Журналов:     Статей:        

Эпосоведение. 2023; : 84-94

Мотивировка выезда богатыря из дома в олонхо вилюйской эпической традиции

Кузьмина А. А.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.84.38.008

Аннотация

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью системного исследования внутренней структуры якутского героического эпоса, в частности типического места, связанного с мотивировкой выезда богатыря из дома и занимающего важное место в сюжете. Новизна исследования состоит в том, что впервые изучаются особенности и виды типического места «Мотивировка выезда богатыря из дома» в олонхо Вилюйского региона. Цель работы – выявление и изучение видов мотивировки выезда богатыря из дома в героическом эпосе вилюйчан. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: выявление видов мотивировки выезда богатыря из дома в вилюйской эпической традиции; системный анализ данного типического места в тексте олонхо С. Н. Каратаева «Богатырь Тонг Саар». В качестве методов исследования используются метод сплошной выборки, структурный анализ при определении типических мест олонхо, сравнительно-сопоставительный метод, системный анализ поэтики – для выявления специфики мотивировки выезда богатыря из дома в вилюйской эпической традиции. Выявлено, что мотивировка выезда богатыря из дома одновременно является и типическим местом, и сюжетным мотивом, и сюжетным элементом (завязкой сюжета), т. е. важным компонентом сюжетно-повествовательной структуры эпоса. Причина богатырского похода служит определяющим моментом при разграничении сюжетнотематических типов олонхо. Установлены следующие поводы для богатырского похода: героическое сватовство; защита племени людей от агрессивных действий чудовищ-абаасы; защита чести от оскорбления богатырей абаасы; желание самого богатыря мериться силами с другими богатырями. Определено, что по мере трансформации сюжета олонхо Вилюйского региона мотивировками выезда богатыря из дома могли стать вредительство родственников богатыря и поиск чудесной страны с целью перерождения. В одном тексте олонхо могли быть несколько причин для богатырского похода. Анализ эпического текста показал, что типическое место «Мотивировка выезда богатыря (богатырки) из дома» представляет сочетание разнообразных вариаций эпических формул, нестереотипных выражений, опорных слов, использующих для поэтичности приемы аллитерации, синтаксического параллелизма и др. Перспектива данного исследования видится в дальнейшем изучении типических мест олонхо Вилюйского региона с привлечением более широкого сопоставительного материала.

Список литературы

1. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов) : экспериментальное издание. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.

2. Ухов П. Д. Атрибуция русских былин. – Москва : Наука, 1970. – 809 с.

3. Каратаев С. Н. Тоҥ Саар бухатыыр : олоҥхо. – Якутск : Бичик, 2004. – 237 с. (На якутском яз.)

4. Александров Н. С. – Ынта Никиитэ. Көр Буурай бухатыыр : [олоҥхо]. – Якутск : Сайдыс, 2000. – 192 с. (На якутском яз.)

5. Алексеев Б. А. – Олоҥхоһут Барыыс. Эрбэхтэй Мэргэн : олоҥхо. – Якутск : Бичик, 2017. – 152 с. (На якутском яз.)

6. Дуяков Г. В. Кыыс Дьуурайа бухатыыр : олоҥхо. – Якутск : Бичик, 2011. – 288 с. (На якутском яз.)

7. Илларионов В. В. Олоҥхоһут А. С. Васильев олоҕо уонна айар үлэтэ. – Якутск : Изд-во ДНиСПО МО РС (Я), 2000. – 120 с. (На якутском яз.)

8. Тагров Н. Г. Омуннаах-төлөннөөх Уол Эр Соҕотох = Неистовый Эр Соготох : [олонхо]. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. – 368 с. (На якутском и рус. яз.)

9. Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». – Новосибирск : Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. – 440 с. –(Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). (На якутском и рус. яз.)

10. Кузьмина Е. Н. Отражение архетипических моделей в «loci communes» героических сказаний народов Сибири // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 2. – С. 18–26.

11. Чистобаева Н. С. Своеобразие типических мест героического эпоса хакасов (на примере мотивировки выезда богатыря из дома) // Гуманитарные науки в Сибири. – 2006. – № 4. – С. 60–63.

12. Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. – Якутск : Кн. изд-во, 1982. – 128 с.

13. Илларионова Т. В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»: сравнительный анализ разновременных записей. – Новосибирск : Наука, 2008. – 96 с.

14. Семенова Л. Н. Семантика эпического пространства и её роль в сюжетообразовании (на материале якутского эпоса олонхо) : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. – Москва, 2000. – 160 с.

15. Покатилова Н. В. Эпос олонхо в исследованиях Н. В. Емельянова: от систематизации к закономерностям эпического сюжетосложения // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2021. – № 2 (35). – С. 65–76.

16. Павлова Н. В. Особенности формул чудесного роста героя в якутской сказке и олонхо в сравнительном аспекте с тюрко-монгольским эпосом // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2022. – № 4 (41). – С. 110–121.

17. Данилова А. Н. Особенности мотива чудесного рождения героя в современных текстах, созданных на основе олонхо // Северо-восточный гуманитарный вестник. – 2020. – № 1 (30). – С. 117–123.

18. Оросина Н. А. Олонхо о богатырях Нюргунах – защитниках племени // Сохранение и популяризация нематериального этнокультурного наследия: традиции и современность : сборник материалов Международного научного симпозиума (Якутск, 20–22 июня 2022 г.) / [ответственный редактор Р. Н. Анисимов]. – Якутск : Дани-Алмас, 2022. – С. 215–218.

19. Оросина Н. А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Махачкала, 2015. – 25 с.

20. Павлова О. К. Поэтические средства в текстах олонхо северо-восточной традиции якутов: ступенчатые сравнения // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 6 (79). – С. 600–602. –DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10258

21. Борисов Ю. П. Эпические формулы северной, центральной и вилюйской региональных традиций якутского олонхо: сравнительный аспект // Научный диалог. – 2019. – № 12. – С. 120–137. –DOI: 10.24224/2227-1295-2019-12-120-137

22. Борисов Ю. П. Ритмико-синтаксический параллелизм в якутском олонхо и тюрко-монгольских эпосах: сравнительный аспект : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Якутск, 2017. – 195 с.

23. Львова С. Д. Состав объектов сравнений в олонхо (на материале текста олонхо «Уол Дуолан») // Эпосоведение. – 2022. – № 2 (26). – С. 17–27. – DOI: 10.25587/z2347-0267-7345-k

24. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск : Наука, 2014. – 160 с.

25. Васильева А. П. Репрезентация образа коня/лошади в традиционной культуре якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета. – 2013. – Т. 10. – № 5. – С. 141–146.

26. Пропп В. Я. Морфология сказки. – Ленинград : Academia, 1928. – 152 с.

27. Большой толковый словарь якутского языка = Саха тылын быһаарыылаах улахан тылдьыта : в 15 томах. Т. VI: (Буквы Л, М, Н) / под редакцией П. А. Слепцова. – Новосибирск : Наука, 2009. – 519 с. (На якутском и рус. яз.)

Epic Studies. 2023; : 84-94

Motivation of the bogatyr’s departure from home in the olonkho of Vilyui epic tradition

Kuzmina A. A.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.84.38.008

Abstract

. The relevance of the topic is due to the need for a systematic study of the internal structure of the Yakut heroic epic, in particular the typical place associated with the motivation of a bogatyr leaving home and which occupies an important place in the plot. The novelty of the research lies in the fact that for the first time the features and types of a typical place “Motivation of a bogatyr leaving home” in the olonkho of the Vilyui region are studied. The aim of the work is to identify and study types of motivation of a bogatyr’s departure from home in the heroic epic of the Vilyui region. In order to achieve the aim, the following tasks were set: to identify types of motivation of a bogatyr’s departure from home in the Vilyui epic tradition; to systematically analyze this typical place in the text of the olonkho Bogatyr Tong Saar by epicteller Semen Karataev. The methods of research are: the method of sampling, structural analysis in determining the typical places of the olonkho, comparative and comparative method, system analysis of poetics – to identify the specificity of motivation of the departure of a bogatyr from the house in Vilyui epic tradition. It is revealed that the motivation of a bogatyr’s departure from his home is simultaneously a typical place, a plot motif and a plot element (plot beginning), i. e. an important component of the narrative and story structure of an epic. The reason of a bogatyr campaign serves as a defining moment when distinguishing the plot and thematic types of the olonkho. The following reasons for the bogatyr campaign were established: heroic matchmaking; protection of the tribe from aggressive actions of abaasy demons; protection of honour from insult of abaasy demons; desire of the bogatyr to compete with other bogatyrs. It is defined that as the plot of the Vilyui region olonkho transformed, the motifs for a bogatyr to leave home could be the sabotage of the bogatyr’s relatives and search for a magic land in order to be reborn. There could be several reasons for a bogatyr’s march in one text of the olonkho. The analysis of the epic text showed that the typical place “Motivation for the departure of a bogatyr (or woman-warrior) from home” is a combination of various variations of epic formulas, non-stereotypical expressions, reference words using alliteration, syntactic parallelism, etc., for poetic effect. The prospect of this study is seen in the further study of typical places of the olonkho of the Vilyui region with the involvement of a wider comparative data.

References

1. Kuz'mina E. N. Ukazatel' tipicheskikh mest geroicheskogo eposa narodov Sibiri (altaitsev, buryat, tuvintsev, khakasov, shortsev, yakutov) : eksperimental'noe izdanie. – Novosibirsk : Izd-vo SO RAN, 2005. – 1383 s.

2. Ukhov P. D. Atributsiya russkikh bylin. – Moskva : Nauka, 1970. – 809 s.

3. Karataev S. N. Toҥ Saar bukhatyyr : oloҥkho. – Yakutsk : Bichik, 2004. – 237 s. (Na yakutskom yaz.)

4. Aleksandrov N. S. – Ynta Nikiite. Kөr Buurai bukhatyyr : [oloҥkho]. – Yakutsk : Saidys, 2000. – 192 s. (Na yakutskom yaz.)

5. Alekseev B. A. – Oloҥkhoһut Baryys. Erbekhtei Mergen : oloҥkho. – Yakutsk : Bichik, 2017. – 152 s. (Na yakutskom yaz.)

6. Duyakov G. V. Kyys D'uuraia bukhatyyr : oloҥkho. – Yakutsk : Bichik, 2011. – 288 s. (Na yakutskom yaz.)

7. Illarionov V. V. Oloҥkhoһut A. S. Vasil'ev oloҕo uonna aiar үlete. – Yakutsk : Izd-vo DNiSPO MO RS (Ya), 2000. – 120 s. (Na yakutskom yaz.)

8. Tagrov N. G. Omunnaakh-tөlөnnөөkh Uol Er Soҕotokh = Neistovyi Er Sogotokh : [olonkho]. – Yakutsk : Izdatel'skii dom SVFU, 2012. – 368 s. (Na yakutskom i rus. yaz.)

9. Yakutskii geroicheskii epos. «Moguchii Er Sogotokh». – Novosibirsk : Nauka. Sibirskaya izdatel'skaya firma RAN, 1996. – 440 s. –(Pamyatniki fol'klora narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka). (Na yakutskom i rus. yaz.)

10. Kuz'mina E. N. Otrazhenie arkhetipicheskikh modelei v «loci communes» geroicheskikh skazanii narodov Sibiri // Sibirskii filologicheskii zhurnal. – 2019. – № 2. – S. 18–26.

11. Chistobaeva N. S. Svoeobrazie tipicheskikh mest geroicheskogo eposa khakasov (na primere motivirovki vyezda bogatyrya iz doma) // Gumanitarnye nauki v Sibiri. – 2006. – № 4. – S. 60–63.

12. Illarionov V. V. Iskusstvo yakutskikh olonkhosutov. – Yakutsk : Kn. izd-vo, 1982. – 128 s.

13. Illarionova T. V. Tekstologiya olonkho «Moguchii Er Sogotokh»: sravnitel'nyi analiz raznovremennykh zapisei. – Novosibirsk : Nauka, 2008. – 96 s.

14. Semenova L. N. Semantika epicheskogo prostranstva i ee rol' v syuzhetoobrazovanii (na materiale yakutskogo eposa olonkho) : dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata kul'turologii. – Moskva, 2000. – 160 s.

15. Pokatilova N. V. Epos olonkho v issledovaniyakh N. V. Emel'yanova: ot sistematizatsii k zakonomernostyam epicheskogo syuzhetoslozheniya // Severo-vostochnyi gumanitarnyi vestnik. – 2021. – № 2 (35). – S. 65–76.

16. Pavlova N. V. Osobennosti formul chudesnogo rosta geroya v yakutskoi skazke i olonkho v sravnitel'nom aspekte s tyurko-mongol'skim eposom // Severo-vostochnyi gumanitarnyi vestnik. – 2022. – № 4 (41). – S. 110–121.

17. Danilova A. N. Osobennosti motiva chudesnogo rozhdeniya geroya v sovremennykh tekstakh, sozdannykh na osnove olonkho // Severo-vostochnyi gumanitarnyi vestnik. – 2020. – № 1 (30). – S. 117–123.

18. Orosina N. A. Olonkho o bogatyryakh Nyurgunakh – zashchitnikakh plemeni // Sokhranenie i populyarizatsiya nematerial'nogo etnokul'turnogo naslediya: traditsii i sovremennost' : sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma (Yakutsk, 20–22 iyunya 2022 g.) / [otvetstvennyi redaktor R. N. Anisimov]. – Yakutsk : Dani-Almas, 2022. – S. 215–218.

19. Orosina N. A. Tattinskaya lokal'naya traditsiya yakutskogo eposa olonkho: formy bytovaniya, osnovnye obrazy i motivy : avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filologicheskikh nauk. – Makhachkala, 2015. – 25 s.

20. Pavlova O. K. Poeticheskie sredstva v tekstakh olonkho severo-vostochnoi traditsii yakutov: stupenchatye sravneniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. – 2019. – № 6 (79). – S. 600–602. –DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10258

21. Borisov Yu. P. Epicheskie formuly severnoi, tsentral'noi i vilyuiskoi regional'nykh traditsii yakutskogo olonkho: sravnitel'nyi aspekt // Nauchnyi dialog. – 2019. – № 12. – S. 120–137. –DOI: 10.24224/2227-1295-2019-12-120-137

22. Borisov Yu. P. Ritmiko-sintaksicheskii parallelizm v yakutskom olonkho i tyurko-mongol'skikh eposakh: sravnitel'nyi aspekt : dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filologicheskikh nauk. – Yakutsk, 2017. – 195 s.

23. L'vova S. D. Sostav ob\"ektov sravnenii v olonkho (na materiale teksta olonkho «Uol Duolan») // Eposovedenie. – 2022. – № 2 (26). – S. 17–27. – DOI: 10.25587/z2347-0267-7345-k

24. Kuz'mina A. A. Olonkho Vilyuiskogo regiona: bytovanie, syuzhetno-kompozitsionnaya struktura, obrazy. – Novosibirsk : Nauka, 2014. – 160 s.

25. Vasil'eva A. P. Reprezentatsiya obraza konya/loshadi v traditsionnoi kul'ture yakutov // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta. – 2013. – T. 10. – № 5. – S. 141–146.

26. Propp V. Ya. Morfologiya skazki. – Leningrad : Academia, 1928. – 152 s.

27. Bol'shoi tolkovyi slovar' yakutskogo yazyka = Sakha tylyn byһaaryylaakh ulakhan tyld'yta : v 15 tomakh. T. VI: (Bukvy L, M, N) / pod redaktsiei P. A. Sleptsova. – Novosibirsk : Nauka, 2009. – 519 s. (Na yakutskom i rus. yaz.)