Журналов:     Статей:        

Эпосоведение. 2023; : 14-22

Способы концентрации внимания в адыгских историко-героических песнях

Гутов А. М.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.98.29.002

Аннотация

Цель работы – установление совокупности приемов, используемых певцом для привлечения и надежного удержания внимания в течение всего времени исполнения героико-эпического произведения, а также для успешной трансмиссии устного текста. Привлечение внимания слушателя и активное воздействие на него – одно из непременных условий полнокровного функционирования фольклорного произведения, в особенности такого сложного как эпическая песня, в которой объединены вокальное сольное, хоровое, инструментальное, иногда и драматургическое искусство. В адыгской эпической традиции немаловажно учитывать также сопровождение песни обязательным компонентом в виде прозаического сказания, одна из важных функций которого – внести по мере надобности своего рода комментарии к песенному тексту. В научной фольклористической литературе, по сути, нет специальных трудов, посвященных импрессивной функции исполнения устно-поэтического произведения. Ей уделяется внимание чаще всего не специально, а в связи с изучением особенностей исполнительского мастерства сказителя, певца, сказочника (А. Лорд, И. В. Пухов, В. В. Илларионов). Основной метод нашего исследования – историко-сравнительный, который подчиняет себе некоторые приемы компаративистики, структурального анализа и статистических изысканий. В совокупности общие и частные способы исследования не выходят за пределы ставшего традиционным системно-аналитического метода. Отмечается особая роль в концентрации внимания традиционной формы исполнения – соло певца в сопровождении хоровой партии, которую составляют все присутствующие, вовлекаемые тем самым в коллективное творчество. Еще одной особенностью является обычай произвольно передавать своего рода эстафету исполнения любому из присутствующих. Данное обстоятельство требует от каждого участника не только внимательности, но и достаточного мастерства и знания текста исполняемого произведения, чтобы не ударить лицом в грязь, т. к. отказаться от предложенной роли он не может по этическим соображениям – чтобы не прослыть невеждой. Также рассматриваются и другие приемы воздействия на аудиторию, в том числе композиционные, лексико-грамматические, фонетические. Из разряда эвфонических обращается внимание на способ стиховой организации «подхват» или анадиплосис, по мнению исследователей призванный обеспечить легкость усвоения текста, что важно для полнокровного функционирования героико-эпического цикла в целом.

Список литературы

1. Пономарев А. А. Психология творчества. – Москва : Наука, 1976. – 304 с.

2. Lord A. The Singer of tales. Second edition. – London : Harvard edition press, 2000. – 312 p. (На анг. яз.)

3. Пухов И. В. Исполнение олонхо // Доклады на II научной сессии. – Вып. I. – Якутск : Якутское гос. изд-во, 1951. – С. 133–164.

4. Илларионов В. В. Эпическое наследие народа саха. – Новосибирск : Наука, 2016. – 344 с.

5. Налоев З. М. Институт джегуако. – Нальчик : Тетраграф, 2011. – 408 с.

6. Хан-Гирей Султан. Записки о Черкесии. – Нальчик : Эльбрус, 1978. – 335 с.

7. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. – Т. III. – Ч. 1. – Москва : Советский композитор, 1986. – 264 с. (На адыгейском, кабардино-черкесском и рус. яз.)

8. Адыгэ пшыналъэ (Адыгские народные песни) / составитель З. П. Кардангушев. – Налшык : Эльбрус, 1992. – 224 с. (На кабардино-черкесском и рус. яз.)

9. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. – Т. III. – Ч. 2. – Москва : Советский композитор, 1990. – 488 с. (На адыгейском, кабардино-черкесском и рус. яз.)

10. Адыгские песни времен Кавказской войны. – Нальчик : Печатный двор, 2014. – 656 с. (На адыгейском, кабардино-черкесском и рус. яз.)

11. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. – Т. IV. – Ч. 1–2. – Нальчик : КБИГИ, 2017. – 530 с. (На адыгейском, кабардино-черкесском и рус. яз.)

Epic Studies. 2023; : 14-22

Methods of concentration of attention in Adyghe historical and heroic song

Gutov A. M.

https://doi.org/10.25587/SVFU.2023.98.29.002

Abstract

The purpose of work is to establish the techniques used by the singer to attract and reliably retain attention during the performance of a heroic-epic work, as well as for the successful transmission of the spoken text. Attracting the listener’s attention and actively influencing it is one of the essential conditions of a fullblooded functioning of a folklore work, especially such a complex epic song, which unites vocal solo, choral, instrumental, and sometimes dramaturgical art. Another essential element of the Adyghe tradition is a prosaic narration, a compulsory part of the song, with one important function to comment on the text as necessary. In the scholarly folklore literature, there are no special works devoted to the expressive function of the performance of an oral-poetic work. Most often it is addressed not specifically, but in the context of studying the features of the performing skills of a narrator, singer, storyteller (Albert Lord, Innokenty Pukhov, Vasily Illarionov). The main method of our study is historical and comparative, which subordinates some of the techniques of comparativism, structural analysis and statistical research. Together, the general and individual methods of research do not go beyond the traditional systematic-analytical method. A special role in the concentration is played by the traditional form of performance – a solo singer accompanied by a choral part, which is composed by all present, thus involving them in the collective work. A further characteristic is the custom of passing on a kind of baton to any one of those present. This requires not only attentiveness from each participant, but also sufficient skill and knowledge of the text of the work in question so as not to slip into the mud, since one cannot ethically refuse the offered role lest one should be branded as an ignoramus. Other techniques of influencing the audience are also considered, including compositional, lexical-grammatical and phonetic ones. Among the euphonic ones, attention is paid to the way of poetic organization – anadiplosis, which, according to the researchers, is intended to ensure the ease of text absorption, which is important for the full-blooded functioning of the heroic-epic cycle as a whole.

References

1. Ponomarev A. A. Psikhologiya tvorchestva. – Moskva : Nauka, 1976. – 304 s.

2. Lord A. The Singer of tales. Second edition. – London : Harvard edition press, 2000. – 312 p. (Na ang. yaz.)

3. Pukhov I. V. Ispolnenie olonkho // Doklady na II nauchnoi sessii. – Vyp. I. – Yakutsk : Yakutskoe gos. izd-vo, 1951. – S. 133–164.

4. Illarionov V. V. Epicheskoe nasledie naroda sakha. – Novosibirsk : Nauka, 2016. – 344 s.

5. Naloev Z. M. Institut dzheguako. – Nal'chik : Tetragraf, 2011. – 408 s.

6. Khan-Girei Sultan. Zapiski o Cherkesii. – Nal'chik : El'brus, 1978. – 335 s.

7. Narodnye pesni i instrumental'nye naigryshi adygov. – T. III. – Ch. 1. – Moskva : Sovetskii kompozitor, 1986. – 264 s. (Na adygeiskom, kabardino-cherkesskom i rus. yaz.)

8. Adyge pshynal\"e (Adygskie narodnye pesni) / sostavitel' Z. P. Kardangushev. – Nalshyk : El'brus, 1992. – 224 s. (Na kabardino-cherkesskom i rus. yaz.)

9. Narodnye pesni i instrumental'nye naigryshi adygov. – T. III. – Ch. 2. – Moskva : Sovetskii kompozitor, 1990. – 488 s. (Na adygeiskom, kabardino-cherkesskom i rus. yaz.)

10. Adygskie pesni vremen Kavkazskoi voiny. – Nal'chik : Pechatnyi dvor, 2014. – 656 s. (Na adygeiskom, kabardino-cherkesskom i rus. yaz.)

11. Narodnye pesni i instrumental'nye naigryshi adygov. – T. IV. – Ch. 1–2. – Nal'chik : KBIGI, 2017. – 530 s. (Na adygeiskom, kabardino-cherkesskom i rus. yaz.)