: bytovanie, syuzhetno-kompozitsionnaya struktura, obrazy / A. A. Kuz'mina. – Novosibirsk : Nauka, 2014. – 160 s.

21. Borisov Yu. P. Formy parallelizma v yakutskom olonkho «Moguchii Er Sogotokh» V. O. Karataeva i khakasskom epose «Ai-Khuuchin» P. V. Kurbizhekova / Yu. P. Borisov // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. Seriya Eposovedenie. – 2017. – № 4. – S. 56–68. – DOI: 10.25587/SVFU.2017.4.8695.

22. Larionova A. S. Verbal'noe i muzykal'noe v yakutskom d'ieretii yrya / A. S. Larionova. – Novosibirsk : Nauka, 2004. – 324 s.

23. Petrov V. T. Epicheskoe v epicheskom kontekste / V. T. Petrov ; [otvetstvennyi redaktor V. M. Nikiforov] // Poetika epicheskogo povestvovaniya : sb. nauch. tr. – Yakutsk : YaNTs SO RAN, 1993. – S. 19–35.