Эпосоведение. 2021; : 63-70
Образ шаманки в хакасском героическом эпосе (на примере сказаний С. И. Шулбаева)
https://doi.org/10.25587/q2256-5725-7619-mАннотация
В статье впервые рассматривается образ шаманки в героических сказаниях хакасов, тексты алыптыг нымахов, записанные от сказителя С. И. Шулбаева, вводятся в научный оборот.
Целью исследования является определение типа женщин, сведущих во всех трёх мирах, сравнение топосов, встречающихся на пути шаманки в Нижнем мире героического эпоса и в путешествии в «мир мертвых» реального шамана.
Для осуществления поставленной цели исследования использованы описательный, сопоставительный методы. В героическом эпосе хакасов типы женщин, сведущих во всех трех мирах, обладающих магическими свойствами, волшебными предметами, встречаются часто. Сказитель обозначает их словами пiлiгҷi, кöрiгҷi. В алыптыг нымахе есть много женщин, умеющих предсказывать будущее, благословляющих главных героев на подвиги, давая ценные советы. Есть героини сказаний, умеющие исцелять, лечить богатырей, женщин, умеющих перевоплощаться в различных птиц и зверей. Богатырки, имеющие «птичье» одеяние, являются переходными, когда образ зооморфных помощников уходит, вера, связанная с тотемом-предком, потихоньку угасает, на смену приходят образы женщин-помощниц и советниц эпического богатыря.
Новизна исследования состоит в том, что данный тип женщин в эпосе впервые рассматривается на образе шаманки.
Ранее они обозначались как защитницы рода, советчицы богатыря. В древних хакасских сказаниях образ мужчины-шамана встречается редко. Как мы знаем, данный персонаж был введён намного позднее, когда помощь шамана, имеющего девять бубнов, стала необходима. В сказании «Хубан Арыг» вводится образ Толгай-хама, подробно описано камлание шамана с девятью бубнами. Мы считаем, что данный эпизод более поздно привнесен в тело эпоса, тем более традиции жанра это позволяют. В статье также проведён сравнительный анализ образа шамана в этнографической литературе и в эпосе хакасов. Выявлены схожие элементы в описании дороги героя в «мир мертвых», шаманы имеют одинаковые средства передвижения по потустороннему миру, аналогичные хитрые уловки, помогающие перемещаться в ином мире, похожие способы проверки состояния «души» умершего. Следует отметить, что данное исследование может способствовать дальнейшему раскрытию образа шаманки в эпосе и более глубокому рассмотрению этой проблемы.
Список литературы
1. Кастрен М. А. Путешествие в Сибирь (1845–1849) : Т. 2 / М. А. Кастрен. – Тюмень : Ю. Мандрики, 1999. – 352 с.
2. Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен / В. В. Радлов ; перевод Н. Ф. Катанова. – Санкт-Петербург : [б. и.], 1907. – 659 с.
3. Потапов Л. П. К изучению шаманизма у народов Саяно-Алтайского нагорья / Л. П. Потпов ; ответственный редактор Г. Д. Санжеев // Филология и история монгольских народов : сборник статей. – Москва : Изд-во вост. лит-ры, 1958. – С. 314–322.
4. Майногашева В. Е. Образ Хуу-Иней в хакасском героическом эпосе / В. Е. Майногашева редколлегия : В. А. Аврорин [и др.] // Исследования по языку и фольклору : сборник статей : Вып. 1. – Новосибирск : Наука, 1965. – С. 202–222.
5. Унгвицкая М. А. Хакасское народное поэтическое творчество / М. А. Унгвицкая, В. Е. Майногашева. – Абакан : Хакасское отделение Красноярского кн. изд-ва, 1972. – 311 с.
6. Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая / В. Я. Бутанаев. – Абакан : Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2006. – 254 с.
7. Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов / В. А. Бурнаков. – Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2006. – 208 с.
8. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад / В. М. Жирмунский. – Ленинград : Наука, 1979. – 490 с.
9. Сагалаев А. М. Сказитель и шаман в традиционной культуре алтайцев / А. М. Сагалаев // Известия СО АН СССР. Серия : История, филология и философия. – 1985. – № 9. – Вып. 2. – С. 53–56.
10. Хакасско-русский словарь = Хакас-орыс сöстiк. – Новосибирск : Наука, 2006. – 1114 с.
11. Ойунский П. А. Якутская сказка, её сюжет и содержание / П, А. Ойунский. – Якутск : Сайдам, 2013. – 96 с.
12. Хан Орба : Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева / подготовка к изданию А. К. Майтаковой. – Абакан : Хакасское изд-во, 1989. – 208 с. (На хакасском яз.)
13. Данилова А. Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо : автореф. дис. … к. филол. н. / А. Н. Данилова. – Улан-Удэ, 2008. – 21 с.
14. Хубан Арыг. Богатырское сказание, записанное от С. И. Шулбаева / литературная обработка А. К. Майтаковой. – Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1995. – 192 с. (На хакасском яз.)
15. Бурнаков В. А. Путешествие в «мир мертвых»: мистерия хакасского шамана Макара Томозакова / В. А. Бурнаков // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2008. – Вып. 22. – С. 607–616.
16. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Э. Л. Львова [и др.] – Новосибирск : Наука, 1989. – 243 с.
Epic Studies. 2021; : 63-70
Image of a Shamaness in Khakas heroic epic: the case of S. I. Shulbaevʼs tales
https://doi.org/10.25587/q2256-5725-7619-mAbstract
The article for the first time examines the image of a shamaness in the heroic tales of the Khakases, the texts of Alyptyg nymakhs recorded from the narrator S. I. Shulbaev are introduced into the scholarly turnover.
The aim of the study was to determine the type of women versed in all three worlds, to compare the topoi encountered on the way of a shaman in the Under World of the heroic epic and in the journey to the “world of the dead” of a real shaman.
Descriptive and comparative methods were used to achieve the goal of the research. In the Khakas heroic epic, the types of women versed in all three worlds, possessing magical properties and magical objects are common, the narrator denotes them by the words piligchi, kerіgchi. The alyptyg nymakh has many women capable of foretelling the future and blessing the main heroes for feats of arms, giving valuable advice; there are heroines of tales able to heal and treat heroes, women who can transform into various birds and beasts. Bogatyrs dressed as “avian” are transitional, when the image of zoomorphic helpers disappears, the belief connected with the totem ancestor slowly subsides, and images of women assistants and advisers to the epic hero replace them.
The novelty of the research is that this type of women in the epic was considered in the image of a shamaness for the first time. Earlier they were designated as protectresses of a family, advisers of a bogatyr. In ancient Khakas tales, the image of a male shaman is rare.
As we know, this hero was introduced much later, when the help of a shaman with nine tambourines became necessary. In the tale “Khuban Aryg”, the image of Tolgai-khama is introduced, the shaman’s calamation with nine tambourines is described in detail. We believe that this episode was introduced into the body of the epic later, all the more so because the traditions of the genre allow it. The article also provides a comparative analysis of the image of the shaman in ethnographic literature and in the Khakas epic. Similar elements in the description of the hero’s road to the “world of the dead” were revealed, shamans have the same means of travel in the other world, similar tricks to help travel to the other world, similar ways of checking the state of the “soul” of the deceased. It should be noted that this study can contribut
References
1. Kastren M. A. Puteshestvie v Sibir' (1845–1849) : T. 2 / M. A. Kastren. – Tyumen' : Yu. Mandriki, 1999. – 352 s.
2. Radlov V. V. Obraztsy narodnoi literatury tyurkskikh plemen / V. V. Radlov ; perevod N. F. Katanova. – Sankt-Peterburg : [b. i.], 1907. – 659 s.
3. Potapov L. P. K izucheniyu shamanizma u narodov Sayano-Altaiskogo nagor'ya / L. P. Potpov ; otvetstvennyi redaktor G. D. Sanzheev // Filologiya i istoriya mongol'skikh narodov : sbornik statei. – Moskva : Izd-vo vost. lit-ry, 1958. – S. 314–322.
4. Mainogasheva V. E. Obraz Khuu-Inei v khakasskom geroicheskom epose / V. E. Mainogasheva redkollegiya : V. A. Avrorin [i dr.] // Issledovaniya po yazyku i fol'kloru : sbornik statei : Vyp. 1. – Novosibirsk : Nauka, 1965. – S. 202–222.
5. Ungvitskaya M. A. Khakasskoe narodnoe poeticheskoe tvorchestvo / M. A. Ungvitskaya, V. E. Mainogasheva. – Abakan : Khakasskoe otdelenie Krasnoyarskogo kn. izd-va, 1972. – 311 s.
6. Butanaev V. Ya. Traditsionnyi shamanizm Khongoraya / V. Ya. Butanaev. – Abakan : Izd-vo Khakasskogo gos. un-ta im. N. F. Katanova, 2006. – 254 s.
7. Burnakov V. A. Dukhi Srednego mira v traditsionnom mirovozzrenii khakasov / V. A. Burnakov. – Novosibirsk : Izd-vo Instituta arkheologii i etnografii SO RAN, 2006. – 208 s.
8. Zhirmunskii V. M. Sravnitel'noe literaturovedenie. Vostok i Zapad / V. M. Zhirmunskii. – Leningrad : Nauka, 1979. – 490 s.
9. Sagalaev A. M. Skazitel' i shaman v traditsionnoi kul'ture altaitsev / A. M. Sagalaev // Izvestiya SO AN SSSR. Seriya : Istoriya, filologiya i filosofiya. – 1985. – № 9. – Vyp. 2. – S. 53–56.
10. Khakassko-russkii slovar' = Khakas-orys söstik. – Novosibirsk : Nauka, 2006. – 1114 s.
11. Oiunskii P. A. Yakutskaya skazka, ee syuzhet i soderzhanie / P, A. Oiunskii. – Yakutsk : Saidam, 2013. – 96 s.
12. Khan Orba : Bogatyrskoe skazanie, zapisannoe ot S. I. Shulbaeva / podgotovka k izdaniyu A. K. Maitakovoi. – Abakan : Khakasskoe izd-vo, 1989. – 208 s. (Na khakasskom yaz.)
13. Danilova A. N. Obraz zhenshchiny-bogatyrki v yakutskom olonkho : avtoref. dis. … k. filol. n. / A. N. Danilova. – Ulan-Ude, 2008. – 21 s.
14. Khuban Aryg. Bogatyrskoe skazanie, zapisannoe ot S. I. Shulbaeva / literaturnaya obrabotka A. K. Maitakovoi. – Abakan : Khakasskoe kn. izd-vo, 1995. – 192 s. (Na khakasskom yaz.)
15. Burnakov V. A. Puteshestvie v «mir mertvykh»: misteriya khakasskogo shamana Makara Tomozakova / V. A. Burnakov // Problemy istorii, filologii, kul'tury. – 2008. – Vyp. 22. – S. 607–616.
16. Traditsionnoe mirovozzrenie tyurkov Yuzhnoi Sibiri. Chelovek. Obshchestvo / E. L. L'vova [i dr.] – Novosibirsk : Nauka, 1989. – 243 s.
События
-
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Islamology» >>>
26 мая 2025 | 13:52 -
Журнал «Сибнейро» теперь на Elpub >>>
16 мая 2025 | 11:08