Журналов:     Статей:        

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2018; : 52-64

РАБОТА МОРСКИХ РЫБНЫХ ПОРТОВ В УСЛОВИЯХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА

Сергеев А. С., Куприянов Б. Е.

Аннотация

В дореформенный период (1980-1991 гг.) морские рыбные порты (МРП) традиционно занимали ведущее положение в стратегии развития рыбопромышленного комплекса России (РСФСР), обеспечивая перевалку готовой рыбопродукции с транспортных и промысловых судов на берег, а также производили их комплексное обслуживание в период подготовки к промысловым экспедициям. В самый интенсивный период работы рыбной промышленности России (1985-1990 гг.) всеми морскими рыбными портами страны ежегодно перегружалось около 4-х млн т рыбопродукции, которая составляла 75 % в общей структуре грузооборота. Однако грузооборот рыбных портов страны, начиная с 2000 г., стал резко сокращаться и к 2008 г. составил по рыбопродукции всего около 600 тыс. т. При этом доля других коммерческих грузов, перегружаемых в морских рыбных портах, возросла до 90 %. На Дальневосточном бассейне, который является главным поставщиком рыбной продукции на внутренний и внешний рынки, доля рыбопродукции в общем грузообороте МРП снизилась ещё более значительно и составила всего к 2008 г. около 250 тыс. т из 3 500 тыс. т общего грузооборота. Это обстоятельство вызвало у всех МРП необходимость поиска и привлечения дополнительной грузовой базы за счёт расширения номенклатуры генеральных грузов, включая контейнерные, а также перепрофилирования некоторых причалов под лесные и навалочные грузы. Таким образом, МРП как специальные предприятия основной цепи рыбопромышленного комплекса, по сути, превратились в универсальные перегрузочные терминалы морского транспортного комплекса России под управлением Минтранса РФ. В 2008 г. практически все базовые МРП вошли в общий состав морских портов России регионального и федерального значения. Однако за этот период до настоящего времени доля рыбопродукции в общей перевалке грузов морскими портами России существенно не изменилась. Основные мощности терминалов по перевалке рыбопродукции по-прежнему сосредоточены в главных морских портах ДВФО. Несмотря на значительный физический износ перегрузочных и складских терминалов, они имеют возможность ежегодно пропускать до 1,2 млн т рыбопродукции в тарно-штучном виде и до 2,5 млн т в рефрижераторных контейнерах. Таким образом, при обеспечении благоприятных условий для доставки и перевалки всей рыбопродукции на отечественном берегу, грузооборот в морских портах региона может увеличиться почти в четыре раза. В статье рассматривается также перспектива развития специализированных терминалов под перевалку рыбопродукции в морских торговых портах ДВФО с учётом новой системы управления в рамках принятого федерального закона «О свободном порте Владивосток» (СПВ). На данный период (к началу 2018 г.) проявили интерес в качестве резидентов СПВ уже порядка 20-ти рыбопромышленных предприятий и стивидорных компаний морских портов ДВФО с инвестиционными проектами на общую сумму около 9-ти млрд рублей. Это даст возможность к 2025 г. увеличить перевалку (грузооборот) рыбопродукции в морских портах региона до 3-х млн тонн в год.
Список литературы

1. О морских портах Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390/.

2. О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс] : федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru./document/cons_doc_LAW_18254/.

3. О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 16 декабря 2006 г. № 773. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38871/.

4. Дальневосточный федеральный округ [Электронный ресурс] // StatInfo.biz: международная экономическая статистика. - Режим доступа: http://statinfo.biz/html/M113F0S0L1.aspx.

5. Морские порты: технико-экономические характеристики : справочник. - СПб. : ЦНИИМФ, 2016. - 864 с.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

7. Приморский край в ДВФО по итогам 2015 года. 2016 : аналитический обзор. - Владивосток : Приморскстат, 2016. - 52 с.

8. Ларина, Л. Бизнесу важно поверить в стабильность правил игры [Интервью Д. Тихонова] // Дальневосточный капитал. - 2017. - № 2 (198). - С. 15.

9. Сарана, Д. Режим свободного порта добавил бизнесу драйва [Электронный ресурс] // Дальневосточный капитал. - 2017. - № 8 (204). - С. 30-33.

10. Сергеев, А. С. Проблемы развития морских портов ДВФО в новом статусе «Свободного порта Владивосток» // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2017. - № 1. - С. 72-81.

11. Филимонов, Е. А. Развитие внешней торговли рыбохозяйственного комплекса Приморского края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7. - С. 664-666.

Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2018; : 52-64

OPERATION OF FISHING SEA PORTS IN THE CONTEXT OF FISHERY RESTRUCTURATION

Sergeev A. S., Kupriyanov B. E.

Abstract

In the pre-reform period (1980-1991) the fishing sea ports traditionally occupied a leading position in the development strategy of the fishing industry in Russia (RSFSR), providing transshipment of final fish products from transport and fishing vessels to the shore, as well as servicing and maintenance before fishing expeditions. During the most intense period of the fishing activity in Russia (1985-1990) all fishing seaport of the country annually transshipped about 4 million tons of fish products, which accounted for 75% of the total cargo turnover. However, since 2000, the cargo turnover of the country's fishing ports has begun to decline rapidly comprising only about 600 thousand tons of fish products by 2008. At the same time, the share of other commercial cargoes shipped in the sea fishing ports has increased to 90%. In the Far East basin of Russia, which is the main supplier of fish products to the domestic and foreign markets, the share of fish in total turnover of fishing sea ports fell even more dramatically to about 250 thousand tons out of the 3500 thousand tons of the total turnover by 2008. This circumstance called for searching and attracting additional cargos by expanding the range of general cargo, including containers, as well as by converting some berths for timber and bulk cargos. Thus, the fishing sea ports as special enterprises of the main chain of the fishing industry complex, in fact, have turned into universal transshipment terminals of the Russian maritime transport complex under the authority of the Ministry of Transport of the Russian Federation. In 2008, almost all base sea fishing ports were included in the total list of Russia's seaports of regional and federal significance. However, until the present time, the share of fish products in the general transshipment of cargo in Russian seaports has not changed significantly. The main capacities of terminals for transshipment of fish products are still concentrated in the main seaports of the Far Eastern Federal District. Despite the considerable physical wear and tear of loading and storage terminals, they are able to annually pass up to 1.2 million tons of fish products in packaged-piece form and up to 2.5 million tons in refrigerated containers. Thus, while ensuring favorable conditions for the delivery and transshipment of all fish products on the domestic shore, the freight turnover in seaports in the region may increase almost fourfold. The article also examines the prospects for development of specialized terminals for transshipment of fish products in the seaports of the Far Eastern Federal District, taking into account the new management system within the the adopted federal law "On the Free Port of Vladivostok" (FPV). For this period (by the early 2018), about 20 fishery enterprises and stevedoring companies of the Far Eastern seaports with investment projects for a total of about 9 billion rubles have shown interest in the capacity of FPV residents. This will result in increasing the transshipment (turnover) of fishing products in the regional seaports to 3 million tons per year by 2025.
References

1. O morskikh portakh Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs] : federal'nyi zakon ot 8 noyabrya 2007 g. № 261-FZ. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390/.

2. O svobodnom porte Vladivostok [Elektronnyi resurs] : federal'nyi zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 212-FZ. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru./document/cons_doc_LAW_18254/.

3. O sovershenstvovanii sistemy gosudarstvennogo upravleniya morskimi rybnymi portami (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyi resurs] : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 dekabrya 2006 g. № 773. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38871/.

4. Dal'nevostochnyi federal'nyi okrug [Elektronnyi resurs] // StatInfo.biz: mezhdunarodnaya ekonomicheskaya statistika. - Rezhim dostupa: http://statinfo.biz/html/M113F0S0L1.aspx.

5. Morskie porty: tekhniko-ekonomicheskie kharakteristiki : spravochnik. - SPb. : TsNIIMF, 2016. - 864 s.

6. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru.

7. Primorskii krai v DVFO po itogam 2015 goda. 2016 : analiticheskii obzor. - Vladivostok : Primorskstat, 2016. - 52 s.

8. Larina, L. Biznesu vazhno poverit' v stabil'nost' pravil igry [Interv'yu D. Tikhonova] // Dal'nevostochnyi kapital. - 2017. - № 2 (198). - S. 15.

9. Sarana, D. Rezhim svobodnogo porta dobavil biznesu draiva [Elektronnyi resurs] // Dal'nevostochnyi kapital. - 2017. - № 8 (204). - S. 30-33.

10. Sergeev, A. S. Problemy razvitiya morskikh portov DVFO v novom statuse «Svobodnogo porta Vladivostok» // Aziatsko-Tikhookeanskii region: ekonomika, politika, pravo. - 2017. - № 1. - S. 72-81.

11. Filimonov, E. A. Razvitie vneshnei torgovli rybokhozyaistvennogo kompleksa Primorskogo kraya // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. - 2016. - № 7. - S. 664-666.