Журналов:     Статей:        

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017; : 72-81

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ ПОРТОВ ДВФО В НОВОМ СТАТУСЕ «СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК»

Сергеев А. С.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/72-81

Аннотация

Морские порты ДВФО традиционно занимают ведущее положение в стратегии развития транспортной инфраструктуры региона, обеспечивая прямой выход внешней торговли России на страны АТР. При этом экономическая эффективность эксплуатации морских портов ДВФО определяется не только уровнем их грузооборота, но и соответствующим уровнем рентабельности оказания портовых (стивидорных) услуг своим клиентам - транспортным организациям, грузовладельцам и другим агентам логистики. В настоящее время экономическая эффективность эксплуатации морских портов ДВФО значительно снизилась по сравнению с дореформенным периодом (80-х годов XX столетия). Несмотря на относительный рост грузооборота и тарифов на портовые услуги, доходы за перевалку грузов резко снизились из-за изменения структуры грузооборота в сторону снижения трудоемкости по перевалке нефтеналивных и навалочных грузов. Данная проблема в основном связана с экономикой всего Дальневосточного региона, которая по-прежнему остается ориентируемой на товарно-сырьевой рынок АТР. Другая проблема связана с падением транзита генеральных грузов и, особенно, контейнерных из-за относительно низкой конкурентоспособности региональной наземной транспортной инфраструктуры по сравнению с морским транспортом ведущих стран АТР. В связи с этим в морских портах Приморского края были заморожены проекты по реконструкции и развитию контейнерных и ролкерных терминалов, а в морских портах Хабаровского края (Ванино и Де-Кастри) ряд специализированных контейнерных и лесных причалов пришлось переоборудовать под уголь и металлолом. В результате данных проблем страдает не только экономика морских портов, но и социально-экономическое положение прибрежных административно-территориальных образований (портовых городов и поселений). В настоящее время основная часть портового бизнеса Дальневосточного региона перешла в руки крупных грузовладельцев, которые зарегистрированы в центральной части России или в иностранных оффшорных зонах. Притом, доля вкладов морских портов в местные бюджеты резко сократилась. Кроме этого, значительно возросла экологическая нагрузка на прилегающие поселения из-за устаревшей технологии открытой перевалки навалочных грузов, особенно угля в портах Находка, Ванино, Посьет и Владивосток (рыбный порт). В статье рассматривается также проблема стратегии развития морских портов Дальневосточного региона в новой системе управления в рамках принятого федерального закона «О свободном порте Владивосток» (№ 212 ФЗ от 13.07.2015 г.), куда входят основные порты ДВФО. В связи с тем, что общей стратегии о развитии СПВ пока ещё нет, то в каждом отдельном порту продолжается инерция бессистемного поиска клиентов и второстепенных резидентов, которые не соответствуют реальным стратегическим целям развития внешнеторговых связей территорий ДВФО со станами АТР.
Список литературы

1. О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс] : федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/.

2. Дальневосточный федеральный округ. Экономическая статистика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://statinfo.biz/HTML/M113FOSOL1.aspx.

3. Морские порты: технико-экономические характеристики : справочник. - СПб. : ЦНИИМФ, 2016. - 864 с.

4. Резиденты СПВ не спешат подавать заявки об упрощении таможенных процедур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tks.ru/reviews/2016/09/26/01.

5. Семенихин, Я. Н. Морской транспорт Дальнего Востока: состояние и перспективы / Я. Н. Семенихин, П. М. Аверченков // Вестник Дальневост. отд-ния Рос. акад. наук. - 2002. - №1-2. - С. 69-75.

6. Стивидорный рынок России: итоги 2015 года / Информационно-аналитическое агентство SeaNews. - CПб., 2016. - 66 с. - (Freight.ru ; 2016 ; № 6 (75) : прил.).

7. Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/activity/ detail.php?SECTION_ID=2203#document_13008.

8. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assoc.khv.gov.ru/ strategy-for-socio-economic-development-of-the-far-east-and-the-baikal-region-until-2025.

9. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primorsky.ru/authorities /executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php.

Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2017; : 72-81

DEVELOPMENT OF FEFD SEAPORTS IN THE NEW STATUS OF "THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK"

Sergeev A. S.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/72-81

Abstract

Seaports of DVFO traditionally come to the forefront in the strategy of development for transport infrastructure of the region, providing a direct exit of foreign trade of Russia to Asia-Pacific countries. At the same time, the cost efficiency of operation of FEFD seaports is determined not only by the level of their cargo turnover, but also by the appropriate level of profitability of rendering port (stevedoring) services to the clients - to transport organizations, freight owners and other agents of logistics. Now cost efficiency of operation of FEFD seaports has considerably decreased in comparison with the pre-reform period (the 1980s). Despite a relative growth of the cargo turnover and rates for port services, the income for transfer of freights has dramatically decreased because of the change in structure of a cargo turnover towards decrease in labor input on transferring the oil and bulked cargoes. This problem is generally connected with economy of all Far East region, which still remains oriented to the commodity and raw market of the Pacific Rim. Other problem is connected with the decrease in transit of general cargoes and, especially containers due to rather low competitiveness of the regional land transport infrastructure in comparison with the sea transport of the leading Asia-Pacific countries. With respect thereto, many ports of the region suspended projects of reconstruction and development of container and RORO terminals. In some ports, a number of specialized container berths had to be re-equipped for handling coal or scrap metal. These problems have affected both the economy of seaports, and the economic and social situation of coastal administrative territories (seaports and settlements). Now the major part of the port business of the RFE has been passed to large freight owners who are registered in the central part of Russia or in foreign offshore zones. At the same time the share of contributions of seaports into the local budgets was sharply reduced. Besides, the environmental pressure on adjacent settlements because of the obsolete technology involving open transfer of bulked cargoes, especially coal, has considerably increased in the ports of Nakhodka, Vanino, Posyet and Vladivostok (a fishing port). The article also reviews the problem of the development strategy of seaports of the Far East region in a new management system within the adopted federal law "About the Free Port of Vladivostok" (No. 212 Federal Law of 13.07.2015) that includes the primary ports of FEFD. Since no general strategy of developing the Free Port of Vladivostok have been elaborated so far, every port is still involved into the inertia of unsystematic search for clients and minor residents who don't answer real strategic development objectives for the foreign trade communications of the FEFD territories with Pacific Rim countries.
References

1. O svobodnom porte Vladivostok [Elektronnyi resurs] : federal'nyi zakon ot 13.07.2015 № 212-FZ. - Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/.

2. Dal'nevostochnyi federal'nyi okrug. Ekonomicheskaya statistika [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://statinfo.biz/HTML/M113FOSOL1.aspx.

3. Morskie porty: tekhniko-ekonomicheskie kharakteristiki : spravochnik. - SPb. : TsNIIMF, 2016. - 864 s.

4. Rezidenty SPV ne speshat podavat' zayavki ob uproshchenii tamozhennykh protsedur [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.tks.ru/reviews/2016/09/26/01.

5. Semenikhin, Ya. N. Morskoi transport Dal'nego Vostoka: sostoyanie i perspektivy / Ya. N. Semenikhin, P. M. Averchenkov // Vestnik Dal'nevost. otd-niya Ros. akad. nauk. - 2002. - №1-2. - S. 69-75.

6. Stividornyi rynok Rossii: itogi 2015 goda / Informatsionno-analiticheskoe agentstvo SeaNews. - CPb., 2016. - 66 s. - (Freight.ru ; 2016 ; № 6 (75) : pril.).

7. Strategiya razvitiya transporta Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mintrans.ru/activity/ detail.php?SECTION_ID=2203#document_13008.

8. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Zabaikal'ya do 2025 goda [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://assoc.khv.gov.ru/ strategy-for-socio-economic-development-of-the-far-east-and-the-baikal-region-until-2025.

9. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Primorskogo kraya na period do 2025 goda [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://primorsky.ru/authorities /executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25.php.