Журналов:     Статей:        

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2018; : 9-18

АСПЕКТЫ ДВОЙСТВЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ КИТАЯ И РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Жариков Е. П.

Аннотация

С усилением разворота России на Восток укрепляется её трансграничное сотрудничество - в лице регионов российского Дальнего Востока (РДВ) - с Северо-Восточными провинциями (СВП) Китая. Географическое расположение регионов, их взаимная транспортная доступность однозначно указывают на фатальность сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Приморского края; способствуют активному внешнеэкономическому участию и других СВП Китая с районами РДВ с дальнейшим выходом на районы Восточной и Западной Сибири. Трансформация торгово-экономических отношений между соседними трансграничными регионами во времени неизбежна. А это влечёт изменение прежних базовых условий и ниш для взаимовыгодного сотрудничества. В настоящее время это всё более отчётливо стало проявляться на взаимоотношениях регионов российского Дальнего Востока и Северо-Восточных провинций Китая. При радушных заявлениях с российской стороны, во-первых, необходимо иметь в виду, что фактически Китай не входит в ведущую тройку инвесторов в Приморском крае. Во-вторых, СВП Китая - это уже не отсталые агропромышленные районы с неразвитой промышленностью, а достаточно развитые в техническом отношении провинции. В-третьих, уже неправильно говорить о дешёвой рабочей силе Китая, а можно говорить лишь об избытке рабочей силы и т.д. Под воздействием перемен Китаю нужен доступ к природным ресурсам российского Дальнего Востока и незамерзающим морским портам, в частности, к портам южных районов Приморского края. Имеющийся потенциал китайского экспорта не может быть в достаточном объёме реализован в регионах РДВ; бывшего лёгкого доступа к технологиям, земельным, лесным и др. ресурсам РДВ уже не будет. Следовательно, его экономическая политика по отношению к слабо развитым трансграничным регионам России вполне предсказуема: - особо не содействовать развитию регионов РДВ, но и не отстать от других стран, идущих на сотрудничество с регионом; - вынуждать регион сотрудничать с провинциями на их условиях, используя трудности и ограничения его развития; - снижать конкурентоспособность Транссиба и морских портов России за счёт создания и реанимации ж/д магистралей «Харбин - Далянь», «Харбин - Маньчжурия». Что можно предоставить в ответ? В первую очередь, остановить отток населения, перестать заниматься «маниловщиной», прекратить обирать регион и т.д. Во-вторых, необходимо провести объективную инвентаризацию потенциала РДВ, чётко разобраться, что может регион производить, кто потребитель, при каких ценовых и прочих условиях и т.д. То есть надо прагматично ответить на вопросы: что делать? и как делать? Некоторые предложения по реализации указанных проблем рассмотрены в статье.
Список литературы

1. Торговля между Россией и Китаем в 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2016-g.

2. Динамика внешней торговли [Электронный ресурс]. - [М.] : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, [2017]. - 16 с. - (Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики; вып. 29, сентябрь 2017 г.). - Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14443.pdf.

3. Сухих, К. Половину внешней торговли Приморский край ведет с Китаем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primpress.ru/article/19634.

4. Минимальная и средняя зарплата в Китае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hochusvalit.com/kitaj/zarplata-v-kitae.

Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2018; : 9-18

Duality of relations between China and Russia in the Far East

Zharikov E. P.

Abstract

With the increase of Russia's turn to the East, its cross-border cooperation (between the regions of the Russian Far East (RFE)) and the Northeastern provinces (NPs) of China is becoming stronger. Geographic proximity of the regions and mutual transport accessibility are the factors that ensure the cooperation between Heilongjiang and Primorsky Krai; they also promote active foreign economic participation of other NPs of China and RFE regions with further access to the regions of Eastern and Western Siberia. Transformation of trade and economic relations between neighboring transboundary regions is inevitable thus entailing changes in the previous basic conditions and niches for mutually beneficial cooperation. At present, this has become increasingly apparent in the relationships between the regions of the Russian Far East and the Northeastern provinces of China. In the context of cordial statements from the Russian side it has however to be kept in mind that China is not among the top three investors in Primorsky Krai. Secondly, Chinese NPs are not backward agro-industrial areas with undeveloped industry any more; they are rather technologically developed provinces. Thirdly, it is no longer correct to talk about the cheap labor in China; there is excess of labor, etc. Under the influence of these changes, China needs access to the natural resources of the Russian Far East and non-freezing seaports, in particular, to the ports of the southern areas of Primorsky Krai. The existing potential of Chinese exports cannot be sufficiently implemented in the regions of the RFE; the previously easy access to the technologies, land, forest and other resources of the RFE is no longer available. Consequently, the Chinese economic policy towards to the poorly developed transboundary regions of Russia is quite predictable: - not really assisting in the development of the RFE regions; however keeping up with other countries that cooperate with the region; - forcing the region to cooperate with the provinces on their terms, using the difficulties and limitations of its development; - reducing the competitiveness of the Trans-Siberian Railway and Russian seaports by constructing and resuscitating the railways "Harbin - Dalian", "Harbin - Manchuria". What can be done in response to these trends? First and foremost, the outflow of the population, robbing and deluding have to be stopped. Secondly, it is necessary to carry out an objective inventory of the potential of the RFE and clearly understand what the region can produce, who the consumer is, what prices it can offer, and other conditions, etc. Hence a pragmatic answer has to be found to the questions: what to do and how to do it? Some suggestions on the implementation of these problems are discussed in the article.
References

1. Torgovlya mezhdu Rossiei i Kitaem v 2016 g. [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2016-g.

2. Dinamika vneshnei torgovli [Elektronnyi resurs]. - [M.] : Analiticheskii tsentr pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii, [2017]. - 16 s. - (Byulleten' o tekushchikh tendentsiyakh rossiiskoi ekonomiki; vyp. 29, sentyabr' 2017 g.). - Rezhim dostupa: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14443.pdf.

3. Sukhikh, K. Polovinu vneshnei torgovli Primorskii krai vedet s Kitaem [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://primpress.ru/article/19634.

4. Minimal'naya i srednyaya zarplata v Kitae [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://hochusvalit.com/kitaj/zarplata-v-kitae.