Журналов:     Статей:        

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017; : 72-78

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Жариков Е. П.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-4/72-78

Аннотация

Мировой экономический кризис, снижение цен на нефть и сырьевые товары, нарушение устойчивого спроса на них привели к уменьшению темпов роста мировой экономики. Соответственно замедлились темпы роста мировой торговли. Прогноз экспертов МВФ по улучшению ситуации в 2015 году не сбылся. Общий объём перевозок (за исключением кризисного 2009 г.) носил относительно устойчивый характер. Периодически наблюдалось падение объёмов перевозок нефти и газа. Замедление темпов общих грузовых перевозок морским транспортом в 2006-2012 гг. составило 3,8 %, в 2013-2015 гг. - 3,0 %. Консолидация производственных процессов в рамках географических кластеров производственной активности и т.п. приводят к относительному снижению объёма торговли в расчёте на единицу выпускаемой продукции и, в конечном счёте, - снижению объёмов перевозимых грузов. Процессы, происходящие в мировой экономике, тесно связаны с развитием портового хозяйства, с пропускной способностью портов. Транспортная инфраструктура всегда должна развиваться с опережением относительно формирования грузовой базы. С другой стороны, создание инфраструктуры всегда довольно затратное мероприятие. Следовательно, должны выдерживаться оптимальные пропорции между портовой инфраструктурой и привлекаемой портом грузовой базой. В условиях замедления темпов международных морских перевозок идёт изменение стратегии функционирования портов за счёт освоения ими новых функций путём создания на их территории предприятий по промышленному и торговому сервису и диверсификации услуг. В конце XX в. на территории портов стали создавать промышленные предприятия, входящие в общую организационную структуру порта, но не связанные с ним функциональной деятельностью. Рассмотренные тенденции усложняют решение одной из важных задач для транспортно-логистической деятельности морского порта - прогнозирование для него грузовой базы.
Список литературы

1. Экономика мира в целом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/stat.php?count=world&razdel=country&table=ggecia.

2. Акаев, А. Шестой большой цикл Кондратьева в развитии мировой экономики вступает в силу / А. Акаев, А. Коротаев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2016/06/14/kondratiev/.

3. Обзор морского транспорта в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2016_ru.pdf.

4. Кореец, Е. А. Ванино-советско-гаванский узел и перевалка каботажных грузов в Хабаровском крае // Регионалистика. - 2016. - Т. 3, № 1. - С. 22-33.

Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2017; : 72-78

DEVELOPMENT TRENDS IN THE WORLD MARINE TRANSPORTATION AND PORT FACILITIES

Zharikov E. P.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2017-4/72-78

Abstract

He global economic crisis, the decline in prices for oil and commodities, and the disruption of sustainable demand have led to a decrease in the world economy growth rate. As a consequence, the growth rate of global trade has slowed down as well. The forecast of IMF experts on situation improvement in 2015 did not come true.The total volume of traffic (with the exception of the crisis year 2009) was less stable. Periodically, there was a drop in oil and gas transportation volumes. The slowdown in the rate of general freight transport by sea in 2006-2012 amounted to 3.8% and 3.0% in 2013-2015. Consolidation of production processes within the geographical clusters of productive activity, etc. has lead to a relative decrease in the volume of trade per unit of output, and, ultimately to decrease in the volume of goods transported.The processes in the world economy are closely related to the development of port facilities and their throughput capacities. The transport infrastructure should always develop ahead of the formation of the cargo base. On the other hand, creating an infrastructure is always a costly exercise. Therefore, optimal proportions must be maintained between the port infrastructure and the cargo base that the port attracts.In the context of the slowing pace of international shipping, there is a change in the strategy for the ports operation by mastering new functions. On their territories, enterprises are created for industrial and commercial services and diversification of services. In the late 20th, industrial enterprises, included in the overall organizational structure of the port, but not related to it functional activities, began to be established on the territory of ports.These tendencies complicate the solution of an important task of forecasting the cargo base for the transport and logistics activities of a seaport.
References

1. Ekonomika mira v tselom [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.ereport.ru/stat.php?count=world&razdel=country&table=ggecia.

2. Akaev, A. Shestoi bol'shoi tsikl Kondrat'eva v razvitii mirovoi ekonomiki vstupaet v silu / A. Akaev, A. Korotaev [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://polit.ru/article/2016/06/14/kondratiev/.

3. Obzor morskogo transporta v 2016 godu [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2016_ru.pdf.

4. Koreets, E. A. Vanino-sovetsko-gavanskii uzel i perevalka kabotazhnykh gruzov v Khabarovskom krae // Regionalistika. - 2016. - T. 3, № 1. - S. 22-33.