Preview

E-Management

Расширенный поиск

Анализ коммуникативных барьеров при реализации образовательного процесса в условиях локдауна

https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-3-38-49

Аннотация

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена массовым внедрением в образовательный процесс в период пандемии COVID-19 дистанционной формы обучения, ранее широко применяемой лишь в виде отдельных образовательных технологий. Радикальные изменения в системе организации образовательного процесса привели к возникновению новых коммуникативных барьеров, негативно воздействующих на результативность процесса обучения. Цель исследования заключается в проведении анализа этих барьеров. Задачи исследования заключаются в выявлении и изучении новых коммуникативных барьеров, а также определении факторов, влияющих на их появление. Исследование проводилось с применением методов классического и сравнительного анализа, также был проведен опрос в форме анкетирования с использованием платформы Google Docs. Авторы пришли к выводу, что дистанционный формат потребовал от участников образовательного процесса продолжительного периода адаптации, который в настоящее время еще далек от завершения. Основными коммуникативными барьерами, связанными с переходом на дистанционный формат работы, стали технический, организационный, коммуникативно-психологический и содержательный. При этом количество коммуникативных барьеров и степень их проявления зависит в том числе и от реализуемой в высших учебных заведениях модели дистанционного обучения.

Об авторах

Е. А. Беликова
Московский городской педагогический университет
Россия

Беликова Елена Александровна - Д-р полит. наук, ассистент каф. государственного и муниципального управления и правоведения

г. Москва



Е. В. Злотникова
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Россия

Злотникова Елена Вячеславовна - Канд. полит. наук, доц. каф. информационной аналитики и политических технологий

г. Москва



В. Ф. Ницевич
Московский городской педагогический университет
Россия

Ницевич Виктор Францевич - Д-р полит. наук, проф. каф. государственного и муниципального управления и правоведения

г. Москва



Список литературы

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. (2013). Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of Science. № 1. С. 14–20.

2. Борзова Т.А. (2021). Уроки пандемии: цифровая трансформация высшего образования в формате удаленного обучения // Территория новых возможностей. Вестник Владикавказского государственного университета экономики и сервиса. Т.13, № 1. С. 195–208. https://doi.org/10.24866/vvsu/2073-3984/2021-1/195-208

3. Вайгдорф-Сысоева М.Е. (2022). Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 194 с.

4. Девтерова З.Р. (2010). Основные этапы развития и современное состояние дистанционного обучения в России // Гуманизация образования. № 3. С. 43–48.

5. Игнатова Н.Ю. (2017). Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: Изд-во Нижнетагильского технологического института (филиал) УрФУ. 128 с.

6. Кондрашина В.В. (2021). Коммуникативные барьеры в современной образовательной практике // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Т. 10, № 1А. С. 113–122. https://doi.org/10.34670/AR.2021.25.12.015

7. Кязимов К.Г. (2022). Управление персоналом: профессиональное обучение и развитие: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 202 с.

8. Ничагина А.В. (2020). Совершенствование лекционно-семинарской системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. Т. 4, № 48. С. 60–64.

9. Полат Е.С. (2005). К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. № 3. С. 71–77.

10. Сухоставцева А.А., Рудаков В.Н. (2021). Опыт использования МООК в преподавательской деятельности в российских вузах. Информационный бюллетень. М.: Изд-во НИУ ВШЭ. 38 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2601-9

11. Сысоев П.В., Хмаренко Н.И. (2015). Модели дистанционного обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. Т. 4, № 18. С. 32–36.


Рецензия

Для цитирования:


Беликова Е.А., Злотникова Е.В., Ницевич В.Ф. Анализ коммуникативных барьеров при реализации образовательного процесса в условиях локдауна. E-Management. 2022;5(3):38-49. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-3-38-49

For citation:


Belikova E.A., Zlotnikova E.V., Nitsevich V.F. Analysis of communicative barriers in the educational process under lockdown. E-Management. 2022;5(3):38-49. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-3-38-49

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-3445 (Print)
ISSN 2686-8407 (Online)