Журналов:     Статей:        

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017; : 59-69

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ГРУППЫ FESCO И КРУПНЕЙШИХ В МИРЕ СУДОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ КОМПАНИЙ

Костюкова О. И., Богатырёва С. В., Антонец Д. В.

Аннотация

Происходящее в последние годы существенное снижение темпов роста мировых грузоперевозок, особенно в контейнерном секторе, вызванное замедлением развития мировой торговли товарами и избытком дедвейта контейнеровозов, привело к обострению конкуренции среди грузоперевозчиков и ухудшению финансовых результатов их деятельности. Даже компании - лидеры мирового рынка морских контейнерных перевозок ощутили изменение конъюнктуры не в пользу продавцов транспортных услуг. Ухудшились финансовые показатели и одной из крупнейших в России транспортно-логистических компаний Транспортной группы FESCO. В статье представлены результаты сравнительной оценки конкурентоспособности FESCO и трёх крупнейших в мире морских перевозчиков контейнерных грузов: Maersk, CMA CGM и APL. Все четыре компании - транснациональные, их деятельность диверсифицирована в сфере разных видов транспорта и его инфраструктуры. Основной доход компаниям приносят грузоперевозки. У всех компаний в период 2011-2015 гг. морские грузоперевозки были либо убыточны, либо низко рентабельны, и основную прибыль им приносила деятельность других подразделений. Расчёты показателей конкурентоспособности по выборке на основе динамического метода позволяют сделать следующие выводы. Наиболее стабильное положение у Maersk и CMA CGM. В 2015 г. наибольшей конкурентоспособностью обладает CMA CGM, на втором месте - APL и Maersk. FESCO, находясь на первом месте в группе в 2011 г., в 2015 г., переместилась на последнее, снизив показатель на 0,42 пункта, и существенно уступает конкурентам. Принимаемых в компании мер по оптимизации затрат пока недостаточно. Положение FESCO усугубляется внутриэкономическими факторами: замедлением темпов экономического развития в стране, ослаблением курса рубля, снижением покупательной способности. В настоящее время компания находится в ситуации неопределенности и сомнений в возможности осуществлять свою деятельность непрерывно.
Список литературы

1. Воронов, Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vds1234.ru/concurency/13-32.

2. Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2016 года (неаудированная) [Электронный ресурс] // Дальневосточное морское пароходство. - Режим доступа: http://www.fesco.ru/upload/iblock/26f/fs-fesco-6m-20916-rus_.pdf.

3. Neptune Orient Lines Limited: Reports and Announcements [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nol.com.sg/wps/portal/nol/ investorrelations/reportsandannouncements/quarterlyreports.

4. Review of Maritime Transport [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org/es/Paginas/Publications/Review-of-Maritime-Transport-(Series).aspx.

5. The CMA CGM Group. Finance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cma-cgm.com/finance.

6. The Maersk Group: financial reports [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investor.maersk.com/financials.cfm?Year=2016.

7. Trade Developments in 2016: Policy Uncertainty Weighs on World Trade [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/ en/228941487594148537/pdf/112930-v1-revised-PUBLIC-1706109-Global-Trade-Watch-Report-Web.pdf.

Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2017; : 59-69

COMPETITIVENESS OF FESCO TRANSPORT GROUP AND LARGEST SHIPPING COMPANIES IN THE WORLD

Kostyukova O. I., Bogatyreva S. V., Antonets D. V.

Abstract

In recent years, a slowdown in the development of global trade and a surplus of container ships’ deadweight have induced a significant reduction of global freight traffic growth, especially in the sector of container shipment, which has led to a growing competition among freight forwarders and resulted in the disappointing financial results of their activity. Even the leading companies in the global market of freight traffic have experienced the changes in the market situation with its negative impacts on providers of transport services. FESCO transportation group, which is one of the leading companies in the Russian transport-and-logistic sector, has also experienced deterioration of financial indicators. This article describes the results of comparative analysis conducted to define the competiveness of FESCO and other biggest container shipping companies in the world, such as Maersk, CMA CGM and APL. All four companies are transnational and their activity is diversified by different transport modes and its infrastructure. The main income is generated by freight traffic. In 2011-2015, marine transportation was unprofitable or marginally profitable for all companies, and the main income was aggregated from other units. Calculation of competitiveness indicators on a selected sample, which was made based on dynamic analysis, allows the following conclusions. Maersk and CMA CGM are in a more stable position. In 2015, CMA CGM was highly competitive, followed by APL and Maersk, in 2011 FESCO was at the top of the group and in 2015 it dropped down to the last place, as its indicator decreased by 0.42 points. Not all measures which the company took for optimizing costs are sufficient and now it falls far behind its competitors. FESCO's situation is exacerbated by the factors of domestic economy: domestic economic slow-down, weakening of the Russian currency, and decline in the purchasing power. Currently the company is in uncertain situation, which has generated significant doubts about its ability to continue as a going concern.
References

1. Voronov, D. S. Dinamicheskii podkhod k otsenke konkurentosposobnosti predpriyatii [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://vds1234.ru/concurency/13-32.

2. Konsolidirovannaya promezhutochnaya sokrashchennaya finansovaya otchetnost' za shest' mesyatsev, zakonchivshikhsya 30 iyunya 2016 goda (neaudirovannaya) [Elektronnyi resurs] // Dal'nevostochnoe morskoe parokhodstvo. - Rezhim dostupa: http://www.fesco.ru/upload/iblock/26f/fs-fesco-6m-20916-rus_.pdf.

3. Neptune Orient Lines Limited: Reports and Announcements [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nol.com.sg/wps/portal/nol/ investorrelations/reportsandannouncements/quarterlyreports.

4. Review of Maritime Transport [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://unctad.org/es/Paginas/Publications/Review-of-Maritime-Transport-(Series).aspx.

5. The CMA CGM Group. Finance [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.cma-cgm.com/finance.

6. The Maersk Group: financial reports [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://investor.maersk.com/financials.cfm?Year=2016.

7. Trade Developments in 2016: Policy Uncertainty Weighs on World Trade [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://documents.worldbank.org/curated/ en/228941487594148537/pdf/112930-v1-revised-PUBLIC-1706109-Global-Trade-Watch-Report-Web.pdf.