Журналов:     Статей:        

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020; 22: 61-73

Цифровая платформа – продукт квазиинтегрированных систем

Третьяк В. П., Лякина М. А.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/61-73

Аннотация

Статья посвящена анализу экономической природы цифровых платформ. В ней сопоставляются два механизма перераспределения экономических ресурсов – классический рыночный и властный внутрифирменный. Экономическая природа цифровых платформ связывается с развитием квазиинтегрированных структур. Обосновывается положение о том, что платформа не является в полном смысле традиционной фирмой, а представляет собой существенный компонент квазиинтегрированной экономической структуры, которая выносит внутрифирменные властные отношения за свои пределы и способна трансформировать рыночную организацию производства по ряду направлений. Платформа по сути своей организации опирается на формы работы на заказ потребителя, получившие развитие в постиндустриальной или информационной экономике. Она способна формировать спрос в виде поступления потока заказов от непосредственного потребителя. Цифровые платформы изменяют экономический статус фирм, действующих внутри неё, существенно ограничивая их обособленность. Это приводит к доминированию платформы как на отраслевом рынке, так и по отношению к фирмам, которые взаимодействуют на её основе.

Список литературы

1. Авдокушин, Е. Ф. Экономика совместного потребления – формирующийся сегмент новой экономики / Е. Ф. Авдокушин, Л Г. Белова // Вопросы новой экономики. – 2018. – № 2 (46). – С. 9–16.

2. Комелли, Е. Совместное потребление – движущая сила экономики Италии // Коммерсант : сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3449246 (дата обращения: 25.05.2018).

3. Круглов, С. Доверие к роботам и борьба с вирусами: о чем говорили на «Летнем Давосе» в Китае. – URL: https://tass.ru/ekonomika/4375723 (дата обращения: 07.06.2018).

4. Непринцева, Е. Фирма в рыночной экономике // Российский экономический журнал. – 1993. – № 8. – С. 178.

5. Техническая и человеческая стороны экономики совместного потребления взаимосвязаны // Коммерсант : сайт. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2919168 (дата обращения: 04.06.2018).

6. Третьяк, В. П. Подрыв товарного производства и Форсайт отечественной экономики / В. П. Третьяк, О. А. Сагина // Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека. Т. 2 : сборник докладов V Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК–2019) / под общ. ред. С. Д. Бодрунова. – Санкт-Петербург : ИНИР, 2019. – С. 407–417.

7. Третьяк, В. П. Кластеры предприятий : монография / В. П. Третьяк. – Изд. 3-е. – Москва : Вишневый пирог, РФФИ, 2011. – 186 с.

8. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация / О. Уильямсон. – Санкт-Петербург : Лениздат; CEV Press, 1996. – 702 с.

9. Хессин, Н. В. Ленин В. И. о сущности и основных признаках товарного производства. – Москва : МГУ, 1968. – 166 с.

10. Шаститко, А. Е. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области / А. Е. Шапитко, Е. Н. Паршина // Современная конкуренция. – 2016. – Т. 10, № 1 (55). – С. 5–18.

11. Яблонский, С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. – 2013. – Т. 11, №. 4. – С. 57–78.

12. Fraiberger, S. Peer-to-peer rental markets in the sharing economy / S. Fraiberger, А. Sundararajan // NYU Stern School of Business Research Paper (First version March 2015; current version September 2017). 39 р. Posted: 8 March 2015. Last revised: 10 September 2017. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2574337 (дата обращения: 13.05.2020).

13. Klimanov, D. Linking business model research and marketing: new networkbased approach to business model analysis / D. Klimanov, O. Tretyak // Journal of Business & Industrial Marketing. – 2019. – Vol. 34, no. 1. – Р. 117–136.

14. Zott, C. Business model design: an activity system perspective / С. Zott, R. Amit // Long Range Plan. – 2010. – Vol. 43, iss. 2. – Р. 216–226.

15. Hagiu, A. Marketplace or reseller? / A. Hagiu, J. Wright // Management Science. – 2015. – Vol. 61. – P. 184–203.

16. Prescott, E. Organization capital / E. Prescott, M. Visscher // Journal of Political Economy. – 1980. – No. 88. – Р. 446–461.

Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2020; 22: 61-73

Digital platform – quasi-integrated systems product

Tretyak V. P., Lyakina M. A.

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-1/61-73

Abstract

This article is devoted to the economic nature of digital platforms. There is a comparison of two redeployment mechanisms of economic resources: classical market-based mechanism and commanding intra-firm. The economic nature of digital platforms is connected with quasi integrated structure development. The article provides a statement that a platform is not a traditional firm(in its full sense) that it is just an essential component of quasi integrated economical structure that takes its intra-firm commanding relations outside and is able to transform market-based organization in a number of areas. Fundamentally, a platform is based on customer-related forms of work that was developed in the post-industrial or information economy. It is able to build a demand as a business stream directly from consumers. Digital platforms change economic status of companies that operate inside of it, significantly limiting their independence. In some cases it leads to the platform dominance on the sectoral market as well as its dominance according to the firms that interact on its basis.

References

1. Avdokushin, E. F. Ekonomika sovmestnogo potrebleniya – formiruyushchiisya segment novoi ekonomiki / E. F. Avdokushin, L G. Belova // Voprosy novoi ekonomiki. – 2018. – № 2 (46). – S. 9–16.

2. Komelli, E. Sovmestnoe potreblenie – dvizhushchaya sila ekonomiki Italii // Kommersant : sait. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3449246 (data obrashcheniya: 25.05.2018).

3. Kruglov, S. Doverie k robotam i bor'ba s virusami: o chem govorili na «Letnem Davose» v Kitae. – URL: https://tass.ru/ekonomika/4375723 (data obrashcheniya: 07.06.2018).

4. Neprintseva, E. Firma v rynochnoi ekonomike // Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal. – 1993. – № 8. – S. 178.

5. Tekhnicheskaya i chelovecheskaya storony ekonomiki sovmestnogo potrebleniya vzaimosvyazany // Kommersant : sait. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2919168 (data obrashcheniya: 04.06.2018).

6. Tret'yak, V. P. Podryv tovarnogo proizvodstva i Forsait otechestvennoi ekonomiki / V. P. Tret'yak, O. A. Sagina // Forsait «Rossiya»: budushchee tekhnologii, ekonomiki i cheloveka. T. 2 : sbornik dokladov V Sankt-Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo kongressa (SPEK–2019) / pod obshch. red. S. D. Bodrunova. – Sankt-Peterburg : INIR, 2019. – S. 407–417.

7. Tret'yak, V. P. Klastery predpriyatii : monografiya / V. P. Tret'yak. – Izd. 3-e. – Moskva : Vishnevyi pirog, RFFI, 2011. – 186 s.

8. Uil'yamson, O. Ekonomicheskie instituty kapitalizma: Firmy, rynki, «otnoshencheskaya» kontraktatsiya / O. Uil'yamson. – Sankt-Peterburg : Lenizdat; CEV Press, 1996. – 702 s.

9. Khessin, N. V. Lenin V. I. o sushchnosti i osnovnykh priznakakh tovarnogo proizvodstva. – Moskva : MGU, 1968. – 166 s.

10. Shastitko, A. E. Rynki s dvustoronnimi setevymi effektami: spetsifikatsiya predmetnoi oblasti / A. E. Shapitko, E. N. Parshina // Sovremennaya konkurentsiya. – 2016. – T. 10, № 1 (55). – S. 5–18.

11. Yablonskii, S. A. Mnogostoronnie platformy i rynki: osnovnye podkhody, kontseptsii i praktiki // Rossiiskii zhurnal menedzhmenta. – 2013. – T. 11, №. 4. – S. 57–78.

12. Fraiberger, S. Peer-to-peer rental markets in the sharing economy / S. Fraiberger, A. Sundararajan // NYU Stern School of Business Research Paper (First version March 2015; current version September 2017). 39 r. Posted: 8 March 2015. Last revised: 10 September 2017. – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2574337 (data obrashcheniya: 13.05.2020).

13. Klimanov, D. Linking business model research and marketing: new networkbased approach to business model analysis / D. Klimanov, O. Tretyak // Journal of Business & Industrial Marketing. – 2019. – Vol. 34, no. 1. – R. 117–136.

14. Zott, C. Business model design: an activity system perspective / S. Zott, R. Amit // Long Range Plan. – 2010. – Vol. 43, iss. 2. – R. 216–226.

15. Hagiu, A. Marketplace or reseller? / A. Hagiu, J. Wright // Management Science. – 2015. – Vol. 61. – P. 184–203.

16. Prescott, E. Organization capital / E. Prescott, M. Visscher // Journal of Political Economy. – 1980. – No. 88. – R. 446–461.