Журналов:     Статей:        

Эпосоведение. 2022; : 16-29

Выдающиеся наставники стиля Эрсары

Эргешева Р. А.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.82.52.002

Аннотация

   Музыкальная культура туркменского народа характеризуется изобилием жанров и исполнительских традиций. Эрсары – одно из крупнейших туркменских племён, проживающее в Лебабском регионе. Стиль пения бахши эрсары отличается своеобразной мягкой и мелодичной подачей голоса, что выделяет их на фоне других локальных школ. Музыкально-поэтическому наследию певцов эрсары посвящен ряд статей местных журналистов, есть опубликованные в газетах и журналах воспоминания старейшин об отдельных выдающихся певцах-бахши и носителях эпической традиции. Вместе с тем, специальных исследований, раскрывающих с научной точки зрения всю панораму бытования школы эрсары (эрсары ёлы), репертуар, тембровую самобытность и другие исполнительские особенности бахши данного направления, до сегодняшнего дня предпринято не было.
   Цели данной статьи – описать видных представителей школы эрсары, соблюдая хронологию их жизнедеятельности, охарактеризовать жанровый репертуар и своеобразие исполнительского стиля данной школы.

   Для достижения поставленной цели использованы исторический и сравнительно-типологический методы исследования. В работе впервые предпринята попытка музыковедческого анализа вопросов, касающихся исполнительского репертуара, жанрового разнообразия и стилевых особенностей бахши эрсары.

   Новизна и актуальность статьи – в том, что она содержит информацию о богатейшем фонде жанров, характерных для данного региона, но пока еще не введенных в научный оборот.

   Представленные сведения об исполнительском стиле эрсары заполнят пробел в описании уникальных направлений школ туркменских бахши. Результатами исследования являются впервые представленная хронологическая информация о наставниках и последователях школы эрсары, характеристика их исполнительских особенностей. Описанные в статье жанровые разновидности бахши эрсары представляют интерес как для музыковедов, так и для народных исполнителей других школ. Отдаленность Лебапского региона от столичного центра Туркменистана повлияла на сохранение исполнителями эрсары самобытных вокальных, инструментальных и эпических жанров. Подобные жанровые разновидности со своими специфическими особенностями были широко распространены и в других исполнительских направлениях, однако большинство из них на сегодняшний день вышли из исполнительской практики.

Список литературы

1. Ахмедова М. Э. Музыкальное искусство туркменского народа / М. Э. Ахмедова // Памятники Туркменистана. – 1973. – № 2/16. – С. 13–15.

2. Курбанова Д. А. Музыкальное наследие туркмен: жанры и форма / Д. А. Курбанова. – Рига : Lambert Academic Publishung RU, 2018. – 160 с.

3. Ahmedow A. S. Dutaryň owazy – halkymyň sazy. – Aşgabat : Türkmenistan, 1983. – 128 s. (На туркменском яз.)

4. Гуллыев Ш. Г. Искусство туркменских бахши / Ш. Г. Гуплыев. – Ашхабад : Ылым, 1985. – 260 с.

5. Джикиев А. Д. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья / А. Д. Джикиев. – Ашхабад : Туркменистан, 1991. – 336 с.

6. Möwlamow A. М. Bagşyçylygyň ärsary ýoly we Kyrkar bagşy // Türkmen Gündogary. – 28. 03. 1998. – S. 2–4. (На туркменском яз.)

7. Möwlamow A. М. Halypalaryň ýoly bilen // Türkmen Gündogary. – 17.11.1996. – S. 3. (На туркменском яз.)

8. Gylyjow A. G. Miras. – Çärjew : Çärjew çaphanasy, 1991. – 62 s. (На туркменском яз.)

9. Atakow Ö. Ärsary ýolunuň ussady // Türkmen Gündogary. – 16. 09. 1994. – S. 2. (На туркменском яз.)

10. Atakow Ö. Halypalar hem şägirtler. – Çärjew : Sakar şäherçesi, 2011. – 25 s. (На туркменском яз.)

11. Atakow Ö. Saz içre söz gezer. – Çärjew : Sakar şäherçesi, 2012. – 15 s. (На туркменском яз.)

12. Басилов В. Н. Культ святых в исламе / В. Н. Басилов. – Москва : Мысль, 1970. – 170 с.

13. Жирмунский В. М. Эпическое творчество народов Средней Азии / В. М. Жирмунский // Народно-героический эпос. – Москва-Ленинград : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1962. – С. 195–241.

14. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса (Ранние формы и архаические памятники) / Е. М. Мелетинский. – Москва : Изд-во восточной литературы, 1963. – 462 с.

15. Сагатов И. Т. Каракалпакский героический эпос / И. Т. Сагатов. – Ташкент : Изд-во АН Уз. ССР, 1962. – 160 с.

16. Каррыев Б. А. Эпические сказания о Героглы у тюркоязычных народов / Б. А. Каррыев. – Москва : Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1968. – 260 с.

17. Kösäýew M. Edebiýat barada söhbet. – Aşgabat : Türkmenistan, 1972. – 240 s. (На туркменском яз.)

18. Mämmetýazow B. «Görogly» eposynyň genezisy hakynda. – Aşgabat : Ylym, 1982. – 120 s. (На туркменском яз.)

19. Успенский В. А. Туркменская музыка / В. А. Успенский, В. М. Беляев. – Алматы : Фонд Сорос-Казахстан, 2003. – 832 c.

20. Abubakirowa N. N. Türkmen halk aýdymlarynyň gözbaşlary. – Aşgabat : Bilim, 1980. – 24 s. (На туркменском яз.)

21. Гуллыев Ш. Г. Туркменская музыка (Наследие) / Ш. Г. Гуллыев. – Алматы : Фонд Сорос-Казахстан, 2003. – 208 с.

22. Жераньска-Коминек С. Туркменский бахши: шаман и / или артист? / С. Жераньска-Каминек // Известия Академии наук Туркменистана. Гуманитарные науки. – 1992. – № 4. – С. 68–75.

23. Nurymow Ý. N. Halypalara hatyra. – Aşgabat : Ylym, 2013. – 88 с. (На туркменском яз.)

24. Gapurow M. Türkmen saz folklory. – Aşgabat : Ylym, 2016. – 208 s. (На туркменском яз.)

25. Исполнительские направления туркменского эпического искусства / составители : М. К. Курбанов, А. Г. Готуров, О. Х. Ходжаназарова. – Ашхабад : TDNG, 2017. – 272 с. (На туркменском, рус. и англ. яз.)

26. Gurbanowa J., Ýakubowa B. Türkmen halk saz döredijiligi. – Aşgabat : TDNG, 2012. – 184 s. (На туркменском яз.)

27. Бердымухамедов Г. М. Бахши – предвестники народного счастья / Г. М. Бердымухамедов. – Ашхабад : TDNG, 2015. – 392 с. (На туркменском, рус. и англ. яз.)

28. Görogly. Türkmen gahrymançylyk eposy / [Giriş makalasy А. Baýmyradowyňky]. – Aşgabat : TDNG, 2009. – 640 с.

Epic Studies. 2022; : 16-29

Outstanding mentors of Ersary’s style

Ergesheva R. A.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.82.52.002

Abstract

   The musical culture of the Turkmen people is characterized by an abundance of genres and performing traditions. Ersary is one of the largest Turkmen tribes living in the Lebab velayat (region). Bakhshy (traditional singers) Ersary’s singing style is distinguished by a peculiar soft and melodic delivery of voice, which distinguishes them from other local schools. A number of articles by local journalists are devoted to the musical and poetic heritage of bakhshy Ersary. There are articles published in newspapers and magazines memoirs of the elders about individual bakhshys and bearers of the epic tradition. At the same time, special studies that reveal from a scientific point of view the entire panorama of the existence of the Ersary school (Ersary Yoly), repertoire, timbre originality and other performing features of the bakhshys of this direction have not been undertaken to date.
   The purpose of this article is to describe the prominent representatives of the Ersary Yoly, observing the chronology of their life, to characterize the genre repertoire and the originality of the performing style of this school.

   To achieve this goal, historical and comparative-typological research methods were used. For the first time, an attempt has been made in the work of a musicological analysis of issues related to the performing repertoire, genre diversity and stylistic features of bakhshy Ersary.

   The novelty and relevance of the article lies in the fact that it contains information about the richest fund of genres that are typical for this region, but have not yet been introduced into scientific circulation.

   The presented information about the performing style of the Ersary will fill the gap in the description of the unique directions of the Turkmen bakhshy schools. The results of the study present the chronological information about the mentors and followers of Ersary Yoly, as well as a description of their performance features. The genre varieties of bakhshy Ersary described in the article are of interest both to musicologists and to folk performers of other schools. The remoteness of the Lebap region from the capital center of Turkmenistan influenced the preservation of original vocal, instrumental and epic genres by Ersary performers. Similar genre varieties, with their specific features, were also widespread in other performing areas, but most of them have now come out of performing practice.

References

1. Akhmedova M. E. Muzykal'noe iskusstvo turkmenskogo naroda / M. E. Akhmedova // Pamyatniki Turkmenistana. – 1973. – № 2/16. – S. 13–15.

2. Kurbanova D. A. Muzykal'noe nasledie turkmen: zhanry i forma / D. A. Kurbanova. – Riga : Lambert Academic Publishung RU, 2018. – 160 s.

3. Ahmedow A. S. Dutaryň owazy – halkymyň sazy. – Aşgabat : Türkmenistan, 1983. – 128 s. (Na turkmenskom yaz.)

4. Gullyev Sh. G. Iskusstvo turkmenskikh bakhshi / Sh. G. Guplyev. – Ashkhabad : Ylym, 1985. – 260 s.

5. Dzhikiev A. D. Ocherki proiskhozhdeniya i formirovaniya turkmenskogo naroda v epokhu srednevekov'ya / A. D. Dzhikiev. – Ashkhabad : Turkmenistan, 1991. – 336 s.

6. Möwlamow A. M. Bagşyçylygyň ärsary ýoly we Kyrkar bagşy // Türkmen Gündogary. – 28. 03. 1998. – S. 2–4. (Na turkmenskom yaz.)

7. Möwlamow A. M. Halypalaryň ýoly bilen // Türkmen Gündogary. – 17.11.1996. – S. 3. (Na turkmenskom yaz.)

8. Gylyjow A. G. Miras. – Çärjew : Çärjew çaphanasy, 1991. – 62 s. (Na turkmenskom yaz.)

9. Atakow Ö. Ärsary ýolunuň ussady // Türkmen Gündogary. – 16. 09. 1994. – S. 2. (Na turkmenskom yaz.)

10. Atakow Ö. Halypalar hem şägirtler. – Çärjew : Sakar şäherçesi, 2011. – 25 s. (Na turkmenskom yaz.)

11. Atakow Ö. Saz içre söz gezer. – Çärjew : Sakar şäherçesi, 2012. – 15 s. (Na turkmenskom yaz.)

12. Basilov V. N. Kul't svyatykh v islame / V. N. Basilov. – Moskva : Mysl', 1970. – 170 s.

13. Zhirmunskii V. M. Epicheskoe tvorchestvo narodov Srednei Azii / V. M. Zhirmunskii // Narodno-geroicheskii epos. – Moskva-Leningrad : Gos. izd-vo khud. lit-ry, 1962. – S. 195–241.

14. Meletinskii E. M. Proiskhozhdenie geroicheskogo eposa (Rannie formy i arkhaicheskie pamyatniki) / E. M. Meletinskii. – Moskva : Izd-vo vostochnoi literatury, 1963. – 462 s.

15. Sagatov I. T. Karakalpakskii geroicheskii epos / I. T. Sagatov. – Tashkent : Izd-vo AN Uz. SSR, 1962. – 160 s.

16. Karryev B. A. Epicheskie skazaniya o Gerogly u tyurkoyazychnykh narodov / B. A. Karryev. – Moskva : Nauka. Gl. red. vost. lit-ry, 1968. – 260 s.

17. Kösäýew M. Edebiýat barada söhbet. – Aşgabat : Türkmenistan, 1972. – 240 s. (Na turkmenskom yaz.)

18. Mämmetýazow B. «Görogly» eposynyň genezisy hakynda. – Aşgabat : Ylym, 1982. – 120 s. (Na turkmenskom yaz.)

19. Uspenskii V. A. Turkmenskaya muzyka / V. A. Uspenskii, V. M. Belyaev. – Almaty : Fond Soros-Kazakhstan, 2003. – 832 c.

20. Abubakirowa N. N. Türkmen halk aýdymlarynyň gözbaşlary. – Aşgabat : Bilim, 1980. – 24 s. (Na turkmenskom yaz.)

21. Gullyev Sh. G. Turkmenskaya muzyka (Nasledie) / Sh. G. Gullyev. – Almaty : Fond Soros-Kazakhstan, 2003. – 208 s.

22. Zheran'ska-Kominek S. Turkmenskii bakhshi: shaman i / ili artist? / S. Zheran'ska-Kaminek // Izvestiya Akademii nauk Turkmenistana. Gumanitarnye nauki. – 1992. – № 4. – S. 68–75.

23. Nurymow Ý. N. Halypalara hatyra. – Aşgabat : Ylym, 2013. – 88 s. (Na turkmenskom yaz.)

24. Gapurow M. Türkmen saz folklory. – Aşgabat : Ylym, 2016. – 208 s. (Na turkmenskom yaz.)

25. Ispolnitel'skie napravleniya turkmenskogo epicheskogo iskusstva / sostaviteli : M. K. Kurbanov, A. G. Goturov, O. Kh. Khodzhanazarova. – Ashkhabad : TDNG, 2017. – 272 s. (Na turkmenskom, rus. i angl. yaz.)

26. Gurbanowa J., Ýakubowa B. Türkmen halk saz döredijiligi. – Aşgabat : TDNG, 2012. – 184 s. (Na turkmenskom yaz.)

27. Berdymukhamedov G. M. Bakhshi – predvestniki narodnogo schast'ya / G. M. Berdymukhamedov. – Ashkhabad : TDNG, 2015. – 392 s. (Na turkmenskom, rus. i angl. yaz.)

28. Görogly. Türkmen gahrymançylyk eposy / [Giriş makalasy A. Baýmyradowyňky]. – Aşgabat : TDNG, 2009. – 640 s.