Журналов:     Статей:        

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2018; : 81-92

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ДЕПУТАТСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ

Поливода Я. В.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2018-1-2/81-92

Аннотация

Неотъемлемым элементом конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации является конституционный принцип равенства перед законом и судом, получивший фундаментальное закрепление в статье 19 Конституции РФ. Равенство как правовая категория является регулятором всех общественных отношений в демократическом правовом государстве, гарантирует равные права и обязанности, однако не исключает возможность закрепления правовых норм в отношении отдельных категорий субъектов, наделённых специальными публичными функциями. Последнюю позицию поддержал Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая конституционный принцип равенства как критерий оценки законодательного регулирования любых прав и свобод, не исключая возможности его различного проявления. То есть, при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении; если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус. В силу выполняемых публичных полномочий особое место среди средств обеспечения самостоятельности и независимости депутатской деятельности занимают юридические гарантии, которые обладают усиленной правовой защитой личности депутата как лица, призванного выражать интересы своих избирателей и всего народа страны, а также участвовать в осуществлении законодательных, контрольных и иных полномочий представительного органа. В статье рассматриваются такие принципы, как депутатская неприкосновенность и равенство всех перед законом и судом, а также актуальные проблемы их соотношения для обеспечения единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Новые политические и экономические условия, необходимость совершенствования организации и деятельности парламентов, депутатов предопределяют обязательное обращение к нормативным правовым актам и практической деятельности зарубежных стран, опыт которых позволит усовершенствовать нормы российского законодательства и практику их применения.
Список литературы

1. По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 27. - Ст. 2803.

2. Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б. С. Эбзеев. - М. : Юрид. лит., 2005. - 576 с.

3. Карасев, А. Т. Депутатская неприкосновенность - важнейший элемент системы средств обеспечения депутатской деятельности // Вестн. Уральского юрид. ин-та МВД России. - 2014. - № 1. - С. 52-57.

4. По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. № 5-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 9. - Ст. 828.

5. Витов, Д. Владимир Путин посоветовал депутатам чаще общаться со своими избирателями, чтобы лучше понимать их проблемы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/2017-04-24/324107-vladimir_putin_posovetov al_deputatam_chasche_obschatsya_so_svoimi_izbiratelyami_chtoby_luchshe_ponimat_ih_problemy.

6. Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения : приказ МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 // Российская газета. - 2017. - № 232.

7. Романенко, Н. В. О согласии на преследование неприкосновенных лиц за совершение преступлений и административных правонарушений // Журнал российского права. - 2017. - № 5. - С. 106-110.

8. Parliamentary Privileges Act of 1987 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comlaw.gov.au/Details/C2004C00584.

9. Rules of the House of Representatives. 114th Congress [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://clerk.house.gov/legislative/house-rules.pdf.

10. The Diet Law [Электронный ресурс] / The National Diet of Japan. - Режим доступа: http://www.sangiin.go.jp/eng/law/diet/index.htm.

11. Code of Civil Procedure of 1996: Transparency of Japanese Law Project [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/en/text/214953.

12. Code of Criminal Procedure of 1948 : Organisation for Economic Co-operation and Development [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/site/adboecdanti-corruptioninitiative/46814489.pdf.

13. Конституция Японии 1947 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://worldconstitutions.ru/?p=37&attempt=2. - Яп.

14. Evaluation Report on the Russian Federation (Adopted by GRECO at its 40th Plenary Meeting Strasbourg, 1-5 December 2008). Greco Eval I-II Rep. 2 E [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rm.coe.int/16806c7d06.

15. Prevention of corruption in respect of members of parliament, judges and prosecutors [Электронный ресурс] // Fourth evaluation round. - Режим доступа: https://www.coe.int/en/web/greco/evaluations/russian-federation.

Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2018; : 81-92

PROBLEMS OF CORRELATION BETWEEN THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF PARLIAMENTARY IMMUNITY AND EQUALITY OF EVERYBODY BEFORE THE LAW AND COURT

Polivoda Y. V.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2018-1-2/81-92

Abstract

An integral element of the constitutional status of a person and a citizen in the Russian Federation is the constitutional principle of equality before the law and the court, which was fundamentally enshrined in Article 19 of the Constitution of the Russian Federation. Equality as a legal category is a regulator of all social relations in a democratic state of law; it guarantees equal rights and duties, but does not exclude the possibility of fixing legal norms in relation to certain categories of subjects endowed with special public functions. The latter position was supported by the Constitutional Court of the Russian Federation, considering the constitutional principle of equality as a criterion for assessing the legislative regulation of any rights and freedoms, not excluding the possibility of its various manifestations. That is, under equal conditions, the subjects of law should be in an equal position; if the conditions are not equal, the federal legislator has the right to establish for them a different legal status. By virtue of the performed public powers, a special place among the means of ensuring independence and independence of parliamentary activities is occupied by legal guarantees, which have enhanced legal protection of the personality of the deputy, as a person called to express the interests of his voters and the entire people of the country, as well as participate in implementing legislative, control authority of the representative body. The article discusses such principles as parliamentary immunity and equality of all before the law and the court, as well as the actual problems of their correlation to ensure a uniform understanding and interpretation of the rule of law by all law enforcers. New political and economic conditions, the need to improve the organization and activities of parliaments, deputies predetermine the mandatory appeal to the regulatory legal acts and practical activities of foreign countries, the experience of which will improve the norms of Russian legislation and the practice of their application.
References

1. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 2 stat'i 155, punktov 2 i 3 stat'i 156 i abzatsa dvadtsat' vtorogo stat'i 283 Byudzhetnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii v svyazi s zaprosami Administratsii Sankt-Peterburga, Zakonodatel'nogo Sobraniya Krasnoyarskogo kraya, Krasnoyarskogo kraevogo suda i Arbitrazhnogo suda Respubliki Khakasiya : postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 17 iyunya 2004 g. № 12-P // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 2004. - № 27. - St. 2803.

2. Ebzeev, B. S. Chelovek, narod, gosudarstvo v konstitutsionnom stroe Rossiiskoi Federatsii / B. S. Ebzeev. - M. : Yurid. lit., 2005. - 576 s.

3. Karasev, A. T. Deputatskaya neprikosnovennost' - vazhneishii element sistemy sredstv obespecheniya deputatskoi deyatel'nosti // Vestn. Ural'skogo yurid. in-ta MVD Rossii. - 2014. - № 1. - S. 52-57.

4. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii chastei pervoi i vtoroi stat'i 18, stat'i 19 i chasti vtoroi stat'i 20 Federal'nogo zakona ot 8 maya 1994 g. «O statuse deputata Soveta Federatsii i statuse deputata Gosudarstvennoi Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii» : postanovlenie Konstitutsionnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 20 fevralya 1996 g. № 5-P // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. - 1996. - № 9. - St. 828.

5. Vitov, D. Vladimir Putin posovetoval deputatam chashche obshchat'sya so svoimi izbiratelyami, chtoby luchshe ponimat' ikh problemy [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.1tv.ru/news/2017-04-24/324107-vladimir_putin_posovetov al_deputatam_chasche_obschatsya_so_svoimi_izbiratelyami_chtoby_luchshe_ponimat_ih_problemy.

6. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Ministerstvom vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii gosudarstvennoi funktsii po osushchestvleniyu federal'nogo gosudarstvennogo nadzora za soblyudeniem uchastnikami dorozhnogo dvizheniya trebovanii zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya : prikaz MVD Rossii ot 23 avgusta 2017 g. № 664 // Rossiiskaya gazeta. - 2017. - № 232.

7. Romanenko, N. V. O soglasii na presledovanie neprikosnovennykh lits za sovershenie prestuplenii i administrativnykh pravonarushenii // Zhurnal rossiiskogo prava. - 2017. - № 5. - S. 106-110.

8. Parliamentary Privileges Act of 1987 [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.comlaw.gov.au/Details/C2004C00584.

9. Rules of the House of Representatives. 114th Congress [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://clerk.house.gov/legislative/house-rules.pdf.

10. The Diet Law [Elektronnyi resurs] / The National Diet of Japan. - Rezhim dostupa: http://www.sangiin.go.jp/eng/law/diet/index.htm.

11. Code of Civil Procedure of 1996: Transparency of Japanese Law Project [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/en/text/214953.

12. Code of Criminal Procedure of 1948 : Organisation for Economic Co-operation and Development [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.oecd.org/site/adboecdanti-corruptioninitiative/46814489.pdf.

13. Konstitutsiya Yaponii 1947 goda [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://worldconstitutions.ru/?p=37&attempt=2. - Yap.

14. Evaluation Report on the Russian Federation (Adopted by GRECO at its 40th Plenary Meeting Strasbourg, 1-5 December 2008). Greco Eval I-II Rep. 2 E [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://rm.coe.int/16806c7d06.

15. Prevention of corruption in respect of members of parliament, judges and prosecutors [Elektronnyi resurs] // Fourth evaluation round. - Rezhim dostupa: https://www.coe.int/en/web/greco/evaluations/russian-federation.