Журналов:     Статей:        

Эпосоведение. 2023; : 105-112

Отражение традиционных игр в тувинских сказках и эпических сказаниях

Донгак А. С., Баярсайхан Б.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.18.61.010

Аннотация

Игровая культура тувинцев будучи частью традиционной культуры, формируется под влиянием окружающей среды – историко-культурной, социально-экономической и природно-климатических условий, в которых народ проживал и проживает по настоящее время и имеет свои неповторимые этнокультурные черты. В то же время многие тувинские игры обладают и общетипологическими чертами, схожими с играми соседних народов – монгольских (особенно западно-монгольских) и саяно-алтайских народов, с которыми тувинцы контактировали и генетически, и культурно в течение длительного исторического времени. Наряду с другими распространенными в игровой культуре тувинцев играми, такими как шахматы (шыдыраа), игральные кости (даалы), разные интеллектуальные-считалки и скороговорки и т. д., тувинская игра «три игрища мужей» представляет собой непреходящее культурное наследие для кочевых народов. Поэтому актуальность изучения, сохранения и дальнейшая популяризация национальных игр, равно и других этнокультурных ценностей как родной язык, обычаи и обряды, фольклор, музыкальная культура, очевидна и продиктована глобальными вызовами современного мира (технико-технологическая революция, нивелирование и утрата духовной и материальной культуры и т. п.). Авторы в данной статье ставили своей целью установить древний генезис не только «трех игрищ мужей», но и других тувинских игр (шахматы, игральные кости и т. п.), опираясь на фольклорные источники. Материалом исследования выбраны тексты наиболее популярных эпических сказаний тувинцев – «Боктуг-Кириш, Бора-Шэлей» и «Боралдай с конем Бора-Шокар». Использованы общенаучные, описательные, сравнительно-типологические методы исследования, а также метод сплошной выборки. В результате проведенного исследования установлено, что шахматы (шыдыраа), игральные кости (даалы), наряду со стрельбой из лука, борцовскими поединками и конными скачками были известны тувинцам с древнейших времен, о чем ярко свидетельствуют тексты эпических сказаний. Выявлено также, что в древности проводились и соревнования по бегу.

В перспективе фольклорные источники могут послужить источником изучения и других ценных явлений национальной культуры.

Список литературы

1. Самбу И. У. Тувинские народные игры. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1978. – 136 с.

2. Самбу И. У. Тыва оюннар. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1968. – 130 с. (На тувинском яз.)

3. Каррутерс Д. Неведомая Монголия. Т. I. – Петроград : Переселен. упр. ГУЗ и З., 1914. – 26 с.

4. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1973. – 75 с.

5. Дьяконова В. П. Цам у тувинцев // Сборник МАЭ, т. XXVII. – Ленинград : Наука, 1971. – С. 113–129.

6. Вайнштейн С. И. Этнографическая экспедиция Тувинского музея в Юго-Восточную Туву // Советская этнография. – 1954. – № 2. – С. 123–125.

7. Хомушку А. В., Монгуш А. М. Образы соперников богатырей в борцовских поединках «хүреш» (на примере тувинских героических сказаний) // Народы Алтая в социокультурном пространстве России на рубеже эпох : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня образования Республики Алтай и 265-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства (Горно-Алтайск, 15–16 июля 2021 г.) / редколлегия : Н. В. Екеев и др. – ГорноАлтайск : Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова, 2021. – С. 535–541.

8. Нямдорж Р. Совершенствование системы организации соревнований по монгольской борьбе на основе инновационных подходов : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Улан-Удэ : Бурятский госуниверситет, 2015. – 166 с.

9. Аранчын Ю. Л. Тыва улустун маадырлыг оруу (Героический путь тувинского народа). – Кызыл : Журналист, 2011. – 208 с. (На тувинском яз.)

10. Даржа В. К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. – Кызыл : Правник, 2016. – 255 с.

11. Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. – Москва : Индрик, 2019. – 590 с.

12. Тувинские героические сказания / составитель С. М. Орус-оол. – Новосибирск : Наука, 1997. – 584 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 12). (На тувинском и рус. яз.)

13. Бокту-Кириш, Бора-Шээлэй // Алдай-Буучу / составитель С. М. Орус-оол. – Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1993. – С. 127–217. (На тувинском яз.)

14. Донгак У. А. Жанровые разновидности песен цэнгэльских тувинцев // Цэнгэльские тувинцы. Фольклор и литература / ответственный редактор У. А. Донгак. – Новосибирск : Наука, 2020. – 152 с.

Epic Studies. 2023; : 105-112

Reflection of traditional games in Tuvan fairy tales and epic tales

Dongak A. S., Bayarsaikhan B.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.18.61.010

Abstract

Tuvan game culture being a part of traditional culture is formed under the influence of the environment – historical, cultural, social and economic, natural-climatic conditions in which the people have lived and still live today and has its own unique ethno-cultural features. At the same time, many Tuvan games have general typological features similar to the games of neighboring peoples – Mongolian (especially Western Mongolian) and Sayan-Altaic peoples, with whom Tuvans have been in contact both genetically and culturally for a long historical time.

Along with other games widespread in Tuvan game culture, such as chess (shydiraa), dice (daaly), various intellectual counting and quick-talking games, etc., the Tuvan game “three men’s games” represents an enduring cultural heritage for nomadic peoples. Therefore, the relevance of studying, preserving and further popularizing national games, as well as other ethno-cultural values such as the native language, customs and rites, folklore, musical culture, is obvious and dictated by global challenges of the modern world (technical and technological revolution, leveling and loss of spiritual and material culture, etc.). The authors in this article aimed to establish the ancient genesis not only of the “three men’s games” but also of other Tuvan games (chess, dice, etc.) relying on folklore sources. The texts of the most popular Tuvan epic tales Boktug-Kirish, Bora-Shelei and Boraldai with the horse Bora-Shokar were chosen as the research material. General scientific, descriptive, comparative and typological methods of research as well as the method of continuous sampling were used. The conducted research established that chess (shydiraa), dice (daaly), archery, wrestling and horse races were known to Tuvans since ancient times, which is shown by the texts of epic legends. It is also revealed that in ancient times running competitions were also held. In the future, folklore sources may serve as a source for studying other valuable phenomena of the national culture.

References

1. Sambu I. U. Tuvinskie narodnye igry. – Kyzyl : Tuvinskoe kn. izd-vo, 1978. – 136 s.

2. Sambu I. U. Tyva oyunnar. – Kyzyl : Tuvinskoe kn. izd-vo, 1968. – 130 s. (Na tuvinskom yaz.)

3. Karruters D. Nevedomaya Mongoliya. T. I. – Petrograd : Pereselen. upr. GUZ i Z., 1914. – 26 s.

4. Kurbatskii G. N. Tuvinskie prazdniki. – Kyzyl : Tuvinskoe kn. izd-vo, 1973. – 75 s.

5. D'yakonova V. P. Tsam u tuvintsev // Sbornik MAE, t. XXVII. – Leningrad : Nauka, 1971. – S. 113–129.

6. Vainshtein S. I. Etnograficheskaya ekspeditsiya Tuvinskogo muzeya v Yugo-Vostochnuyu Tuvu // Sovetskaya etnografiya. – 1954. – № 2. – S. 123–125.

7. Khomushku A. V., Mongush A. M. Obrazy sopernikov bogatyrei v bortsovskikh poedinkakh «khүresh» (na primere tuvinskikh geroicheskikh skazanii) // Narody Altaya v sotsiokul'turnom prostranstve Rossii na rubezhe epokh : sbornik statei Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 30-letiyu so dnya obrazovaniya Respubliki Altai i 265-letiyu dobrovol'nogo vkhozhdeniya altaiskogo naroda v sostav Rossiiskogo gosudarstva (Gorno-Altaisk, 15–16 iyulya 2021 g.) / redkollegiya : N. V. Ekeev i dr. – GornoAltaisk : Nauchno-issledovatel'skii institut altaistiki im. S. S. Surazakova, 2021. – S. 535–541.

8. Nyamdorzh R. Sovershenstvovanie sistemy organizatsii sorevnovanii po mongol'skoi bor'be na osnove innovatsionnykh podkhodov : dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. – Ulan-Ude : Buryatskii gosuniversitet, 2015. – 166 s.

9. Aranchyn Yu. L. Tyva ulustun maadyrlyg oruu (Geroicheskii put' tuvinskogo naroda). – Kyzyl : Zhurnalist, 2011. – 208 s. (Na tuvinskom yaz.)

10. Darzha V. K. Tainy mirovozzreniya tuvintsev-nomadov. – Kyzyl : Pravnik, 2016. – 255 s.

11. Neklyudov S. Yu. Fol'klornyi landshaft Mongolii. Epos knizhnyi i ustnyi. – Moskva : Indrik, 2019. – 590 s.

12. Tuvinskie geroicheskie skazaniya / sostavitel' S. M. Orus-ool. – Novosibirsk : Nauka, 1997. – 584 s. – (Pamyatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka ; T. 12). (Na tuvinskom i rus. yaz.)

13. Boktu-Kirish, Bora-Sheelei // Aldai-Buuchu / sostavitel' S. M. Orus-ool. – Kyzyl : Tuvinskoe kn. izd-vo, 1993. – S. 127–217. (Na tuvinskom yaz.)

14. Dongak U. A. Zhanrovye raznovidnosti pesen tsengel'skikh tuvintsev // Tsengel'skie tuvintsy. Fol'klor i literatura / otvetstvennyi redaktor U. A. Dongak. – Novosibirsk : Nauka, 2020. – 152 s.