Аэрокосмический научный журнал. 2017; 3: 17-33
Степень комфортности кабины спускаемых аппаратов капсульной формы
Миненко В. Е., Быковский С. Б., Семененко А. Н.
https://doi.org/10.24108/aersp.0217.0000066Аннотация
В статье изложена проблема выбора проектно-компоновочной схемы транспортного космического корабля с учетом достижения необходимой для нормального функционирования экипажа степени комфортности. На примере отечественных и американских космических кораблей показано, что на выбор проектно-компоновочной схемы космического корабля оказывают решающее влияние тип ракеты-носителя, специфика старта, эксплуатационные перегрузки, габаритно-массовые ограничения. Свободный объем гермокабины, приходящийся на каждого члена экипажа, рассматривается в качестве основного показателя, характеризующего степень комфортности космического корабля. Используя среднестатистические данные по плотности компоновки различного оборудования, проведена оценка возможного увеличения этого показателя для современных спускаемых аппаратов. На примере спускаемых аппаратов класса «Союз» и «Аполлон» приведена зависимость роста массы спускаемого аппарата от свободного объема его гермокабины. Обращено внимание на тот факт, что предел увеличения свободного объема отсеков космического корабля для достижения максимальной степени комфортности должен соответствовать набору функций, которые выполняет экипаж в рассматриваемых отсеках В противном случае увеличение массы космического корабля окажется неоправданным. Результаты, изложенные в статье, могут быть полезны разработчикам пилотируемых космических аппаратов, а также преподавателям и студентам. В перспективе целесообразно дополнить материал статьи массовыми и объемными показателями, а также результатами оценки степени комфортности проектируемых в настоящее время в России и США современных пилотируемых космических аппаратов, таких как ПТК НП («Федерация»), «Орион», «Dragon V2».
Список литературы
1. Солнечная система. Режим доступа: http://www.sistemasolnca.ru/solnechnaya-sistema/2012-04-17-17-01-25/267--1.html, дата обращения 04.07.2017.
2. Бушуев К. Д. Подготовка и осуществление программы ЭПАС. М.: Знание, 1976. 62 с.
3. Дэвид Мак-Гоуан «Хвост виляет лунным пёсиком», часть X. Режим доступа: http://bigphils.livejournal.com/6613.html, дата обращения 04.07.2017.
4. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса NASA. Режим доступа: http://www.profi-forex.org/wiki/nacional-noe-upravlenie-po-ajeronavtike-i-issledovaniju-kosmosa-nasa.html, режим доступа 04.07.2017.
5. Гэтленд К.У. Космическая техника. М.: Мир, 1986. 294 с. [The illustrated encyclopedia of space technology / Consultant and principal author K.W. Gatland. L.: Salamander, 1981. 289 p.].
6. Космические аппараты / Под общ. ред. К.П. Феоктистова. М.: Воениздат, 1983. 319 с.
7. Панкратов Б.М. Спускаемые аппараты. М.: Машиностроение, 1984. 232 с.
8. Сидоров О.А. Физиологические факторы человека, определяющие компоновку поста управления машиной. М.: Оборонгиз, 1962. 363 с.
9. Рабинович Б.А. Безопасность человека при ускорениях: (биомеханический анализ). М.: Книга и бизнес, 2007. 208 с.
Aerospace Scientific Journal. 2017; 3: 17-33
A Cockpit Comfort Level of the Descent Capsule-Shaped Vehicles
Minenko V. E., Bykovsky S. B., Semenenko A. N.
https://doi.org/10.24108/aersp.0217.0000066Abstract
The article formulates the task of selecting a design-layout pattern for a transport spacecraft, in terms of reaching a proper comfort level for the crew to have appropriate functioning. Using the example of a domestic spacecraft and an American one, it has been shown that the type of launch vehicle, the launch specifics, the operational overloads, and the overall mass restrictions have a dramatic impact on the choice of the design-layout pattern of the spacecraft. The free volume of the pressure cockpit per each member of the crew is considered as the main characteristic to show a level of the spacecraft comfort. Using the average statistical data on the layout density of different equipment, the article estimates the possible increase of this characteristic for the cutting-edge descent vehicles. Using the example of the descent vehicles of Soyuz and Apollo class, the article shows a dependence of the raising weight of a descent vehicle on the free volume of its pressure cockpit. Attention is drawn to the fact that the limit of increasing free space of the spacecraft compartments to achieve maximum comfort should correspond to a set of functions that the crew performs in the compartments considered. Otherwise, the increase in the spacecraft mass will prove to be unjustified. The results stated in the article can be useful to developers of manned spacecraft, as well as to teachers and students. In the long term it is worthwhile adding the article material with the mass and volume indicators, as well as with the estimate results of the comfort level of modern manned spacecrafts being under design in Russia and USA, such as PTK NP (“Federation”), “Orion”, “Dragon V2”.
References
1. Solnechnaya sistema. Rezhim dostupa: http://www.sistemasolnca.ru/solnechnaya-sistema/2012-04-17-17-01-25/267--1.html, data obrashcheniya 04.07.2017.
2. Bushuev K. D. Podgotovka i osushchestvlenie programmy EPAS. M.: Znanie, 1976. 62 s.
3. Devid Mak-Gouan «Khvost vilyaet lunnym pesikom», chast' X. Rezhim dostupa: http://bigphils.livejournal.com/6613.html, data obrashcheniya 04.07.2017.
4. Natsional'noe upravlenie po aeronavtike i issledovaniyu kosmosa NASA. Rezhim dostupa: http://www.profi-forex.org/wiki/nacional-noe-upravlenie-po-ajeronavtike-i-issledovaniju-kosmosa-nasa.html, rezhim dostupa 04.07.2017.
5. Getlend K.U. Kosmicheskaya tekhnika. M.: Mir, 1986. 294 s. [The illustrated encyclopedia of space technology / Consultant and principal author K.W. Gatland. L.: Salamander, 1981. 289 p.].
6. Kosmicheskie apparaty / Pod obshch. red. K.P. Feoktistova. M.: Voenizdat, 1983. 319 s.
7. Pankratov B.M. Spuskaemye apparaty. M.: Mashinostroenie, 1984. 232 s.
8. Sidorov O.A. Fiziologicheskie faktory cheloveka, opredelyayushchie komponovku posta upravleniya mashinoi. M.: Oborongiz, 1962. 363 s.
9. Rabinovich B.A. Bezopasnost' cheloveka pri uskoreniyakh: (biomekhanicheskii analiz). M.: Kniga i biznes, 2007. 208 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38